Конспект итогового логоритмического занятия
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Краска Елена Владимировна

Итоговое логоритмическое занятие с детьми подготовительной группы с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_logoritmike_gde_letala_strekoza.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          ГКООУ Дзержинский санаторный детский дом

       Конспект    итогового  логоритмического занятия

         в подготовительной  группе для детей с ЗПР

        Где летала стрекоза

                                                                        Выполнила

                                                                        учитель-логопед

                                                                        Краска Е.В.

                                        г.Дзержинск  2011

ПОЧЕМУ ЛОГОРИТМИКА?

Каждый ребенок дошкольного возраста, поступающий в детский дом, имеет нарушение речи в той или иной степени. Как правило, у наших детей нарушения речи носят вторичный характер, первичным же  нарушением является отклонение в умственном развитии, от задержки психического развития до умственной отсталости. При этом у  детей отмечается отставание в развитии эмоционально-волевой сферы, двигательной сфере.

          Логопедическая коррекция для любого ребенка-логопата даже  при сохранном интеллекте вызывает  трудности, а при нарушенном интеллекте особенно.  

        Поэтому для  эффективности коррекционной работы  помимо традиционных логопедических  приемов в своей практике я использую  такой метод преодоления  речевых нарушений, как   логопедическая ритмика.

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность головного мозга человека. А в логоритмике это сочетание ритма, слова, движения и музыки.

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и координации двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Ценным является тот факт, что на логоритмических занятиях развитие  осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии двигательной сферы помогают организовать речь.

В своей практике я использую интегрированный подход при построении занятий (сочетаю логоритмику с занятиями по коррекции звукопроизношения,  развитию речи и обучению грамоте), что значительно повышает эффективность коррекционной работы. Самое главное, что средства логопедической ритмики очень нравятся детям и позволяют сделать сложный процесс коррекции увлекательным, разнообразным и эффективным.

        Представляю вашему вниманию конспект логоритмического занятия, проведенного в конце учебного года с детьми подготовительной группы с ЗПР. Занятие является итоговым по закреплению правильного звукопроизношения интегрированным с логоритмикой.

Задачи:

Образовательные

  • развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другое;
  • закреплять умения детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
  • формировать правильную артикуляцию и ясное произношение слов при исполнении распевок, песен, учить передавать шутливый характер песни, правильно брать дыхание во время пения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в пространстве; четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях;
  • закреплять умение координировать слово с движением.

Коррекционно-развивающие 

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать фонематический слух;
  • способствовать развитию межполушарного взаимодействия;
  • закреплять навыки правильного звукопроизношения.

Воспитательные 

  • воспитывать навыки учебного поведения;
  • воспитывать доброжелательность, навыки самооценки и самокритики.

Оборудование:

Предметные картинки с изображением курицы, цыпленка, лисы, белочек, зайчиков, жуков;  сюжетная картинка с изображением утки и утенка; нарисованные дуб, елка, цветы  палочки для отстукивания ритма; фигурка стрекозы; музыкальные записи (логопедические распевки, песня «Разноцветная игра», песня «Ужасно интересно все то, что неизвестно»), музыкальные инструменты (синтезатор, металлофон, барабаны,  треугольник)

        

                                                    Ход занятия

Дети входят в группу, здороваются с гостями, под музыку выполняют маршировку с перестроением.

Логопед:

О чем пелось в песне? (ответы детей)

Ужасно интересно все то, что неизвестно. Вам нравится узнавать что-то новое? И не только вам это нравится. Посмотрите, кто прилетел к нам сегодня на занятие (логопед демонстрирует пластмассовую фигурку стрекозы). Стрекоза (дети рассматривают стрекозу). Ей очень интересно знать, чем  вы тут занимаетесь. А нам интересно, где летает стрекоза, что она видит. Давайте посмотрим, куда она полетит (логопед перемещает фигурку стрекозы).

Полетела стрекоза-большие глаза и встретила курицу.

Распевка «Курочка кудахчет» (дети поют распевку, сопровождая ее движениями).

Логопед:

Как вы думаете, ребята, о ком беспокоится курочка? (ответы детей) Правильно, о цыпленке, о том, чтобы с ним ничего не случилось. Цыпленок маленький еще, несмышленый. Вот когда он вырастет, кем же он будет? (выходит ребенок и читает стихотворение).

Стихотворение «Цыпленок»

Был у курицы птенец –

Бойкий желтый молодец.

Он цветы клевал спросонок

И чирикал: «Я – цыпленок!»

А когда придет пора,

Стану я царем двора!

Логопед:

Летит стрекоза дальше, мимо деревьев, кустов, ой,  мне кажется, кто-то прячется за этой елочкой….Лиса

Распевка «Лиса» (дети поют распевку, сопровождая ее движениями)

Логопед:

Крадется лиса и принюхивается.

Дыхательное упражнение «Лиса принюхивается» (три коротких вдоха носом и длительный выдох ртом)

Логопед:

Как вы думаете, кого вынюхивает лиса? (ответы детей ) Не только цыплят, но и зайчиков (выходит ребенок и читает стихотворение).

Стихотворение «Шла лисица по лесочку»

Шла лисица по лесочку,

Хвостиком виляла.

И под маленьким кусточком

Зайку увидала.

Испугался тут косой,

Не встречался он с лисой!

А лиса: «Не бойся,

Зайка, успокойся!

Нынче лето, я сыта,

Но зимою снежной

Берегись меня всегда,

Мой зайчишка нежный!»

И прищурила глаза

Строгая лисица.

Зайчик мигом убежал,

Как не торопиться?

Логопед:

Лисица очень хитрая, вот и вас, ребята, хочет перехитрить. Она будет вам сейчас говорить слова запутанным способом, а вы догадайтесь, что это за слова.

Когнитивное упражнение «Путаница» на развитие произвольности, слухоречевой памяти, межполушарного взаимодействия

Ку-хве-ри-хве-ца-хве (курица)

Ку-хве-би-хве-ки-хве (кубики)

Ди-хве-ван-хве (диван)

Ут-хве-ка-хве (утка)

Де-хве-душ-хве-ка-хве (дедушка)

Ко-хве-тик-хве (котик)

Гри-хве-бы-хве (грибы)

Миш-хве-ка-хве (мишка)

Логопед:

Не удалось лисе, ребята, перехитрить вас. Давайте посмотрим, куда же летит наша стрекоза дальше. Это дуб, и что-то интересное возле него происходит. Здесь звери строят дом.

Массаж рук «Строим дом»  (дети проговаривают стихотворение и одновременно выполняют массаж рук)

Целый день стук да стук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат, строим домик для зайчат.
Молоточки стучат, строим домик для бельчат.

Этот дом для мальчиков,

Этот дом для девочек.

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для белочек.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживем.

Будем песни распевать,

Веселиться и плясать!

Логопед:

Давайте, ребята, подарим лесным жителям нашу песню.

Музыкально-ритмическое упражнение «Музаканты» (дети поют и отстукивают ритм песни на специальных палочках и музыкальных инструментах, логопед аккомпанирует на синтезаторе)

Слова П.Синявского, музыка С.Соснина «Начинаем перепляс»

Логопед:

А недалеко от дуба лужайка, смотрите, сколько жуков, да какие они интересные! (дети рассматривают картинки-фигурки жуков-оленей и жуков-носорогов)

Стихотворение «Жуки» (выходит ребенок и читает стихотворение).

Есть огромный жук- олень,

Носить рога ему не лень.

Ими он врагов пугает,

Съесть себя не позволяет.

Жук с названьем «носорог»:

Видишь крепкий сильный рог?

Для врагов он – устрашенье,

Для жука же – украшенье!

Упражнение на координацию речи, музыки и движения   «Жуки»

(дети поют распевку, выполняют при этом перекрестные и одновременные движения рук и ног)

После этого упражнения дети садятся на стульчики.

Логопед:

Летит стрекоза дальше, села на кустик, а  под этим кусточком притаился хомячок. Какой он маленький и симпатичный, чем же он занимается? (выходит ребенок и читает стихотворение).

Стихотворение «Хомячок»

-Вот я хитрый! Вот я ловкий!

У меня во рту кладовка.

- Где кладовка? – За щекой!

Вот я умненький какой!

Хомячок я маленький,

Отнесу все в спаленку,

Аккуратненько сложу,

Я запасы сторожу.

И пойду потом опять щеки просом набивать.

Беспокоюсь, что кладовка

Будет долго пустовать.

Логопед:

Понравился вам хомячок? Вы тоже ему очень понравились. Но говорит, что вы очень уж шумные, и предлагает поиграть с ним в игру «Шепталки».

Игра «Шепталки» на развитие умений действовать по сигналу, коррекция гиперактивности.

Логопед загадывает загадки детям, но отвечать нужно только после счета 1,2,3  шепотом.

Зимой и летом одним цветом.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Кто зимой холодной ходит злой, голодный?

Ползун ползет, иголки везет.

Летом серый, зимой белый.

Логопед:

Летит стрекоза, глаза у нее большие, смотрит она по сторонам и видит утку с утенком (сюжетная картинка). Утенок рассказывает маме, что с ним случилось

(выходит ребенок и читает стихотворение).

Стихотворение «Про утенка Гошу»

Как-то раз утенок Гоша

Потерял свои галоши.

Без галош совсем беда,

Не добраться до пруда.

От такого невезенья

Никакого настроенья.

Горько плачет бедный Гоша,

Пропадает день хороший.

Вдруг приносят ему свинки

Симпатичные ботинки.

Принесли ему от кошки

Очень славные сапожки,

Даже пчелки с паучками

Несут туфли с каблучками.

Гоша очень счастлив был

И друзей благодарил.

А взглянул под кустик Гоша:

Вот они, мои галоши!

Логопед:

Вот какая забавная история приключилась с утенком.

Утенок скоро, как и вы, ребята, пойдет в школу. Вы уже знаете все буквы и цифры. Но мы не знаем, знает ли утенок цифры. Помогите ему отгадать, какую цифру я напишу в воздухе. Вы глазками только следите за моей указкой. (на конце указки цветочек, за которым следят дети глазами).

Физкультминутка для глаз

Логопед пишет в воздухе цифры, дети отгадывают.

Смотрите, кому  это на хвост села стрекоза?  (Фигурка стрекозы перемещается на хвост игрушки кота). Мне кажется, кот хочет о чем-то рассказать стрекозе (выходит ребенок и читает стихотворение).

Стихотворение «Как птицы кота проучили»

Кот крадется вдоль забора,

Этот кот – большой обжора.

Переловит всех подряд:

Воробьев и воронят,

Снегирей, грачей, синиц.

Он – гроза и крыс, и птиц.

Раз вороны сговорились,

Проучить кота решились.

Налетели с трех сторон –

Нет отбоя от ворон.

Все в крови: и шерсть, и нос,

Кот бежит, задравши хвост.

С той поры он стал иной –

Птиц обходит стороной!

Логопед:

А что это за мешочек у кота? Наверное, там у него спрятан какой-то секрет. Давайте посмотрим. Да это же стекляшки! (бутафорские разноцветные стекляшки, вырезанные из прозрачного цветного пластика). Для чего они нужны, кот не знает, давайте ему подскажем.

Ритмический танец «Разноцветная игра» на координацию речи, ритма, движений (дети исполняют ритмический танец).

Подведение итога занятия

Логопед:

Молодцы, ребята. Вам понравилось сегодня путешествовать со стрекозой? Что вам больше всего запомнилось? Что было для вас самым сложным? (ответы детей.

Давайте попрощаемся со стрекозой, пригласим ее еще прилетать к нам на занятия.

Вы, наверное, немножко устали, я предлагаю вам выполнить упражнение «Куколки – оловянные солдатики»

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса  «Куколки – оловянные солдатики» (солдатики – дети встают ровно, напрягают все мышцы, руки прижимают к телу, куколки – наклоняются, расслабляются, опускают руки и покачивают ими).

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логоритмического занятия в старшей группе на тему" Встреча с Лунтиком на Земле".

Занятие по логоритмике в старшей группе на тему "Встреча с Лунтиком на Земле". Конспект соответствует требованиям ФГОС....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Тема: «Путешествие в осенний лес».Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.Задачи:•...

Конспект музыкально - логоритмического занятия "Кто как к зиме готовится"

Логоритмические, динамические упражнения,самомассаж для детей с нарушениями речи в подготовительной к школе группе....

Итоговое логоритмическое занятие: «Золотая волшебница - Осень»

Вашему вниманию представляется итоговое занятие по лексической теме «Золотая волшебница Осень». В него включены упражнения, активизирующие внимание, общеразвивающие, регулирующие мышечный тонус, разви...

Конспект интегрированного логоритмического занятия "Осеннее путешествие к Старичку-Боровичку"

Дети  идут  в гости к Старичку-Боровичку, по пути выполняя музыкально -ритмические движения, фонопедические упражнения, учатся отстукивать ритмический рисунок, выполняют массаж ладоней, игра...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Комплекс итоговых логоритмических занятий в системе развития и коррекции речи у детей с ТНР

Логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....