Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.
консультация по коррекционной педагогике

Ленькова Екатерина Олеговна

Современный мир не требует от детей особых усилий, поэтому моторные навыки ослабляются, дети плохо держат карандаш, кисточку, плохо владеют ножницами. Неуспешность в овладевании данных предметов ведет и к нарушению эмоционального состояния. А для детей с ТНР – это печальные последствия в будущем.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи.

Снижению двигательной и речевой активности ребенка способствует современный мир компьютеризации и многообразие гаджетов. Это отражается на психическом и физическом здоровье. Современный мир не требует от детей особых усилий, поэтому моторные навыки ослабляются, дети плохо держат карандаш, кисточку, плохо владеют ножницами. Неуспешность в овладевании данных предметов ведет и к нарушению эмоционального состояния. А для детей с ТНР – это печальные последствия в будущем.  Все это дальше сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Предлагаю вам освоить несколько полезных кинезиологических упражнений для мозга. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и скорректировать проблему у детей с ТНР.

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Она относиться к здоровьесберегающей технологии. Применение кинезиологических упражнений можно выполнять и взрослым, и детям это помогает активизации мыслительной деятельности: позволяет улучшить память, внимание, речь, мелкую среднюю и крупную моторику, развивает пространственную ориентировку, помогает снизить утомляемость, а также усилить способность к произвольному контролю.

Формы такой работы могут стать кинезиологические физминутки, точечный массаж, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения на релаксацию.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем пробует самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.

Детей младшего дошкольного возраста начинаем учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному, далее увеличиваем темп и усложняем упражнения.

Использование кинезиологических упражнений способствует не только развитию умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий головного мозга, что помогает развитию способностей ребёнка и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данных упражнений, позволяет ускорить у ребёнка коррекцию речевых нарушений, а также, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Облегчают процесс письма. Развивают творческие способности, стабилизируют психику, развивают интуицию. Улучшают память, повышают интеллектуальные возможности, помогают преодолевать математические трудности, активизируется работа головного мозга. Дыхательные упражнения развивают самоконтроль и произвольность, восстанавливают и формируют правильное дыхание. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, профилактика глазных заболеваний. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей наблюдается значительный прогресс способности к обучению.

Кинезиологические физминутки и упражнения.

«Кулак – ребро - ладонь». Три положения на полости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на полости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на полости стола, распрямленная ладонь на полости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе 8-10 раз.

«Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

«Сорви яблоки» (растяжка). Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

«Мельница». Правая рука крутится вперед, левая назад. Усложнение: рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

«Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Снеговик» (релаксация). Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Яйцо». Спрячемся от всех забот, только мама нас найдет. Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Раскачиваться из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

«Тик-так-тук». Дети стоят врассыпную. Инструктор подает сигнал: «Тик!» - дети делают влево-вправо; по сигналу: «Так!» - останавливаются, а по сигналу: «Тук!» - подпрыгивают на месте. Тот, кто ошибся, выходит из игры. Сигналы повторяются 5-8 раз. Последовательность сигналов должна меняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии.

Данная презентация позволит читателям не только просмотреть материал, но и некоторые кинезиологические упражнения проделать самим. Получить положительный опыт, а через некоторое время почувствовать се...

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи

       Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка речь,память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость...

План коррекционной работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (задержкой речевого развития; ОНР I ур.р.р,алалией)

Поэтапное планирование индивидуальной коррекционной работы с детьми с алалией и задержкой речевого развития....

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является   одним из неотъемлемых факторов  повышения эффективности  просвещения и развития детей...

Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...

Применение ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

   Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.  Постепенно использование электронных средств обучения (ЭСО) входит и в систему дошкольного образован...