Развитие памяти ребенка с ОВЗ.Коррекционно-развивающее занятие.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Филимонова Ирина Михайловна

Коррекционно-развивающее занятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kriteriyprilozhenie_75_razvitie_pamyati.docx154.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирую собственный опыт педагогической деятельности через совершенствование и развитие методов и средств обучения и воспитания с учетом целей и задач обучения и воспитания, используемой программы.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей в силу повышения требований к качеству получения знаний.

Построение новых стратегий развития личности дошкольника предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка с ОВЗ.

Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Д.Б. Эльконин, Л. Ф. Обухова, В. С. Мухина, Л.А. Венгер, Выготский Л.С., Жаренкова Г.И.  и многие другие.

Цель исследования: изучить особенности развития памяти в дошкольном возрасте у детей старшего дошкольного  возраста  с ОВЗ.

Задачи работы:

- определить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста

– выявить особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста

- разработать и определить эффективность программа развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Объект исследования: процесс развития памяти детей дошкольного  возраста с ОВЗ (с амблиопией и косоглазием).

Предметом исследования является особенности развития памяти у детей старшего дошкольного  возраста.

В основу проведенного исследования была положена гипотеза, согласно которой можно предположить, что целенаправленная работа, направленная на развитие памяти у детей старшего  дошкольного возраста будет эффективной при: осуществлении дифференцированного подхода в процессе работы с детьми с учетом специфики  заболевания ; поэтапном формировании основных операций памяти.

В исследовании используются следующие методы:

 – теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и дефектологической литературы по проблеме исследования;

 – эмпирические: тестирование.

- количественный и качественный анализ результатов

Исследование проводилось на базе МАДОУ № 62 г.Хабаровска в группе корекционной направленности для детей с амблиопией и косоглазием.

Изучение теоретических источников Л. С. Выготского, Ю. Б.  по проблеме развития памяти детей старшего дошкольного возраста позволяет раскрыть онтогенез памяти детей и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей.  Болезни глаз и глазодвигательного аппарата разного уровня безусловно накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности памяти детей с ОВЗ.

С учетом теории и результатов констатирующего  эксперимента, на основе анализа идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин), была разработана программа развития памяти детей старшего дошкольного возраста .

При разработке программы по развитию памяти детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, учитывались возрастные и специфические особенности детей. Программа представлена в виде подробных  занятий, но не всегда возможно использовать сценарии в неизменном виде. Эти разработки могут служить основой для создания собственных сценариев с учётом потребностей и особенностей каждой конкретной группы.

 Ценностью программы является психологически обоснованная последовательность групповых занятий.  Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

В результате проведения программы было выявлено, что присутсвует положительная динамика развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, что зафиксировано на контрольном этапе.

В результате работы проведенной в ходе формирующего эксперимента было выявлено, что уровень развития слуховой, зрительной, речеслуховой и активной памяти у детей повысился.

Таким образом,  была успешно проведена работа по развитию памяти у дошкольников с ОВЗ и подтверждена гипотеза данной работы.

Психокоррекционная программа развития памяти детей с ОВЗ( дети с нарушением зрения, амблиопией и косоглазием) старшего дошкольного возраста  

 На основе анализа идей развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский,  Д.Б. Эльконин), была разработана программа развития памяти детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина  - учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе – представлений и понятий об их объектах.

Вся программа придерживается идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). Принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Цель программы -  осуществление коррекционно-развивающей работы по развитию памяти детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

Предполагается, что психологическая коррекция у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ  будет способствовать развитию памяти.

 Программа составлена с учётом возрастных и специфических особенностей детей и  рассчитана на комплекс занятий осуществляемых в течение года.

Формы занятий:  подгрупповая, 2 раза в неделю, время поведения групповых занятий: 20-30 минут. Максимальное число участников: 5-6 человек.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1.  Первоначально не ставиться цель запомнить (ребенок принимает мнемоническую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого).
  2. Второй этап характеризуется наличием мнемонической цели, но без применения способов: ребенок использует мнемонические средства сначала неосознанно, а затем осознанно.
  3. На третьем этапе используются способы запоминания: ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для ее реализации мнемонические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т.е. осознает ее не так как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно.

Программа представлена в виде подробных  занятий, но не всегда возможно использовать сценарии в неизменном виде. Эти разработки могут служить основой для создания собственных сценариев с учётом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Ценностью программы является психологически обоснованная последовательность групповых занятий.  Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

В зависимости от состояния детей и конкретных условий проведения занятия, порядок упражнений можно менять.

Занятие №  1. Тренировка визуализации запоминаемых слов.

 Пример со шмелем.

Слово можно увидеть. Вот, к примеру, ШМЕЛЬ.

Закрой глаза и попытайся представить себе живого шмеля. Сосредоточься, не торопись и постарайся представить его так ясно, как будто видишь его на самом деле.

Может быть сразу это не получиться, нужно потренироваться.

Этого шмеля можно увидеть по-разному. Ты думаешь о шмеле, стараешься его представить, но не видишь его четко. Перед глазами просто какое-то пятно. Вроде бы шмель, а может, и нет.

Можно увидеть шмеля как на фотографии или как на картинке.

А этот шмель в твоем воображении оживет. Ты видишь, как он летает, садится на цветы.

ДА ОН ЖИВОЙ!

Теперь нужно представить семь слов. Не забывай ответить, как ты его видишь.

 

Ничего не вижу

Какое-то пятно

Как на картинке

Как наяву

БАБОЧКА

 

 

 

 

ОЗЕРО

 

 

 

 

ДЕРЕВО

 

 

 

 

ЛЕСТНИЦА

 

 

 

 

ОБЛАКО

 

 

 

 

ЛЕС

 

 

 

 

Вспомни слова, которые ты представил, или нарисуй их.

Занятие № 2. Тактильные, обонятельные соощущения

 при запоминании слов. Пример с книгой и подушкой

Слова можно не только видеть. Их можно слышать, нюхать, пробовать на вкус трогать. Вспомни шмеля… Его можно и видеть, и слышать.

Слышишь, ЖУЖЖИТ?

Вот тебе три слова.

Постарайся услышать слова:

КОЛОКОЛЬЧИК

МАШИНА

ВАЗА

Cлово можно потрогать, например, слово ПОДУШКА.

Чувствуешь какое оно мягкое.

Если сразу не удается это представить, то потрогай настоящую подушку и запомни, что при этом чувствуешь.

ПОТРОГАЙ слова:

КОЛЕСО

СТАКАН

ШАРФ

Некоторые слова легко понюхать или попробовать на вкус.

ЛИМОН – кисло, правда?

А как прекрасно пахнет слово РОЗА?

Пахнет даже слово КНИГА. Не веришь?

Тогда понюхай эту книгу.

Понюхай или попробуй на вкус слова:

СОЛЕНЫЙ ОГУРЧИК

ЛЕС

ПЕЧЕНЬЕ

ДОЖДЬ

А теперь вспомни все слова, которые слышал, трогал, нюхал или пробовал на вкус в этой игре.

Напомню тебе первое слово…..

Меньше 5 слов – 3 БАЛЛА

5 – 8 слов – 7 БАЛЛОВ

9 – 12 слов – 15 БАЛЛОВ

13 – 15 слов – 20 БАЛЛОВ

Занятие № 3.  Слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые ощущения при запоминании слов. Пример с апельсином

На самом деле одно и то же слово можно увидеть и услышать, потрогать, попробовать на вкус и понюхать.

Слово АПЕЛЬСИН.

Его легко увидеть – он такой яркий, оранжевый…

Нет ничего проще, чем почувствовать его запах и вкус…

А теперь представь, что ты трогаешь апельсин. Ты вынимаешь его из холодильника. Он такой холодный, круглый, почти гладкий, но с маленькими бугорками и ямочками…

Если очень захочется, можно даже услышать звук апельсина. Проще всего представить как он скатывается со стола и шлепается об пол…

Послушай эти слова и попытайся представить их так же, как слово АПЕЛЬСИН. Но учти, что необязательно чувствовать все. Например, одно слово можно видеть и слышать, другое – только видеть, третье – только видеть, трогать, чувствовать его вкус и запах. Делай так, как тебе нравится.

 

Вижу

Слышу

Трогаю

Чувствую вкус

Чувствую запах

МЯЧ

 

 

 

 

 

ЛЕВ

 

 

 

 

 

ОРЕХ

 

 

 

 

 

БУКЕТ

 

 

 

 

 

НОЖНИЦЫ

 

 

 

 

 

ВИШНЯ

 

 

 

 

 

КАРТОШКА

 

 

 

 

 

Скажи слова, которые ты запомнил, или, если хочешь, нарисуй их.

Меньше 4 слов – 3 БАЛЛА

4 – 6 слов – 7 БАЛЛОВ

7 слов – 12 БАЛЛОВ

Параллельно воспитатели на занятиях в группах  предлагают детям упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти, подобранные педагогом-психологом, что позволит стимулировать память  дошкольников  ежедневно  для достижения наилучших результатов.

Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.

1. Развитие динамичности восприятия

В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.

2. Продуктивность обработки информации

Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить дошкольнику полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

3. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.

4. Концентрический принцип

Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

В процессе групповой работы используются приемы мнемотехники, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам  программы.

1.  Дидактические игры оказывают благоприятные условия для развития произвольной образной памяти у детей 5–6 лет. Поскольку она позволяет взрослому руководить деятельностью дошкольников, не вставая открыто в дидактическую позицию; создавать содержательную игровую мотивацию для мнемической деятельности; обеспечить осознание ребёнком средств, способов и процессов её выполнения, что приводит к повышению уровня саморегуляции.

 2.  Игры и упражнения направленные на развитие произвольности  памяти.

3.  Различные приемы «мнемотехники» -  которые облегчают запоминание нужной информации. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление.   Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.  

  • прием  «выделения частей образа;
  •  прием «ассоциации»
  •  прием «визуализации запоминаемых слов»
  •  прием «придумывание рассказа»
  • прием «Запоминание слов одновременно с рисованием, конструированием и т.д.»

Результатом программы  выступает ребенок, который обладает поистине огромными возможностями развития и способностями к познанию.

Данная программа поможет ребенку:

  • сохранить естественные механизмы развития, сделать всё для того, чтобы предотвратить всякое возможное их искажение и торможение;
  • Будет сопровождать, и будить ростки самостоятельности у ребёнка, стараясь не управлять им, не обязывать его, не ограничивать его фантазию, не подавлять.;
  •  повысить  уверенности в себе, в своих силах и возможностях;
  • Повысить  уровень развития произвольной образной памяти, а не механического запоминания;
  •   Развить любознательность, наблюдательность, стремление к сотрудничеству.

Таким образом, разработанная коррекционная программа направлена на развитие  видов памяти, которые были выявлены в процессе констатирующего эксперимента. Необходимым условием реализации предлагаемой программы является взаимодействие специалистов МАДОУ, обладающие необходимыми знаниями о характерных особенностях детей с нарушением зрения, о современных формах и методах работы с различными категориями детей. Именно целенаправленная работа, направленная на развитие памяти у детей старшего  дошкольного возраста с нарушением зрения будет эффективной при: осуществлении дифференцированного подхода в процессе работы с детьми с учетом специфики нарушений памяти; поэтапном формировании основных операций памяти.

Эффективность программы развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Целью контрольного эксперимента было выявление общего уровня памяти по сравнению уровнем развития памяти на момент констатирующего эксперимента.

Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам, что и констатирующий.

Проводя повторное диагностирование уровня сформированности памяти после проведения психокоррекционной программы были получены следующие результаты.

По проведенной методике «Узнай фигуры» были получены следующие результаты.

Таблица 6 – Результаты диагностики «Узнай фигуры» (контрольный этап эксперимента)

Фамилия, имя

Полученные результаты, баллы

Задание 1

зрительная память

1. Настя

6

II уровень

2. Саша

5

II уровень

3. Артур

3

III уровень

4. Злата

6

II уровень

5 Игорь

5

II уровень

6. Петя

6

II уровень

7. Дима

3

II уровень

8. Есения

3

II уровень

9. Егор

3

III уровень

10. Маша

6

II уровень

Из таблицы 6 видна динамика развития данного вида памяти. II уровень развития зрительной памяти – 80% дошкольников. 20% дошкольников  с ОНР имеют III уровень зрительной памяти.

Высокого уровня у обследуемой группы детей не выявлено.

По методике «Запомни рисунки» были получены следующие результаты.

Таблица 7 – Результаты диагностики «Запомни рисунки» (контрольный этап эксперимента)

Фамилия, имя

Полученные результаты, баллы

Задание 2

активная память

1. Настя

5

II уровень

2. Саша

6

II уровень

3. Артур

4

II уровень

4. Злата

5

II уровень

5 Игорь

5

II уровень

6. Петя

8

I уровень

7. Дима

4

II уровень

8. Есения

5

II уровень

9. Егор

3

III уровень

10. Маша

6

II уровень

По данным таблицы  можно сделать вывод, что 10% обследуемой группы детей имеет III уровень развития активной памяти. 80% исследуемых дошкольников показали II уровень развития зрительной памяти.  Дети с I уровнем развития – 10%.

По методике «Запомни цифры» были получены следующие результаты (таблица 8).

Таблица 8 – Результаты диагностики «Запомни рисунки» (констатирующий этап эксперимента)

Фамилия, имя

Полученные результаты, баллы

Задание 3

слуховой памяти

1. Настя

8

I уровень

2. Саша

5

II уровень

3. Артур

8

I уровень

4. Злата

6

II уровень

5 Игорь

5

II уровень

6. Петя

5

II уровень

7. Дима

5

II уровень

8. Есения

6

II уровень

9. Егор

5

II уровень

10. Маша

3

III уровень

По данным таблицы можно сделать вывод, что 10% обследуемой группы детей имеет  III уровень развития слуховой памяти. 70% исследуемых дошкольников имеют по результатм диагностики II уровень развития слуховой памяти.  Дети с I уровнем развития – 20%.

По методике «Выучи слова» были получены следующие результаты.

Таблица 9 – Результаты диагностики «Выучи слова» (контрольный этап эксперимента)

Фамилия, имя

Полученные результаты, баллы

Задание 4

речеслуховая память

1. Настя

5

II уровень

2. Саша

5

II уровень

3. Артур

6

II уровень

4. Злата

3

III уровень

5 Игорь

3

III уровень

6. Петя

5

II уровень

7. Дима

3

III уровень

8. Есения

6

II уровень

9. Егор

5

II уровень

10. Маша

3

II уровень

По данным таблицы можно сделать вывод, что 30% обследуемой группы детей имеет  III уровень развития данного вида памяти. 70% исследуемых дошкольников показали  II уровень развития слуховой памяти.  Высокого уровня у обследуемой группы детей по данной методике не выявлено.

Таким образом, детям давались последовательно усложняющиеся задания. В процессе, дети с увлечением и большим желанием выполняли условия заданий. Если нескольким детям предлагали выполнить какое-либо из заданий, все остальные наперебой просили тоже дать им задание, с нетерпением ожидали своей очереди.

Общие результаты представлены в таблице 10.

Таблица 10 - Уровни развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (контрольный этап эксперимента)

Фамилия, имя

Задание 1

зрительной памяти

Задание 2

уровень развития активной памяти

Задание 3

Уровень развития слуховой

памяти

Задание 4

Уровень развития речеслуховой

памяти

1. Настя

II уровень

II уровень

I уровень

II уровень

2. Саша

II уровень

II уровень

II уровень

II уровень

3. Артур

III уровень

II уровень

I уровень

II уровень

4. Злата

II уровень

II уровень

II уровень

III уровень

5 Игорь

II уровень

II уровень

II уровень

III уровень

6. Петя

II уровень

I уровень

II уровень

II уровень

7. Дима

II уровень

II уровень

II уровень

III уровень

8. Есения

II уровень

II уровень

II уровень

II уровень

9. Егор

III уровень

III уровень

II уровень

II уровень

10. Маша

II уровень

II уровень

III уровень

II уровень

В результате проведения данных заданий было выявлено, что присутсвует положительная динамика развития памяти у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

При выполнении 1- го задания (уровень развития зрительной памяти ) 8 детей имеют средний уровень -80%, 2 ребенка – низкий – 20%.

При выполнении 2 - го задания (уровень развития активнойпамяти) 1 ребенок – высокий уровень, 8 детей имеют средний уровень-80%, 1 – низкий -10%.

 Уровень развития слуховой памяти ( 3 задание) показало следующие результаты – 2 детей (20%)– высокий уровень, 7 (70%) детей имеет средний уровень, 1 ребенок – низкий (10%).

 Уровень развития речеслуховой памяти детей экспериментальной группы ( 4 задание) остается на низком уровне. Средний уровень среди детей имеют 7 детей (70%).  Низким уровнем пассивной памяти обладают 3 детей -30%.

Рисунок 2 – Уровни развития памяти детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста  (контрольный этап эксперимента)

Как видим, на диаграмме представлена положительная динамика развития видов памяти старших дошкольников . В результате проведенного эксперимента было выявлено, что у 10 детей в результате коррекционной работы по развитию памяти повысился уровень развития всех видов памяти и проведена результативная коррекционная работа.

Таким образом,  изучив и проанализировав особенности процесса развития памяти, стало понятно, что использование приемов  развития памяти имеет большое значение в развитии речи у детей, влияет на ориентировку в пространстве, на подготовку к школе. На основе полученных данных в результате проведенного эксперимента были сделаны выводы и предложены практические рекомендации по проведению коррекционной работы, то есть комплекс упражнений для более эффективной коррекции, а в частности –  для развития памяти.

Для формирования памяти важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

Проанализировав полученные результаты можно сделать вывод о том, что разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия в практической работе дефектологами , психологами или логопедами в детских садах. Полученные результаты подтвердили эффективность предложенного курса развития памяти.

Контрольный эксперимент показал, что изменилось количество детей, которые повысили уровень развития памяти после проведения коррекционной работы : основная масса детей перешла на высокий и средний  уровень. Исчезли ошибки, а это свидетельствует о том, что целенаправленная работа позволяет повысить уровень развития памяти у детей с ОВЗ старшего  дошкольного возраста.

В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что большиенство  детей с нарушением зрения  имеют низкий уровень развития изучаемых видов памяти.

 Уровень развития зрительной памяти у детей в основном низкий. Двое детей имеют средний уровень -20%, остальные 8 чел – низкий- 80%. Средний уровень развития активной памяти детей наблюдается у детей (4 человек – 40%). С низким уровнем развития зрительной памяти детей отмечено у 5 человек – 50%.  Уровень развития слуховой памяти детей у 3 детей имеет средний уровень – 30%. У остальных  (7 детей) уровень развития зрительной памяти детей  низкий – 70%.  Уровень развития речеслуховой памяти детей экспериментальной группы остается на низком уровне. Высокий уровень среди детей  такой уровень не выявлен. В основном дети с ОВЗ обладают низким уровнем речеслуховой памяти – 9 детей (90%) и средним уровнем – 1 человек (10%).  

В результате работы проведенной в ходе формирующего эксперимента было выявлено, что уровень развития слуховой, зрительной, речеслуховой и активной памяти у детей повысился. При выполнении 1- го задания (уровень развития зрительной памяти ) 8 детей имеют средний уровень -80%, 2 ребенка – низкий – 20%.  При выполнении 2 - го задания (уровень развития активнойпамяти) 1 ребенок – высокий уровень, 8 детей имеют средний уровень-80%, 1 – низкий -10%.  Уровень развития слуховой памяти ( 3 задание) показало следующие результаты – 2 детей (20%)– высокий уровень, 7 (70%) детей имеет средний уровень, 1 ребенок – низкий (10%).  Уровень развития речеслуховой памяти детей экспериментальной группы ( 4 задание) остается на низком уровне. Средний уровень среди детей с нарушением зрения  имеют 7 детей (70%).  Низким уровнем пассивной памяти обладают 3 детей -30%.

Тест «Узнай фигуры»

 «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку». 

Описание: http://www.child-psy.ru/img/test-figure.gif

Оценка результатов:

  • 10 баллов — ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.
  • 8-9 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.
  • 6-7 баллов — ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.
  • 4-5 баллов — ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.
  • 2-3 балла — ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.
  • 0-1 балл — ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития 
10 баллов — очень высокий. 
8-9 баллов — высокий. 
4-7 баллов — средний. 
2-3 балла - низкий. 
0-1 балл — очень низкий.

Методика «Запомни рисунки»

Оценка результатов

10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Описание: http://azps.ru/tests/pozn/rememp.files/image002.gif

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Методика « Запомни цифры»

Описание: http://psixologiya.org/images/stories/pamyat/nevov3_ris14_zapomni_cifry.jpg

Описание: http://psixologiya.org/images/stories/pamyat/nevov3_ris15_zapomni_cifry.jpg        

Оценка результатов

10 баллов — ребенок правильно воспроизвел в среднем 9 цифр.

8-9 баллов — ребенок точно воспроизвел в среднем 7-8 цифр.

6-7 баллов — ребенок безошибочно смог воспроизвести в среднем 5—6 цифр.

4-5 баллов — ребенок в среднем воспроизвел 4 цифры.

2-3 балла — ребенок в среднем воспроизвел 3 цифры.

0-1 балл — ребенок в среднем воспроизвел от 0 до 2 цифр.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов  — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Текст для запоминания

Заячьи лапы

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел. Его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар, и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.

Вдруг из-под ног деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.

Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!» Заяц вывел деда из огня.

Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.

Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого стрелял дед на охоте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе коррекционно-развивающего воспитания и обучения .«Экскурсия в фотосалон»

Цели занятия:Образовательные: уточнение и расширение представлений о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;ведение в речь детей новых слов: фотосалон, фотосессия, штатив, фото...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня

Цель: автоматизировать звук [Л] в словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи.Задачи:Формирование правильного диафрагмального дыхан...

Подгрупповое коррекционно-развивающее открытое занятие в старшей группе по развитию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема «Насекомые. Заколдованная поляна».

Вашему вниманию представлен конспект открытого логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе. Лексическая тема "Насекомые"....