Мастер - класс для педагогов "Игры - пантомимы. Разыгрывание стихотворных произведений с детьми дошкольного возраста"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Цель данного мастер - класса: ознакомление педагогов с игровыми приемами актерского тренинга, обеспечивающих эффективное развитие мимики, пантомимики, жестов у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл machter_klass_igry_-_pantomimy_dlya_doshkolnikov.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов  

«Игры – пантомимы. Разыгрывание стихотворных произведений

с детьми дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель

Структурного подразделения

«Детский сад «Центр коррекции и развития детей»

ГБОУ ООШ № 18 г. Новокуйбышевска

Десятова Л.П.

Цель: Ознакомление педагогов с игровыми приемами актерского тренинга, обеспечивающих эффективное развитие мимики, пантомимики, жестов детей дошкольного возраста.

Задачи:

1 Повышение компетентности педагогов в применении игр – пантомим в театрализованной деятельности с детьми.

2 Демонстрация игр – пантомим и разыгрывание стихотворений для работы над образом в театрализации.

3 Побудить педагогов к широкому использованию игр – пантомим в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Участники: педагоги дошкольных организаций.

Место проведения: музыкальный зал.

Материал и оборудование: мультимедийное сопровождение, карточки с изображением предметов для игры «Волшебники», атрибуты, карточки и шапочки маски для разыгрывания отрывка произведения К.И Чуковского «Путаница», музыкальное сопровождение, слайд – презентация по теме мастер-класса.

Ход мастер – класса

Добрый день, уважаемые педагоги. Добро пожаловать в мастерскую пантомимы. Все вы в большей или меньшей степени представляете себе, что такое пантомима. Что же говорят о пантомиме словари?

Пантомима — это вид сценического искусства, в котором основными средствами создания художественного образа являются пластически выразительные движения тела, жесты и мимика.

Пантомимику можно и нужно использовать в театральной деятельности с детьми дошкольного возраста. Участвуя в играх - пантомимах, дети знакомятся с окружающим миром через образы, жесты, движения. Работая над персонажем, они подражают его мимике, жестам, голосу, активизируется словарь и звуковая культура речи. Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми. Так же очень важна физическая активность детей, их умение двигаться в такт музыки, умение своим телом передать предметы живой и не живой природы, умение передать движения героя сохраняя его характер на протяжении всей игры.

Практическая часть

Ведущий предлагает участникам мастер - класса поучаствовать в играх – пантомимах (разминка), которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста.

1 Игра «Волшебники». 

Цель: развитие воображения, движений, жестов.

Педагоги встают в круг. Каждому дается карточка с изображением предмета («расческа», «подзорная труба», «пилочка для ногтей», «градусник», «леденец на палочке», «губная помада», «зонтик», «нож», «ложка», «иголка» и т.д.). В руках искусного артиста самый обыкновенный предмет может преобразиться и стать совсем не тем, чем он показался бы на первый взгляд. Для этого даже не нужно слов, ведь дать понять, что это за предмет, можно и пантомимой, жестами и движениями. Вот, например, карандаш. (Педагог показывает всем карандаш.) Но, призвав на помощь искусство пантомимы, я могу на ваших глазах превратить его в абсолютно другой предмет. В какой? (Ведущий манипулирует карандашом, давая понять жестами и мимикой, что он уже не карандаш, а подзорная труба.). Карандаш передается по кругу. Педагог смотрит на изображенный на карточке предмет, используя пантомиму, показывает действие, остальные — угадывают его.

2 Игра на развитие эмоций «Маски».

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.

Педагоги располагаются по кругу. Ведущий показывает маски изображающие различные эмоции человека: грусть, радость, страх, удивление, злость и т.д. Педагоги – участники мимикой воспроизводят эмоциональное состояние.

Далее ведущий предлагает  разыграть стихотворные произведения.

3 Игра «Поиграем – угадаем» (Загадки).

Цель: развитие образного мышления, выразительности, мимики и жестов; воспитание выдержки.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Ведущий загадывает загадку, а педагоги - участники показывают жестами, движениями, мимикой отгадку. Загадки могут быть как про живые объекты, так и неживые.

- Два кольца, два конца

 А по середине гвоздик (ножницы)

- Он пыхтит как паровоз.

Важно к верху держит нос,

Пошумит, остепенится –

Пригласит чайку напиться (чайник)

- Он огромней всех на суше

У него большие уши.

Он чудесным носом – шлангом

Может с пальм срывать кокосы (слон)

- Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него вода не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона (море)

- Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала (лиса)

- Без рук, без ног,

По полю рыщет, поёт да свищет,

Деревья ломает,

К земле траву приклоняет (ветер)

- Красные лапки, длинная шея.

 Щиплет за пятки – беги без оглядки (гусь)

- Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке (гриб).

3 Игра «Как варили суп» («Расскажи стихи руками»)

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Ведущий читает стихотворение, а педагоги участники изображают жестами, движениями и мимикой содержание стихотворения.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно!

Кастрюлька пыхтит.

4 Игра «Покажи сказку». Разыгрывание отрывка произведения К.И Чуковского «Путаница».

Цель: развитие пантомимических навыков (эмоций, движений, жестов) и воображения. Ведущий объясняет педагогам, что с детьми можно применить жеребьевку: ребенок, не глядя выбирает карточку с изображением героя произведения. Предварительно педагог знакомит детей с произведением.

Педагогам - участникам предлагают выбрать роль с помощью жеребьевки, одеть шапочки маски и взять необходимые атрибуты. Педагог зачитывает отрывок произведения, участники изображают.

- А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами.

Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.

Тушат, тушат — не потушат,
Заливают — не зальют.

Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать —
И потухло.

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали.

Заключительная часть.

Наш мастер – класс подошел к концу. Надеюсь, что все вы для себя сделали определенные выводы и будете включать в театрализованную деятельность с детьми похожие игры, чтобы дети четко уяснили, что такое пантомима и развивались пантомимические навыки, и воображение.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Мастер-класс для педагогов «Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:  Формирование у педагогов навыков использования релаксационных упражнений в работе с дошкольниками, а так же обучение воспитателей приемам саморасслабления.  Психопрофилактическая рабо...

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс по сказкотерапии.   Цель:   Представление педагогам элементов сказкотерапии, используемых в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:В...

мастер - класс для педагогов "Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающей технологии - кинезиологии....

Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»

Сказкотерапия – это лечение сказкой, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки....