Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Марина Алексеевна Мамонова

Авторская разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdatochnyy.docx581.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                Исполнитель:

Мамонова М. А.

студент 2 курса,

группы дИСОм-21-1

Цель коррекционно-развивающей работы: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.

Задачи коррекционно-развивающей работы;

 - развивать коммуникативные навыки с учетом индивидуальных возможностей детей с ТНР;

- использовать игровые технологии для формирования коммуникативных навыков, с учетом специфики инклюзивного образования.

Общедидактические принципы коррекционно-развивающей работы:

- принцип дифференцированного подхода: обучении детей с учетом различных индивидуальных возможностей, способностей, склонностей, уровня развития каждого ребенка.

- принцип комплексности: единство целей, задач, содержания, методов и форм воспитательного воздействия и взаимодействия, сочетание различных форм игровой деятельности;

- принцип деятельностного подхода: учет формирования ведущего вида деятельности дошкольного возраста – игры;

- принцип наглядности: использование разнообразных наглядных средств обучения;

- принцип цикличности: повторение содержания сквозь всю коррекционную работу.

Основные этапы коррекционно-развивающей работы:

- этап создания мотивации к общению и приобретение коммуникативных умений и необходимых знаний об окружающем мире и социальном окружении;

- этап ознакомления со способами и средствами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности посредством дидактических игр, игр с правилами и сюжетно-ролевой игры;

- этап творческого применения сформированных коммуникативных навыков в театрализованных и режиссерских играх. 

Этапы коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников с ТНР в условиях инклюзивной группы

Содержание и цель этапов

Задачи

Название игр

Методы, приемы

Специфика коррекционно-развивающей деятельности

Первый этап – подготовительный

Введение в коррекционно-развивающую деятельность игровых моментов, включение игр-диалогов, игр-отрицаний, предметных игр.  Цель: приобретение коммуникативных умений и необходимых знаний об окружающем мире и социальном окружении.

Развивать невербальные средства общения.

Дидактические игры-диалоги: «Карлсон»,

«Муравьиная жизнь».

-  игры-диалоги;

- карточки со знаками;

- мнемотаблицы для зрительной опоры;

-  приём словесных поручений;

- схематические жетоны, нарисованные детьми, в виде смайлов с разными эмоциями;

- реалистичные фотографии, передающие чувства и настроение людей;

-игры-отрицалки;

- карточки с запрещающим знаком.

Дети с ТНР, видя образец использования детьми с нормой развития в диалоге различных видов инициативных реплик (вопросы, побуждения восклицания), копируют заданный образец. Вступая в диалог с нормотипичными детьми, дети с ТНР учатся соблюдать очередность реплик в процессе диалога, тематическое единство, использовать этикетные формулы речевого общения.

На основе заученных реплик детьми с ТНР разыгрываются различные сцены, где нужно отобразить чувства героев

Ребенку с ТНР предлагаются мнемотаблицы, на основе которых дети учатся располагать предложения в логической последовательности, составлять план, определяться с темой высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение.

После того, как дети с ТНР научились использовать невербальные средства, видоизменять фразы,  включаются игры на репродукцию, содержащие опыт предыдущих игр.

Формировать понятия эмоций.

Дидактические игры-диалоги: «В лесу…»,

«Подари настроение».

Учить выражать отрицания.

Дидактические игры-отрицания: «Фанты»,

«У нас не живет кот».

Развивать диалогическую речь.

Дидактические игры-диалоги:

«Мамин шкаф»

«Маковое зёрнышко».

Развивать умение правильно реагировать в конфликтных ситуациях.

Дидактические игры на репродукцию:

«Добрый сторож»,

«Похожи-непохожи»

Учить образовывать вопросно-ответные реплики.

Дидактические игры:

«Вопрос с подсказкой»,

«Что под салфеткой».

Развивать взаимоподдержку и взаимопомощь.

Дидактические игры на репродукцию: «Найди соседа», «Хорошо — плохо».

Обогащать жизненный опыт детей, формировать умение отображать в игре основные знания и явления об окружающей жизни.

Дидактические игры:

«Кому что нужно»,

«Накроем стол к чаю»,

«Оденем куклу на прогулку» (настольно-печатная игра).

Второй этап – основной

Включение в коррекционно-развивающую деятельность дидактических игр, игр с правилами и

 сюжетно-ролевой игры.

Цель:

формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности посредством дидактических игр, игр с правилами и сюжетно-ролевой игры.

Научить согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания     об окружающей жизни; развивать диалогическую речь.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» и т.п.

-картотека моделей игры (нарисованы роли применимые к игре, атрибуты костюмов и варианты создания развивающей игровой среды);

рисунки-правила;

-проигрывание знакомых ситуаций;

-конструирование новых ситуаций, составление своего особенного сюжета;

-выделение лексического начала, планирование, распределение ролей и определение сюжета;

-прием действенного соучастия;

Перед тем как начать игру, при активном участии нормотипичных детей, проводится пропедевтическая работа: выделяется лексическое начало, распределяются роли и определяется сюжет.

Постоянное обновление сюжета и его расширения происходит за счет участия в игре детей с нормой развития, достигается эффект наращивания сложности.

На первоначальном этапе проведения сюжетно-ролевой игры у детей с ТНР формируются представления о той сфере окружающей действительности, которая находит свое отражение в игре.

Затем дети обучаются необходимым игровым действиям.

После этого сюжет игры предлагается нормотипичным ребенком, при этом дети с ТНР находятся, как правило, на второстепенных ролях.

Формировать основные понятия о профессии, отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины, развивать чувство взаимопомощи, развивать диалогическую речь.

Игра с правилами «В поликлинике».

Научить согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстника, совместно создавать сюжет игры.

Сюжетно-ролевая игра «Школа».

Научить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, менять роли по ходу игры, учить моделировать ролевой диалог.

Сюжетно-ролевая игра «Модельное агентство».

Учить детей создавать развивающую предметно игровую среду и совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. 

Сюжетно-ролевая игра «Летчики».

Поддерживать при необходимости детскую игру, развивать чувство коллективизма и взаимопомощи, обогащать словарь, развивать диалогическую и связную речь.

Сюжетно-ролевая игра «Мамы-дочки».

Формировать умение реагировать в конфликтных ситуациях, развивать чувство коллективизма.

Игры с правилами: «Охотники и звери»,

 «Я иду в поход»,

«Словесный волейбол».

Третий этап – заключительный

Подведение итогов пройденной работы. Включение в коррекционно-развивающую деятельность театрализованных и режиссерских игр.

Цель: применение сформированных коммуникативных навыков.

Развивать желание и умение играть совместно, использовать навыки коллективной игры.

Дидактическая игра

«Веселый паровозик»,

«Ручеек».

- мнемотаблицы или алгоритмы действий в игре;

- кейс картинного материала;

-схематично зарисованные фразы;

 - тренажер «Капельки слова»;

-игры с развернутым сценариям;

-организации игр, в которых участвовали все дети инклюзивной группы.

Детям предлагаются игры, в которых требовалось не только умение показать свои эмоции, но и проявить инициативу. Прорабатываются театрализованные и режиссерские игры, в которых дети с ТНР, получившие опыт игрового взаимодействия с нормотипичными детьми, берут на себя основные роли. Для поддержания полученных навыков допускается использование детьми с ТНР мнемотаблиц или алгоритмов действий в игре.

Положительный эффект продуктивного взаимодействия детей с ТНР с другими детьми достигается при организации игр, в которых участвуют все дети инклюзивной группы.

Учить использовать умение налаживать успешные коммуникативные связи.

Сюжетно-ролевая игра «Цирк»,

«День рождения»,

«Поезд».

Развивать связную речь, способы передачи информации.

Закрепить приемы регуляции поведения, умения планировать свою деятельность, осуществлять сюжетосложение.

Режиссерские игры:

«Вокзал»,

«Звездочеты».

Развивать навык импровизации, монологической речи.

Режиссерская игра

«Хохотушки»

«Сочини историю»

Учить создавать воображаемую ситуацию на основе схематического изображения.

Режиссерские игры:

«Погружение в сказку».

«Чудесный лес»,

«Разные сказки».

Развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, закреплять умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

драматизация сказки «Гуси- лебеди»

Вызвать у детей желание самостоятельно организовывать театрализованную постановку, способствовать развитию умения выразительно передавать игровые образы находить свою игровую интонацию, жесты, мимику.

драматизация сказки

«Терем-теремок и сосед»

Закрепить у детей интерес к режиссерским играм, помочь создать игровую обстановку наладить взаимодействие между ребятами.

режиссерская игра

 «Зимняя сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь по развитию графоматорных навыков для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с элементами Су-Джок

Это пособие представлено отдельной тетрадью, которая содержит задания по развитию графических навыков с образцами разных видов рисунков (рисование по клеточкам, точкам, рисование геометрических фигур,...

«Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Сборник дидактических упражнений

laquo;Формирование ритмических способностей у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»Сборник дидактических упражнений...

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми.  В процессе общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений со взрослыми,...

Формирование грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

В статье дается сравнительный анализ усвоения грамматических категорий  детьми без речевых нарушений и детьми с общим недоразвитием речи. Предлагается система занятий по усвоению грамматических к...

Формирование социальных представлений у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в процессе НОД

С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей дошкольного возраста о социальных явлениях была разработана обучающая методика. Цель обучения – формирование це...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

«СИНХРОНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ  ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Вашему вниманию представлен опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей в целяхречевого развития детей....