Конспект логопедического занятия по теме"Образование относительных прилагательных" на материале русской народной сказки"Гуси -лебеди".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Баронова Вероника Вячеславовна

Приобщение к истокам русской народной культуры - важная задача педагога детского дошкольного учреждения. А если совместить логопедическую  задачу -образование относительных прилагательных- со знакомством с русским бытом, да ещё на материале русской народной сказки, то получится очень интересное и познавательное занятие, на котором дети смогут не только по- другому взглянуть на знакомых с раннего возраста героев, закрепить грамматические категории, но и  "испечь" пирожки, научиться пользоваться веретеном. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gusi_-lebedi.docx411.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказок в работе учителя - логопеда по формированию                                                          грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.

                 Конспект подгруппового логопедического занятия

           по теме « Образование относительных прилагательных»

на материале русской народной сказки  « Гуси- лебеди» ( одно из итоговых занятии) ( ОНР, подготовительная к школе группа)

Цели:  Закреплять навык образования относительных прилагательных.

            Развивать внимание, память, воображение.

            Пополнить словарный запас. Объяснить значение устаревших слов

             «кудель», « веретено». Приобщать детей к истокам русской народной                                      культуры.

Оборудование: Картонные изображения героев сказки « Гуси-лебеди» на магнитах, иллюстрации  из книги « Гуси-лебеди» с рисунками художника Т. Савченко( М.: «Малыш», 1976), куда входят картонные фигурки девочки, братца, Бабы Яги, яблони, берега реки, яблони, печки, мышки, родителей; картонная «миска» с прозрачным окошком, прозрачные пакетики с различными крупами; картинки с изображением деревьев и их листьев; старинное веретено и кусочек ваты; картонное веретено с « нитками»;  картонные  «пирожки» с разными «начинками» (на каждом – прозрачный кармашек, в который вставляется картинка);  мелкие  предметы, сделанные из различных материалов(железные, стеклянные, пластмассовые и др.);  дидактическая игра « Ателье» ( картонные карточки с наклеенными кусочками тканей).

Приложение №1 (примерные картинки)

   C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-07 (июл)\сканирование0052.jpg  C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-07 (июл)\сканирование0054.jpg C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-07 (июл)\сканирование0046.jpgC:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-07 (июл)\сканирование0044.jpgC:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-07 (июл)\сканирование0057.jpg             C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-07 (июл)\сканирование0051.jpg             C:\Users\Никола\Pictures\Мои сканированные изображения\2011-07 (июл)\сканирование0053.jpg

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Л.: Ребята, сегодня мы побываем в сказке. А что это за сказка, вы сейчас постараетесь догадаться.

   Логопед размещает на магнитной доске картонные фигурки, с изображением героев сказки. Дети определяют, что это за сказка.

Л.: Молодцы, правильно. Отправляемся в сказку, правда, она на новый лад.

2. Основная часть.

Л.: Давайте вспомним, что случилось в начале сказки. ( Детям напоминают начало сказки).

Баба Яга дала задание девочке - прясть кудель. ( Логопед  дает объяснение слову «кудель» (это   шерсть или хлопок, лен,  но еще не нитки, а нечто похожее на ком ваты, из которого  делают определенным образом нитки (скручивая определенным образом кудель), а получившиеся нитки  накручивают на  веретено. Веретено – это предмет, по форме похожий на продолговатую деревянную юлу, которую ставят на острую ножку, вращают на ней и, таким образом, накручивают нитки на веретено).  Логопед берет кусочек ваты и показывает детям, как из ваты можно скрутить ниточку, а затем накручивает ее на карандаш или другой продолговатый предмет.

Л.: Баба Яга попросила  вспомнить, какие бывают нитки (шерстяные, хлопчатобумажные, шелковые, льняные…).

Л.: Назовите ткани, которые получатся из этих ниток.

Дети называют различные ткани. Если игра вызывает затруднение, то предлагается игра « Ателье» ( картонные карточки с различными видами тканей).

3.Л.: Девочка ответила, испугалась, стала прясть, а мышка попросила:

« Накорми меня кашкой, и я тебе помогу».

Давайте и мы поможем девочке накормить мышку.

Дети проходят к доске, на которой помещена тарелка с прозрачным  кармашком, в который можно вложить мешочки с различными крупами. Дети разбирают из контейнера мешочки с крупами и «варят» кашу для мышки, комментируя свои действия.

Д.: У меня гречневая крупа. Я сварю мышке гречневую кашу.

А у  меня манная крупа. Я варю манную кашу. И т.д. и т.п..

Л.: Мышка поела кашки, сказала спасибо нам и девочке, велела ей бежать с братцем, а сама стала за девочку отвечать, когда Баба Яга её что – то спрашивала, в благодарность за вкусную кашку.

4. Л.: Итак, девочка, схватив братца, убежала. Бежит она, а тут гуси – лебеди догоняют их. Что попалось на пути? Кого девочка попросила спрятать их?

Д.: Им встретилась молочная речка, кисельные берега.

Л.: Правильно. Но речка сказала, что спрячет их под бережком при условии, если ребята придумают, какая еще сказочная речка может быть. Насмешите речку!

Дети придумывают смешные  материалы, из которых будет их речка и её берега.

Д.: Моя речка будет из кефира, значит она кефирная. Моя речка из сметаны, значит, она сметанная, а берега из сыра - сырные. И т.д… (Логопед может предложить слова: творог, масло, мука, мясо, сливки, и др.)

Дети придумывают смешные слова.

Л.: Молодцы, помогли ребятам, насмешили речку, она спрятала наших героев, и гуси пролетели мимо. ( На доске располагается картинка, где дети прячутся под брегом).

5.Л.: Что было дальше? Где пришлось прятаться?

Д.: Они попросили   яблоньку спрятать их.

Л.: А яблонька сказала: « Я вас спрячу, если вы скажете, как называются мои веточки, листики, какие они». Назовите, какие листья, ветки, и т.д. у яблоньки.

Дети называют ветки, листья яблони ( яблоневые, НЕ яблочные).

Л.: У яблони под ветками оказались картинки   других деревьев и их листьев. ( Логопед достает карточки с изображением деревьев и их листьев, раздает детям). Назовите их, и тогда яблоня спрячет наших беглецов.

Дети  выполняют задание.

6. Физминутка.

Л.: Устали наши беглецы, устали и мы. Давайте отдохнем.

Дети слушают стихотворение и  выполняют движения, упоминаемые в нем.

Гуси-лебеди летят, унести меня хотят

За леса и за долины в домик на ногах куриных,

Где живет Баба Яга- злая старая карга.

От нее я убегу по крутому берегу.

Бережок из киселя спрячет от гусей меня.

А молочная река даст стаканчик молока.

Гуси – лебеди опять станут в поле догонять.

Я под яблоней спасусь. Что мне лебедь! Что мне гусь!

Парой яблок подкреплюсь, снова в дальний путь пущусь.

Вот и близок дом родной, снова гуси надо мной.

И гогочут, и шумят, за  штаны схватить хотят.

Ну, я думаю, пропал! Чуть в канаву не упал.

Но увидел в поле печку, в ней нашел себе местечко.

7.Л.: Бегут наши герои дальше, что же им встретилось?

Д.: Печка с пирожками.

Л.: Правильно! ( На доску помещается картонный рисунок печки). Но печка тоже оказалась непростая. Она спрячет детей, если они отгадают её загадки. Поможем им?

Логопед раздает картонные  «пирожки» с разной « начинкой». Дети должны сказать, с какой начинкой пирожок ему достался.

Д.: У меня начинка малиновая. А у меня начинка яблочная. Моя начинка творожная. У меня пирожок с мясной начинкой и т.д. и т.п……

После выполнения задания логопед размещает « пирожки» на доске.

8.Л.:  Печка спрятала детей, потому что вы правильно назвали начинку. Молодцы! Гуси не нашли беглецов, они благополучно  вернулись домой к родителям. ( На доску выставляются картонные изображения родителей.)

Дети и родители  очень благодарны вам за помощь и хотят сделать  подарки.

Логопед раздает детям  мелкие предметы из « узелка» (пакетика) и просит сказать,  из чего предмет, какой он.

Д.: У меня предмет из железа. Он железный. А у меня  из стекла –стеклянный. А у меня предмет из дерева – он деревянный. У меня из пластмассы – пластмассовая. И т.д.  

Фигурки остаются детям в подарок за помощь.

9. Итог занятия.

-О чем мы говорили?

-Сейчас сядет на ковер тот, у кого была железная фигурка, у кого в пирожке была яблочная начинка. и т.д..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР на материале русской народной сказки «Гуси-лебеди».

Проект:краткосрочный, групповой, творческий.Цель:Внедрение в логопедическую работу театрализованных игр, как средство всестороннего развития речи детей....

Конспект занятия во 2 младшей группе по чтению русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:  расширение словарного запаса, совершенствование коммуникативных навыков....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе

Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе

Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе

развивать зрительное и слуховое внимание;совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;развивать общую и мелкую моторику;развивать мыслительные процессы....