Тема: Формирование и развитие фразовой речи у детей с ТНР через использование дидактического материала.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение  

города Нижневартовска  детский сад № 49 «Родничок»

Тема: Формирование и развитие фразовой речи у детей с ТНР через использование дидактического материала.

Учитель-логопед

Чернова Е.В.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Речь играет важную роль в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Плохоговорящие дети, осознав свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются в общении с другими людьми. Родители часто жалуются педагогам, что их ребенок испытывает трудности при пересказе прочитанного текста. Ему сложно грамотно ответить на вопрос, сформулировать мысль, подобрать нужное слово. В основе подобных трудностей лежат определённые причины. И основная из них – недостаточная сформированность связной речи. Молодым родителям кажется, что речь малыша формируется сама собой. Пройдет какое-то время, и ребенок сам всему научится. Родители предпочитают не вмешиваться в этот процесс. И напрасно.

Что же такое умение говорить? Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и сложные слова.

Взрослым важно помнить, что современные дети неохотно используют развернутую фразу. Большинство детей предпочитает отвечать на вопросы однословно. К сожалению, некоторые родители мало беседуют с детьми, редко читают вслух и  практически никогда не обсуждают прочитанные книги. Современные технические средства и средства информации, доступные дошкольникам (компьютеры, планшеты, телефоны и т.д.) «сворачивают» фразу. Ребенок понимает гораздо больше слов, чем использует в активной речи. С учетом этого, необходимо побуждать детей пользоваться развернутой фразой не только на занятиях, но и в обиходной речи.

 Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм,  умением полно, связно, последовательно  передать содержание готового  текста.

Связная речь имеет две формы:

·        диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

·        монологическую (речь одного человека).

Развитие связной речи у детей с ОНР   - одна из главных задач коррекционного воздействия

Некоторое преимущество имеют дети, посещающие детские сады, в которых у дошкольников развивают связную речь. В детском саду ребенка учат отвечать на вопросы, пересказывать небольшие тексты, составлять предложения, короткие рассказы.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Всю работу по формированию у дошкольников связной речи условно можно уложить в пять этапов. Каждый из которых преследует определенные цели, решает определенные задачи. Передвигаясь от первого этапа к следующим, ребенок будет совершать навыки построения предложения.

I этап обучения построению фразы.

Закрепление умения составлять простое двусоставное предложение. Знакомство с грамматическими категориями существительного и глагола.

Задачи:

  • Закрепление конструкции «предмет - действие»;
  • Работа над грамматическими категориями существительного;
  • Усвоение грамматических категорий глагола.

На данном этапе можно использовать следующие игры: «Живые-неживые», «Что делают предметы?», «Что делал? Что делала? Что делали дети?», «Едем, плаваем, летаем», «Кто как кричит».

II этап обучения построению фразы.

Формирование и закрепление умения составлять предложения из нескольких слов. Закрепление владения падежными окончаниями существительного, знакомство с грамматическими категориями прилагательного. Знакомство с простыми предлогами и закрепление их употребления в речи.

Задачи:

  • Учить  детей правильно строить фразу из 4-5 слов.
  • Усвоение и закрепление правильного употребления в речи малышей падежных окончаний существительного. Работа над падежными окончаниями предполагает работу с предлогами.
  • Знакомство с простыми (непроизводными ) предлогами и обучение детей правильному употреблению их в речи.
  • Активизация использования в речи дошкольников прилагательных, включение их в состав предложения, знакомство с грамматическими категориями прилагательного

Одна из важнейших задач – закрепление умения детей согласовывать слова различных частей речи.

На данном этапе обучения построению фразы продолжается работа над ее грамматическим оформлением. Слова, ее составляющие, должны следовать в определённом порядке и соответствовать следующим схемам:

«подлежащее (существительное) + сказуемое (глагол) + дополнение (существительное)»;

«подлежащее (существительное) + сказуемое (глагол) + дополнение (существительное) + дополнение (существительное)»;

«подлежащее (существительное) + сказуемое (глагол) + определение (прилагательное) + дополнение (существительное)».

На данном этапе можно использовать следующие игры: «Помощница», «Соблюдай порядок», «Бусы»,  «Расскажи, какой», «Веселые загадки».

III этап обучения построению фразы.

Формирование умения составлять сложные (сложноподчинённые и сложносочиненные) предложения. Закрепление всех видов связи.

Задачи:

  • Усвоение ребенком конструкций сложносочиненного предложения (с союзами -А, -НО) и сложноподчиненного предложения (с союзами -ЧТОБЫ, -ПОТОМУ ЧТО) и закрепление этих конструкций в речи.
  • Совершенствование умения употреблять все виды связи в предложении.

На данном этапе можно предложить детям поиграть в такие игры: «У тебя и у меня», «Для чего это нужно», «Кто как кричит».

IV этап обучения построению фразы.

Развитие повествовательной формы речи. Рассказывание знакомых историй  и сказок.

V этап обучения построению фразы.

Развитие самостоятельной творческой речи. Сочинение детьми историй и сказок.

Основная задача данных игр – показать систему в работе над развитием связной речи. Думается, что педагоги, которых интересует данная проблема, имеют свои творческие разработки и всегда смогут дополнить предлагаемый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Сенсорное   развитие – это  развитие  у  ребенка  процессов  восприятия  и  представлений  о  предметах  и  явлениях  окружающего...

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "

Опыт работы по теме "Развитие фонематического восприятия у детей с ФФН через использование дидактических игр "...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича» воспитателя Мельниковой Ольги Сергеевны на 2020 – 2025 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование дидактической и пространственной среды В.В. Воскобовича»воспит...

Формирование понятия о сенсорных эталонов у детей раннего возраста через использование дидактических игр.

Формирование понятия о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через использование дидактических игр....

Дидактическое пособие для формирования и развития фразовой речи у детей с ОНР. (дидактическая игра «Бусы»)

Игра «Бусы» -  знакомство со словами-предлогами. Учить понимать условное обозначение (символ предлога), различать предлоги по значению....

Дидактическое пособие для формирования и развития фразовой речи у детей с ОНР. (дидактическая игра «Для чего это нужно»)

Игра «Для чего это нужно» -  знакомство с конструкцией сложноподчиненного предложения и союзом -ЧТОБЫ....