Многофункциональное учебно -игровое пособие "Муха -Цокотуха"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Баронова Вероника Вячеславовна

Все знают сказку "Муха -цокотуха".На материале сказки создано пособие. все герои сказки выполнены из картона.С обратной стороны -магнит, поэтому фигурки можно использовать не только на столе. на полу ,нои на магнитной доске.Ребенок , манипулируя  фигурками, получает возможность закреплять предлоги, грамматические категории, навыки словоизменения, словообразования, определять количество слогов в слове и др.Расположенные определенным образом фигурки служат наглядным планом для пересказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muha_-cokotuha.docx1012.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Предназначена  для детей среднего, старшего и подготовительного возраста с ОНР. Можно использовать на индивидуальном, подгрупповом, фронтальном занятии.

Рекомендовано для логопедов, воспитателей, родителей.

Основное назначение - формирование грамматического строя и связной речи дошкольника с ОНР.

Коррекционно- образовательные цели: 1.Обучать заучиванию стихотворных текстов с опорой на предметные  картинки  (или пересказу с использованием опорных картинок).

2. Обучать составлению творческих рассказов с опорой на предметные картинки.

3. Учить образовывать имена существительные единственного и  множественного числа в Родительном, Винительном, Дательном, Творительном, Предложном падежах ( без предлога и с предлогом).

4.Закреплять в активной речи предлоги ЗА,  К, С,  ПОД, ИЗ-ПОД, В, ИЗ, МЕЖДУ, ОКОЛО, ИЗ-ЗА…и др..

5.  Учить согласовывать числительные ДВА, ДВЕ, ТРИ с существительными в Им.п.,  Родительном , Дательном  , Творительном, Предложном  падеже.

6. Формировать  слоговую структуру   слов.

7. Закрепить лексическую тему « Насекомые».

8.Учить подбирать родственные слова.

Коррекционно-  развивающие цели: Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Описание : Игра представляет собой картонные изображения героев сказки

 « Муха- цокотуха», а также и придуманные персонажи и предметы ( которые не упоминаются в сказке, но используются в игре), картонные изображения мебели и посуды. С обратной стороны  каждой картонной фигурки наклеен магнит, что позволяет использовать игру не только на наборном полотне, но и на магнитной( маркерной) доске. Дети могут использовать фигурки как плоскостные игрушки, т.е.взять в руки, расставлять или раскладывать на столе в любом порядке. Ряд изображений –парные и тройные картинки, что дает возможность образования существительных во множественном числе, а также согласовывать сущ. с числительными ДВА, ДВЕ, ТРИ.

F:\DCIM\100SSCAM\SDC11389.JPG

F:\DCIM\100SSCAM\SDC11390.JPG

F:\DCIM\100SSCAM\SDC11391.JPG

F:\DCIM\100SSCAM\SDC11392.JPG

F:\DCIM\100SSCAM\SDC11393.JPG

F:\DCIM\100SSCAM\SDC11394.JPG

      1. Образование  падежных конструкций ( беспредложных и предложных) единственного и множественного числа..

Логопед предлагает детям следующие вопросы:

Родительный падеж :  - Кого пригласила муха?

    без предлога           - Кого испугал паук?                - Кого много в гостях?

Дательный падеж :       -  Кому дала муха угощение?

     без предлога            - Кому рада муха?  

Творительный падеж:       - Кем гордилась муха?

   без предлога                   - Кем любовалась муха?

 Предложный падеж:      - О ком думала муха?

2.Закрепление предлогов.

Предлог ЗА.

-Кто за кем шел в гости? (таракан за бабочкой, червяк за пчелой, тараканы ЗА пчелами( множ .число), ЗА блошками…).

Предлог С

-Кто с кем пришел? ( ед. и множ. число) (червяк С …, бабочка С …, сороконожка С…).

- Кто с кем танцевал на свадьбе мухи и комара? ( пчела с комаром, гусеница с бабочкой; во множ. числе-С мотыльками, С блошками).

Предлог МЕЖДУ

- Как рассадила за столом гостей муха? ( жука между червяками, бабочку около пчел, сороконожку с блошкой ( блошками), пчелу с божьей коровкой ( коровками)…

Закрепление нескольких предлогов.

-Куда спрятались гости от паука? ( ЗА стол, ПОД стол, В шкаф, МЕЖДУ лавкой и столом и т.д….)

- Откуда вылезли гости мухи? ( ИЗ-ПОД стола, ИЗ-ЗА шкафа, ИЗ ящика ит.д…)

 

3.Согласование существительных с числительными в падеже.

Именительный :-Кто пришел в гости? ( ДВА жука, ДВЕ блошки, ТРИ… и т.д..)

Винительный:- Кого видим в гостях? ( ТРЕХ  гусениц, ДВУХ пчел….)

Родительный :-Гости разбежались. Кого не стало? (не стало ДВУХ бабочек, ДВУХ жуков, ТРЕХ…….)

Или                  - Кого угощала муха?( ДВУХ…,ТРЕХ…)    

Дательный:-Кому бабочка дала угощение? (ДВУМ червякам, ДВУМ сороконожкам, ТРЕМ……)

Творительный :- Кем любовалась муха? ( ДВУМЯ бабочками, ДВУМЯ жуками, ТРЕМЯ……)

Предложный :- О ком думала муха? ( о ДВУХ блошках, о ТРЕХ   гусеницах…)

                        -О ком заботилась муха?( о ДВУХ…,о ТРЕХ…)    

4.Формирование слоговой структуры  слов.

Задание : Угости вместе с мухой гостей, посади их за стол.( На магнитную доску помещают изображение стола, вокруг которого размещают картонные фигурки насекомых). Сначала  угости насекомое, у которого один слог в имени ( жук), затем у которого 2 слога ( блошка, червяк, комар),  3 слога ( бабочка, таракан…),4 слога - гусеница и т.д.  с большим количеством слогов.

 5. Развитие связной речи.

1)  Детям предлагается заучить фрагмент произведения или целое. Для этого используются  опорные предметные картинки, которые выставляются на магнитную доску или наборное полотно по мере того, как логопед читает текст или его фрагмент, что служит наглядной опорой для дальнейшего заучивания.

 2)  Так как в данном пособии имеются катонные фигурки персонажей, которых нет в произведении К.Чуковского, то это может послужить основой для составления произвольного творческого рассказа с участием и других персонажей. Ребенок или логопед может расставить персонажей и предметы в любой последовательности, создавая тем самым  опорный наглядный план рассказа, по которому в дальнейшем и составляется творческий рассказ.

6.Подбор родственных слов.

 Логопед помещает на доску изображение стола и предлагает посадить за стол какого-либо героя  сказки, вокруг стола размещает условные обозначения : =====  - слово-действие;

        -слово –предмет;             -признак;        -слово с суффиксом-ищ;

        -слово с уменьш.- ласкат .суффиксом;         -занятие человека;

        - множество предметов;      (см.фотографию ниже) F:\DCIM\100SSCAM\SDC11431.JPG

Задания:

Логопед объясняет детям, что за столом с героем ( пауком, комаром, пчелой) могут сидеть только слова-родственники:

-Логопед предлагает назвать слова-родственники, которые могут  «сидеть» за столом с пауком: слово-предмет-паук, паутина; много предметов-пауки;   слово-действие-нет; слово-признак- паучий; слово с увелич.суфф.—паучище; слово с ум.-ласкат.суфф.-паучок. Дети называют подходящие слова.

-За столом сидит комар. Подбери слова- родственники, которые могут  «сидеть» за столом: слово-предмет-комар; много предметов-комары, признак-комариный; с ум.-ласкат.суфф.- комарик; с увел.суфф.- комарище;

-За столом -пчела. Слова-родственники: слово-предмет-пчела; признак-пчелиный; ласково-пчелка, герой мультфильма- Пчеленок; с увел.суфф.-пчелище; много- пчелы; человек, ухаживающий за пчелами-пчеловод;

Красочное и увлекательное наглядное пособие создает мотивацию для усвоения дошкольниками сложных грамматических тем, стимулирует развитие связного высказывания.

Список литературы.

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: «Просвещение»,1981.

2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: « Просвещение», 1990.

3.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М.: « Издательство ГНОМ и Д»,2004.

4.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).СПб.: СОЮЗ,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное учебно-игровое коррекционное пособие "Чудеса из сундука"

Комплексы дидактических игр из пособия «Чудеса из сундука», направлены на формирование базовых предпосылок становления и развития слоговой структуры слова у детей 4-6 лет....

«Паровозик «дружба» «Дуслык паровозы» Многофункциональное дидактическое учебно-игровое пособие по обучению татарскому языку для детей 4 – 7 лет

Данное пособие предназначено как для индивидуальной работы, так и для подгрупповой работы с детьми, в режимных моментах, в играх, а также данное пособие используется в совместной беседе с детьми и род...

«Кызыклы китап» Многофункциональное авторское дидактическое учебно-игровое пособие по УМК Говорим по-татарски - Татарча сөйлəшəбез для детей 5 -6 лет.

Это самодельная бумажная книга с кармашками, коробочками, подвижными деталями,  которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собран материал по УМК Говор...

Игры с Айсылу «Тактильная угадай-ка» Многофункциональное дидактическое учебно-игровое пособие для детей 3 - 7 лет

Пособие  представляет собой куклу в татарском национальном костюме, состоящую из головы и платья. которая держит панно с кармашками, в которых размещается  игровой материал.К пособию прилага...

Многофункциональное авторское дидактическое учебно-игровое пособие для детей 5-6 лет “Что в кармашке у Аю”

Многофункциональное авторское дидактическое  учебно-игровое пособие. Примеры игр....

«Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда»

Долгосрочный проект с детьми группы компенсирующей направленностиТема: «Использование многофункциональных учебно-игровых пособий для речевого развития дошкольников в работе учителя - логопеда&ra...