Игры для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сабурова Валентина Александровна

Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Точность и прочность запоминания  детьми с ЗПР словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям. Дети с ЗПР  обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным.

В начальной школе на детей обрушивается огромный поток информации, усвоить который ребенку с проблемами в развитии очень непросто. И, прежде всего причиной этого является низкий уровень развития памяти. Поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо целенаправленное развитие и коррекция мнемической деятельности (т.е. запоминание и воспроизведение материала) детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati_detey_szpr.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Подготовила: Учитель-дефектолог Сабурова Валентина Александровна, 

МАДОУ № 11 «Ромашка»

                       D:\картинки-разное\images.jfif

Особенности памяти у детей с ЗПР

Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте.

Точность и прочность запоминания  детьми с ЗПР словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.

Дети с ЗПР  обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В сказках, рассказах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты, именно они  наиболее хорошо запоминаются детьми  даже в тех случаях, когда не эти фрагменты определяют основное содержание прослушанного.

Развитие памяти у детей с ЗПР

Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. В свою очередь нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов. В начальной школе на школьников обрушивается огромный поток информации, усвоить который ребенку с проблемами в развитии очень непросто. И, прежде всего причиной этого является низкий уровень развития памяти. Поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо целенаправленное развитие и коррекция мнемической деятельности (т.е. запоминание и воспроизведение материала) детей с ЗПР.

Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений.

Ниже представлены игры и упражнения, способствующие формированию внимания и запоминания, которые можно выполнят с ребёнком  дома.

Игры для развития памяти

у детей с задержкой психического развития 5-6 лет

1.УЗНАЙ ПРЕДМЕТ

Упражнение хорошо тренирует у дошкольника тактильную память – способность запоминать ощущения после прикосновений. Ребенку  завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.

2.ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК

Положите в мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Ребёнку постарше предлагается мешочек уже с предметами внутри.

3.ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА

Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.

4.КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ

Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.

5.ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА

Цель: развитие слуховой механической памяти.

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Он должен их запомнить и постараться воспроизвести все слова.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

                                                     6.ЗАПАХИ И ЗВУКИ

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

- Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

7.ВКУС И ЗАПАХ

Цель: развитие обонятельной памяти.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

8.ЭКРАН

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Ребёнок фотографирует своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5, после этого он закрывает глаза и отворачивается. Взрослый делает некоторые изменения (меняет предметы местами), по сигналу ребёнок открывает глаза. Взрослый спрашивает: что же изменилось? Ребёнок должен вспомнить и назвать. Начинать можно с небольшого количества предметов (3-4-х), если же ребёнок успешно справляется с заданием, постепенно увеличивать количество предметов в игре.

9.КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

УСПЕХОВ вам и вашим детям!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста

Из всего разнообразия игр, упражнений и заданий, способствующих развитию памяти у детей дошкольного возраста, здесь представлены те, которые  я использую в своей профессиональной деятельности....

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)

Развивающие игры «Запоминаем вместе» (картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста)...

Игры для развития памяти у детей дошкольного возраста

Память играет большую роль в полноценном развитии  дошкольников. Благодаря этому процессу ребенок способен усваивать знания о том, что его окружает в повседневной жизни, узнавать о собс...

"Игры на развитие памяти у детей дошкольного возраста"

В данном материале описываются игры на развитие памяти дете...

«Дидактические игры в развитии памяти детей среднего дошкольного возраста»

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) – период интенсивного психического и физиологического развития. Главной особенностью развития памяти у детей среднего дошкольного возраста является непроизво...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...

Тема: "Игры на развитие памяти у детей дошкольного возраста"

Тема: "Игры на развитие памяти у детей дошкольного возраста"...