Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья на тему «Путешествие в страну Добрых и Вежливых слов»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Цель: формирование знаний о доброте, вежливости у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (5-7 лет), посредством стимуляции речевой активности. .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с обучающимися старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с ограниченными возможностями здоровья на тему «Путешествие в страну Добрых и Вежливых слов»

Первеева Ю.В., учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Занятие ориентировано на подгруппу обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: формирование знаний о доброте, вежливости у обучающихся старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (5-7 лет), посредством стимуляции речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • обогащать словарный запас (предметный, глагольный и качественный) по теме «Доброта и вежливость»;
  • активизировать словарь обучающихся по основным лексическим темам («Игрушки», «Дикие животные», «Насекомые» и т.д.)
  • активизировать в экспрессивном словаре обобщающие понятия «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы»;
  • стимулировать речевую активность;
  • совершенствовать умение классифицировать предметы;
  • активизировать зрительные образы букв «Д», «О», «Б», «Р»;
  • совершенствовать навык согласования местоимений с именами существительными;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать умение делить слова на слоги;
  • развивать умение составлять простое предложение;
  • развивать навык образования уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
  • развивать умение образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать навык понимания и употребления в речи предложно-падежных конструкций;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и уважительное отношение к взрослым;
  • воспитывать умение выполнять задания по речевой инструкции;
  • воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы.

Словарная работа:

Существительные: доброта, вежливость, дружба, помощь, внимательность, безопасность, фантазия.

Прилагательные: добрый, вежливый, ласковый, умная, трудолюбивая, честная, сообразительная.

Глаголы: выручать, фантазировать, извиняться, благодарить, прощаться, здороваться, дружить.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин по теме занятия, чтение сказок К.И.Чуковского «Айболит» и Ш.Перро «Золушка».

Методы, приемы и технологии, используемые на занятии: наглядные (показ действий, демонстрация материала), практические (игровой прием, упражнения), словесные (беседа, пояснение, обращение к ребенку).

В занятии используются игровые технологии (Д.Н. Эльконин, К.Д. Ушинский, Б.Н. Никитин); информационно-коммуникационные технологии (интерактивный стол логопеда «ВиЭль»); здоровьесберегающие технологии (В.М. Акименко, Т.А. Ткаченко, М.Ю. Картушина, Н.В. Нищева, А.В. Ястребова): динамическая пауза.

        Оборудование: стол, стулья, магнитофон, интерактивный стол логопеда, бубен, корзинка, игрушки (кукла, мяч, машина, пирамидка, корабль, матрешка, неваляшка, плюшевый медведь), сенсорные дорожки, «волшебная коробочка», кукла би-ба-бо (Красная Шапочка), воздушный шарик.

Демонстрационный материал: фрагменты мультфильмов «Винни Пух», «Приключение кота Леопольда», аудиосказка К.И.Чуковского «Айболит», письмо, карточки с буквами.

Раздаточный материал: предметные картинки по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы».

I Вводный этап занятия – 2 минуты.

II Основной этап занятия – 25 минут.

1 станция «Дружба»;

2 станция «Помощь»;

3 станция «Внимательность»;

4 станция «Выручалочка»;

5 станция «Фантазия»;

III Заключительный этап занятия – 3 минуты.

Ход занятия:

Вводный этап занятия

        Педагог: «Здравствуйте ребята!»

        Дети: «Здравствуйте!»

Педагог: «Молодцы! Подумайте и вспомните, как еще мы могли бы поприветствовать друг друга?»

Дети: «Привет, доброе утро» и т.п.

Педагог: «Правильно, мы сказали друг другу добрые слова. Человеку всегда приятно слышать добрые и вежливые слова. Чтобы научиться их говорить и быть чуткими по отношению к себе и к окружающим, мы с вами отправимся в путешествие по стране Добрых и Вежливых слов. Там очень интересно!»

        Детям предлагается друг за другом пройти по заранее разложенным на полу сенсорным дорожкам под песню «Хорошо бродить по свету» (песня из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика») (переход между всеми станциями осуществляется по разным сенсорным дорожкам).

Основной этап занятия

1 станция – «Дружба» (главный герой – Кот Леопольд)

На интерактивном столе логопеда включается фрагмент мультфильма «Приключения кота Леопольда», в котором он говорит фразу «Давайте жить дружно».

Педагог: «Ребята, а вы знаете, что такое дружба?»

Дети: «Когда мы вместе гуляем, играем, делимся игрушками» и т.д.

Педагог: «Вы правильно отвечаете, молодцы. А еще друзья всегда называют друг друга ласковыми именами. Хотите, я научу вас?»

Дети: «Да».

Проводится игра с бубном «Наши имена»: педагог берет бубен и называет своё имя, одновременно отстукивая его ритмический рисунок (Наташа, На-та-ша); затем называет имя ласково и также отстукивает ритм с использованием бубна (На-та-шень-ка). Дети поочередно выполняют упражнение.

Педагог: «Ласково можно назвать не только друг друга, но и любой предмет. Посмотрите, что принес для вас кот Леопольд?»

Проводится игра «Назови ласково»: дети поочередно достают из корзинки различные игрушки и называют их ласково. Например, кукла-куколка, мяч-мячик.

Педагог: «Молодцы ребята, вы справились с заданиями кота Леопольда, за это он дает вам билет до следующей станции.

Детям дается карточка с буквой Д. Дети переходят на следующую станцию, педагог тем временем кладет на стол письмо.

2 станция – «Помощь» (главный герой – Золушка) 

Педагог: «Ребята, посмотрите, кто-то оставил для нас письмо. Давайте прочитаем его».

Педагог или один из обучающихся, умеющих читать, зачитывает вслух письмо: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, попасть на бал. Злая мачеха дала мне очень много заданий, и мне одной с ними не справиться. Я слышала, что Вы очень умные и сообразительные. У вас всё получится!»

Педагог: «Как вы думаете, кто мог написать это письмо?»

Дети: «Золушка».

Педагог: «А давайте вспомним, какая Золушка?»

Дети: «Добрая, ласковая, трудолюбивая, честная, умная и т.п.»

Педагог: «Молодцы, ребята! Вы назвали много добрых слов. Давайте посмотрим, какое задание нам нужно выполнить, чтобы помочь Золушке?»

Педагог открывает волшебную коробочку, в которой «спрятаны» картинки с изображением овощей, фруктов, ягод и грибов.

Педагог: «Смотрите, что здесь лежит?»

Дети: «Яблоко, огурец, малина, мухомор и т.п.»

Педагог: «Все карточки перепутались. Давайте поможем Золушке разделить их на группы»

        Проводится игра «Классификация»: детям предлагается разделить картинный материал на 4 группы: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Грибы». После выполнения, дети называют обобщающие понятия.

Педагог: «Молодцы, ребята! Что мы можем приготовить из фруктов?»

Дети: «Сок, компот, пирог, йогурт и т.д.»

Аналогично проводится беседа по лексическим темам: «Овощи», «Ягоды», «Грибы». После чего, педагог достает из-под коробочки карточку с изображением буквы О.

Педагог: «Вы замечательно справились с этим сложным заданием. И теперь Золушка сможет попасть на бал. А мы можем продолжить наше путешествие».

Дети переходят на следующую станцию. 

3 станция – «Внимательность» (главный герой – Айболит)

        Включается аудиофрагмент сказки  К.И. Чуковского «Айболит»:

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!

Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

Педагог: «А что же делает добрый доктор Айболит?»

Дети: «Лечит животных».

Педагог: «Правильно. К доктору Айболиту пришли лечиться разные животные. Давайте посмотрим»

        На интерактивном столе логопеда включается программно-дидактический комплекс «Логомер-2», раздел «Грамматика», интерактивная игра «Кто за кем»: детям предлагается составить речевые цепочки с использованием предлогов «кто ЗА кем, ПЕРЕД кем и т.п.». Например, мошка за червяком, лисица перед собакой». Также в ходе выполнения игры дети отвечают на вопрос «У кого что болит» полным предложением. Например, «У лисицы болит ухо», «У волчицы болит лапа».

Педагог: «Молодцы! А еще доктор Айболит должен быть очень внимательным и ничего не перепутать. Проверим, насколько вы внимательны?»

На интерактивном столе логопеда включается программно-дидактический комплекс «Логомер-2», раздел «Лексика», интерактивная игра «Потерянный хвост»: детям предлагается соединить животные и их хвосты, назвать, чей хвост.

В ходе выполнения задания детьми, педагог незаметно сажает на стул игрушку-лисичку, возле которой лежит карточка с буквой Б.

Педагог: «Смотрите, ребята. Мы были внимательными, ничего не перепутали. И добрый доктор Айболит прислал нам билет для дальнейшего путешествия. Отправляемся в путь!»

Дети переходят на следующую станцию. 

4 станция – «Выручалочка» (главный герой – Красная Шапочка)

        Педагог берет куклу би-ба-бо Красную Шапочку.

Педагог: «Ребята, кто же встречает нас здесь?»

Дети: «Красная Шапочка».

Педагог: «А кто из вас помнит, какой добрый поступок в сказке должна сделать девочка?»

Дети: «Принести больной бабушке пирожки».

Педагог: «Но в лесу ей грозит опасность. Какой злой герой там живет?»

Дети: «Волк»

Педагог: «Совершенно верно. Давайте задобрим Волка, сыграем в его любимую игру».

На интерактивном столе логопеда включается программно-дидактический комплекс «Логомер-2», раздел «Грамматика», интерактивная игра «Дискотека»: детям предлагается нажать на диск, послушать слово, определить подходящее местоимение «Мой, моя, моё», назвать услышанное слово вместе с местоимением (например, «Мой стол»), и потом перетащить диск в свинку-копилку.

Педагог: «Спасибо, ребята! Выручили Красную Шапочку. Теперь она сможет в безопасности пройти по лесу и отнести бабушке пирожки. И в благодарность она оставила нам с вами пирожки (муляжи) и билет (карточка с буквой Р).

Дети переходят на следующую станцию, педагог тем временем вещает воздушный шарик.  

5 станция – «Фантазия» (главный герой – Винни Пух)

Педагог обращает внимание детей на воздушный шарик.

Педагог: «Ребята, пока мы с вами ехали, к нам прилетел воздушный шарик. Интересно, чей он? Кто вспомнит, герой, какой сказки летал на воздушном шарике?»

Дети: «Винни Пух»

Педагог: «А чтобы убедиться, правильно вы ответили или нет, давайте посмотрим на экран».

На интерактивном столе логопеда включается фрагмент мультфильма «Винни Пух», в котором он поет песенку:

Я тучка-тучка-тучка,

Я вовсе не медведь.

Ах, как приятно тучке

По небу лететь.

Педагог: «Вы не ошиблись, это действительно Винни Пух. А что он любит делать?»

Дети: «Есть мед, играть, петь и т.п.»

Педагог: «Винни Пух очень любит сочинять разные песенки, бормоталки и сказки. Давайте попробуем вместе с ним сочинить добрую сказку. И помогут нам вежливые слова, которые мы говорили друг другу сегодня».

На интерактивном столе логопеда включается программно-дидактический комплекс «Логомер-2», интерактивный конструктор картинок: дети совместно с педагогом выбирают:

  • место действия (лес, поле, город);
  • время года;
  • добрых героев сказки (волк, белка, заяц, лиса и т.п.);
  • злого героя сказки;
  • какую цель преследуют герои (путешествие, поиск сокровищ, помощь другу, осуществление мечты);
  • препятствия на пути к цели.

Далее педагог начинает сказку: «Жили-были…», а дети вставляют пропущенные слова исходя из выбранных героев. В репликах героев обязательно используются вежливые слова: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Спасибо», «Извините», «Пожалуйста», «До свидания», «Будьте здоровы» и т.п.

Дети «возвращаются домой» из путешествия по стране Добрых и Вежливых слов.

Заключительный этап занятия

        Педагог: «Вот и закончилось наше путешествие. В какой стране мы были?»

Дети: «В стране Добрых и Вежливых слов».

Педагог: «За правильно выполненные задания, мы с вами собирали карточки с буквами. Посмотрите (прочитайте), какое слово получилось?»

Дети: «Добро».

Педагог: «Мы сегодня говорили и вспоминали много добрых и вежливых слов. Теперь вы их точно не забудете и будете каждый день говорить. Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?»

Педагог выслушивает каждого ребенка.

Педагог: «Вы все большие молодцы! До свидания!»

Список литературы:

  1. Программно-дидактический комплекс «Логомер 2»: современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета. – М.: ООО «Мерсибо», 2016. – 35 с.
  2. Чуковский К.И. Айболит. – М.: Хатбер, 2021. – 16 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Это - я и моя дружная семья»

Конспект коррекционно - развивающего педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Тема: «Это - я и моя дружная семья»Образовательная область: социально -...

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»

План-конспект подгруппового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: «Звук и буква «С»...

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.

Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в том числе с  ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий.А...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности на тему «Дикие животные наших лесов»

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое ра...

Итоговое мероприятие по теме «Хлеб» с детьми старшего дошкольного возраста( в подготовительной группе) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) . Квест-игра «Испечем печенье к чаю»

Итоговое мероприятие по теме «Хлеб» с детьми старшего дошкольного возраста( в подготовительной группе)  с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) .Квест-...