Тематические комплексы коррекционных игр и упражнений (коррекционная работа с детьми с нарушением зрения)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Филимонова Ирина Михайловна

коррекционное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_38_didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тематические комплексы коррекционных игр и упражнений.

(коррекционная работа с детьми с нарушением зрения)

          В специализированных группах для детей с нарушением зрения

большое внимание уделяется коррекционной работе.

Целью комплексов коррекционных заданий является формирование у

детей умений и навыков зрительного восприятия предметов и явлений

окружающего мира, а так же обучение их приёмам выполнения предметно-

практических действий с помощью сохранных анализаторов, получения

информации с привлечением всей сенсорной сферы.

В комплексы включены разнообразные виды коррекционной работы сдетьми с нарушением зрения:- гимнастики для глаз;- пальчиковые игры;- физкульминутки;

- психогимнастики; - дидактические игры и упражнения;- предметно-практическая деятельность

Подобранные игры и упражнения направлены на решение следующих

задач:   - Активизация зрительных функций: повышение остроты зрения.

- Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, - прослеживающих функций, расширение поля зрения.

- Стимуляция зрительно-познавательной активности;

- Обогащение знаний и расширение представлений об окружающем

мире

- Развитие зрительного восприятия в единстве с развитием

несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, речи)

- Развитие зрительно-пространственной ориентировки

- Развитие зрительно - двигательной и моторной координации.

- Развитие общей и мелкой моторики, графических навыков

Данные тематические коррекционные задания предназначены для

воспитателей специализированных дошкольных учреждений. Могут быть использованы в календарно-тематическом планировании, на занятиях, в индивидуальной коррекционной работе.

 Примеры нескольких комплексов  коррекционных заданий по лексическим темам.

 Дидактические игры и упражнения

1. Дидактическая игра «Времена года» (закрепление представлений о сезонных приметах и явлениях)  Дети раскладывают картинки в соответствии с временами года.

2. Игра «Один - много» Мы волшебники немного: был один, а стало много

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры. Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

3. Игра «Лови, бросай, дни недели называй».                                                                                                                       В календарь не зря глядели – Все мы помним дни недели

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребёнка.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч кому - нибудь из детей,  может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Вторник .» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

4.3адание «Раскрась зонтик»

Закрепление названий цветов, развитие навыков зрительного соотнесения (цвет и цифра)

Дети раскрашивают полоски зонтика в соответствии с заданным цветом - 1-красный, 2- зелёный ит.п.

5. Лабиринт «С какого дерева листок»

6. Декоративная картинка из пластилина «Осенние листья»

Дети на картоне раскрашивают листья пластилином желтого, красного, коричневого цвета внутри трафарета. Затем трафарет снимается с картона.

7. Работа в тетрадях в крупную клетку. Задание: Дорисуй осеннюю дорожку

8. Задание «Повесь игрушку на ёлке, куда я скажу»

(ориентировка на плоскости, закрепление пространственной терминологии)

Ребёнку предлагается «развесить» изготовленные игрушки на ёлке, расположенной на магнитной доске, по словесной инструкции других детей

9. Пластилинография «Дед Мороз и Снегурочка» (способом «налепа» шариков)

10 Упражнение «Чудесный мешочек» (мелкие игрушки)

11. Изготовление из картона и цветной бумаги «Карнавальные очки»

12. Задание «Дорисуй игрушки» (Детям показывают образец шара, украшенного

орнаментом из геометрических фигур (чередуются треугольники, кружки и т.д., дети

устанавливают закономерности изображения и дорисовывают узоры)

13. Конструирование из бумаги «Фонарики»

14. Изготовление гирлянды «Цепочка» (для украшения участка)

15. Аппликация «Ёлочка» из хвои, «Снеговик» из салфетки

16. Игра с мячом «Животные и их детеныши». Человеческие дети знают всех

зверят на свете.  Цель: закрепление в речи детей названия детенышей животных, Закрепление

навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок,

возвращая мяч педагогу, называет детеныша этого животного.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко» Есть всего один ответ.

Кто-то знает, кто-то нет. Цель развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: - Ворона

каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: - Сорока стрекочет. Примера

вопросов: - Сова летает, а кролик? - Корова ест сено, а лиса? - Крот роет норки, а сорока?

- Петух кукарекает, а курица?- Лягушка квакает, а лошадь? - У коровы телёнок, у овцы?

У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

18.. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живёт?

Цель: Закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление

употребления в речи грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Упражнения на развитие мелкой моторики и осязания, зрительного восприятия,

двигательно-моторной координации, прослеживающих функций глаз, повышения остроты

зрения.

19Выкладывание из счетных палочек «Олень» Переложить две палочки так,

чтобы олень смотрел в другую сторону

20. Пальчиковый бассейн Найди и угадай животное

21. Обводка трафарета дикого животного, штриховка по устной инструкции.

22. «Разрезанные картинки» - сложить картинку дикого животного из 6-6 частей.

23. Рисование по клеточкам «Олень», «Заяц».

24. Рисование ёжика на подносе с песком.

25. Какое животное спряталось на этом рисунке?

26. «Дидактическое лото «Растительный мир»

(расширение и закрепление представлений о растительном мире - различение

деревьев, кустарников, трав, по внешнему виду, развитие зрительного восприятия и

внимания)

27. Упражнение на развитие слуховой памяти и внимания.

Педагог называет ряд деревьев - дети должны запомнить и разложить картинки в

названном порядке.

28. Игра «Изобрази явление»

Цель. Развитие эмоционально-выразительных движений, слухового внимания и

памяти.

Ход. Педагог показывает движения, которые соответствуют явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья»- покачивают вытянутыми вверх руками

«Падают листья»- выполняет плавные движения руками

«Идёт дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» смыкает руки в кольцо перед собой. Детям предлагается

повторить и запомнить показанные движения. На названное явление дети выполняют

соответствующее движение.

29. Игра «С какой ветки эта детка»

Лист березы - березовый

Лист осины - осиновый

Лист клена - кленовый ....

30. Игра «Чего в лесу много?» (родительный падеж существительных)

Много грибов, ягод, веток, шишек, деревьев. ...

31. Выкладывание из спичек «Елка», Клён»

32. Обрывная аппликация «Деревья»

33. Поделки из осенних листьев «Осенний пейзаж»

34. «Нарисуй вторую» «Ёлочка

35. Игра с мячом «Птицы»

(расширение и активизация словаря, развитие ловкости)

36. Игра «Хлопни в ладоши»

(развитие слухового внимания, быстроты реакции, слуховой памяти.)

37. Угадай по силуэту птицу»

Цель развитие зрительного обследования и сопоставления формы изображения.

Оборудование: Силуэтные и реальные изображения птиц, магнитная доска.

Детям предлагается на доске составить пары из силуэта и цветного изображения.

Птиц, назвать их

38. «Наложенные изображения птиц

39^ «Нарисуй по точкам»

40. Игра «Чудесный мешочек» Найди на ощупь птицу (игрушки) и отгадай её.

41. «Мама кормит птенчика» перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха

42. Оригами « Птица»

43. Игра» Колумбово яйцо» «Сова» - дети отбирают необходимые детали и

составляют фигуры совы

44. Игра: «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, логического мышления

Оборудование: набор слов(28 слов по 4 слова в каждом ряду)

Описание игры: я вам сейчас буду называть слова, три из них похожи, между собой у

них есть, что - то общее, вам нужно найти слово которое к ним не подходит. Выигрывает

тот, кто больше всех назовет лишних слов.

45. Игра «Дружные хлопки».

Развитие слухового восприятия и внимания.

Дети повторяют заданный ритмический рисунок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

Использование нестандартного оборудования в коррекционно-оздоровительной работе с детьми с нарушением зрения

Предлагаю варианты нестандартного оборудования, которые  использую в работе для развития компенсаторых навыков детей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Мастер-класс: «Эффективные способы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в дошкольной организации . Картотеки дидактических игр и упражнений»

В рамках Педагогического марафона "Основные содержательные линии воспитания и образования "От рождения до школы"...

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением зрения

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с нарушением зрения...

Примерное календарно-тематическое планирование коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ.ЧИППКРО.Челябинск,2011г.

ЧИППКРО."Примерное календарно-тематическое планирование коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях введения ФГТ".Методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ/...