Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения детей заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности  речи должное внимание. В работе представлены рекомендации по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. При этом осуществляется организация функционального дыхания; развитие мимики; развитие выразительных движений; развитие способности понимать и выражать эмоции; формирование физиологических механизмов интонации; формирование темпо–ритмической организации высказывания. Материал  соотнесен с лексической темой «Весна».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesnoyu_na_zdorove.doc325 КБ
Microsoft Office document icon vesnoyu_na_zdorove.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое образовательное учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии №2

г. Хабаровск

Методическая разработка

по развитию общих речевых навыков

у воспитанников дошкольного детского дома  

«Весною на здоровье».  

                                                                                                               

                                                                            Подготовила: учитель -логопед

                                                                             Истрашкина Марина Сергеевна.

                                                                2011 г.

«Даже хороший от природы голос

следует развивать не только для пения,

но и для речи».

                                                                                                      К.С. Станиславский

Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие).

Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки  психического развития, в том числе и речи. В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи.

Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения детей заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности  речи должное внимание.

При обследовании ребенка обычно выявляются следующие нарушения выразительности речи:

  • Недостаточная модуляция голоса по силе, высоте, (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий, высотный диапазон голоса);
  • Нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);
  • Недостаточная координация движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
  • Нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности  оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов оформления высказывания);
  • Трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
  • Нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированной, растянутой) речи.

Для достижения максимальной эффективности  коррекционной работы  по развитию интонационной выразительности речи необходимо:    

  • Формировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализовать деятельность дыхательного и голосового аппарата, скоординировать работу речевых мышц и т.д.)
  • Обеспечить использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях в процессе общения.

Игры со звукоподражанием, пальчиковые игры и разучивание стихотворений оказались хорошими средствами для осуществления поставленных задач.                                                                                              

Развитие дыхания. Активизация вдоха.

Игровая ситуация «В саду».

Встаньте в круг. Мы гуляем в саду. Цветут вишни, груши. Яблони. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.

S5001527C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0284916.jpgE:\DCIM\100SSCAM\SDC12047.JPG

                                                                 

                                                   «Цветы»

Предложить понюхать первые весенние цветы: вдох через нос – выдох через рот; вдох через рот; выдох через рот.

                                                                                                                 

                                         Развитие речевого дыхания.

                                            Проговаривание потешки.

Исходное положение: ребенок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребенку на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание потешки:              При солнышке тепло, при матушке добро.

                                        Упражнение «К солнышку»

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю,

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

Солнышко смеется

Лучик в руки не дается.

Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос.

Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф - ф - ф»

Вдыхают через рот.

Выдыхают через нос.  Пальчиками закрывают лучи нарисованного солнышка.

                                 

Развитие чувства ритма.

Весной просыпается природа, и мир наполняется новыми звуками.

Игра «Послушай и повтори так же».

Капель звенит так: «Кап –кап –кап, кап – кап - кап» (с одновременным отхлопыванием ритма  в ладоши).

Грачи крича: «Крак – крак, крак - крак» (с одновременным отстукиванием ритма кулаками обеих рук по столу).

Ручейки бегут и поют песенку:: «Ля – ля – ля, ля – ля – ля» (прошагать ритм).

Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

                  Пластический этюд на тему «Вот и весна наступила!»

                           (выражение гнева, удивления, радости)

Ребенку предлагается передать с помощью выразительные  движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

Злится зима: пришел ее конец. Сосульки плачут на солнышке. Птички радостно поют свои песенки.  Вот и весна наступила! В лесу появились первые проталины. Что это показалось из – под снега? Да ведь это первые цветы! Удивительные подснежники! 

    E:\DCIM\100SSCAM\SDC12019.JPGE:\DCIM\100SSCAM\SDC12020.JPGE:\DCIM\100SSCAM\SDC12028.JPG

Развитие темпа и чувства ритма

Чтение стихотворения в сопровождении металлофона  «Солнышко»

        Вышло солнце из-за тучи

       И нагрело снег скрипучий.

       Снег задумался чуть-чуть

       И ручьем пустился в путь. 

       Снег устал лежать в сугробах-

       Догони его попробуй.            

                                                                  Н. Полякова

Развитие мелкой моторики и речевого дыхания.

«Живая цепочка»

Набухла почка,

             набухла почка,

Соединяют мизинчики, безымянные пальчики.

Живая в небе плывет

             цепочка                                                                    

Соединяют средние пальцы.

В рассветной сини

             курлычет стая.        

Соединяют указательные пальцы.

Весну и лето соединяя.

Соединяют большие пальцы.

                     

                Развитие общей моторики, дыхания и голоса.

Весна, весна, красная!

Приди, весна, с радостью,

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

С радостью, с радостью,

Идут по кругу в обратную сторону.

С великой милостью:

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.

Со льном высоким,

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.

С корнем глубоким,

Приседают, опускают руки.

С хлебами обильными.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

                                                                                             (Русская песенка)

                         Развитие мелкой  моторики и чувства ритма.

«Звенит капель»

Звенит капель,

Ритмично соединять сразу все пальцы с большим.

Журчат ручьи.

Пальцы бегают по столу.

И солнце пригревает.

Скрестить руки, развести в стороны пальцы – «солнце».

К нам возвращаются грачи,  

Ладони повернуть к себе и скрестить, прижав         большие пальцы друг к другу- «птичка».

И снег повсюду тает.

Прижать ладони, а затем разъединить их, описать руками круг.

«Весна, капель, сосульки»

  Раз – весна,

Согнуть мизинец правой  (левой) руки; правая (левая)  рука помогает.

  Два – капель

Согнуть безымянный палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает.

Три сосульки тают

Согнуть средний палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает.

Март прошел, идет апрель,

Согнуть указательный и большой пальцы правой (левой) руки; левая (правая) помогает.

Птицы прилетают.

Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие переплетаются между собой – «головка».

Ладони скрестить.

E:\DCIM\100SSCAM\SDC12013.JPGE:\DCIM\100SSCAM\SDC12029.JPGE:\DCIM\100SSCAM\SDC12012.JPG

Развитие умения изменять силу голоса.

Упражнение «Тихо - громко»

На картине  весенний пейзаж: проталины, первые подснежники, прилетели грачи.

Взрослый составляет предложение по картине и произносит его тихо. Ребенок должен громко повторить предложение. Затем ребенок составляет предложение и произносит его тихо, а взрослый – повторяет громко.

Например: Наступила весна. Тает снег. Прилетели грачи. Появились первые подснежники.

Развитие речевого выдоха и силы голоса.

Упражнение «Сосчитай цветочки».

На картине изображены 4 цветочка (размер их последовательно увеличивается)

Выполнить полный вдох, на выдохе – посчитать цветы (прямой счет до 4) с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру цветков на картине). Затем сосчитать цветы с уменьшением силы голоса.                                                                              

                                        E:\DCIM\100SSCAM\SDC12061.JPG

    Дифференциация повествовательной и вопросительной интонации.

                                     Упражнение «Повторяй за мной».

Взрослый предлагает детям повторять предложения, меняя вопросительную интонацию на повествовательную и наоборот.

Например: Весна пришла? – Весна пришла.

Снег тает? – Снег тает.

Птицы поют? – Птицы поют.

Формирование понимания соответствия интонации содержанию текста.

Ребенку предлагается прослушать два варианта интонационного оформления текста, прочитанного:

  • С интонацией  соответствующей содержанию смыслу текста (радостным, веселым тоном);
  • С интонацией, не соответствующей содержанию и смыслу текста (печальным тоном).

-Я прочитаю тебе один и тот же рассказ два раза. Звучать он будет по-разному. Слушай внимательно и скажи, когда текст лучше прочитан. Попробуй объяснить почему.

Радостно светит в весенний день ласковое солнышко. Быстро тает на полях снег. Побежали по полям веселые, говорливые  ручейки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Теплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.

Покажи пиктограмму, которая показывает, как надо читать этот рассказ.      

                                 

           

       

Формирование  умения использовать восклицательную интонацию в речи.

                               Задание «Выучи наизусть».

Выучить с ребенком стихотворение, проговаривать сначала вместе с ребенком, затем попросить его произнести стихотворение самостоятельно.

Важно: Чтобы добиваться выразительного мелодического оформления восклицательного  предложения, необходимо усиливать и повышать голос на ударных гласных выделенных слов.

    Скворец туда!

     Скворец сюда!

Вода! Вода!

Беда!

 Кругом – вода!

                                                  С. В. Михалков.

О чем поют воробушки

 В последний день зимы?

-Мы выжили!

-Мы дожили!

              -Мы живы! Живы мы.  

                                                      А. Фет

       

      Список использованной литературы:

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе:  Издательство ГНОМ и Д, Москва, 2007г.

  1. Картушина М.Ю. Логоритимика для малышей:

Творческий центр, Москва, 2005г.

  1. Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: Издательство КАРО, Санкт – Петербург, 2007 г.

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи:  ДЕТСТВО –ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2011г.  
  2. Фотографии сделаны во время проведения занятий с воспитанниками дошкольного возраста детского дома № 2 г. Хабаровска.  Автор – Истрашкина  М.С,  2011г.                    

                                                                                 



Предварительный просмотр:

Краевое образовательное учреждение для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии №2

г. Хабаровск

Методическая разработка

по развитию общих речевых навыков

у воспитанников дошкольного детского дома  

«Весною на здоровье».  

                                                                                                               

                                                                            Подготовила: учитель -логопед

                                                                             Истрашкина Марина Сергеевна.

                                                                2011 г.

«Даже хороший от природы голос

следует развивать не только для пения,

но и для речи».

                                                                                                      К.С. Станиславский

Ни один музыкальный инструмент не имеет такой выразительности, как человеческий голос. Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и другие).

Дети, воспитывающиеся в детском доме, как правило, имеют задержки  психического развития, в том числе и речи. В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи.

Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения детей заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности  речи должное внимание.

При обследовании ребенка обычно выявляются следующие нарушения выразительности речи:

  • Недостаточная модуляция голоса по силе, высоте, (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий, высотный диапазон голоса);
  • Нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);
  • Недостаточная координация движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
  • Нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности  оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных типов оформления высказывания);
  • Трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
  • Нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированной, растянутой) речи.

Для достижения максимальной эффективности  коррекционной работы  по развитию интонационной выразительности речи необходимо:    

  • Формировать физиологические механизмы овладения интонацией (нормализовать деятельность дыхательного и голосового аппарата, скоординировать работу речевых мышц и т.д.)
  • Обеспечить использование детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях в процессе общения.

Игры со звукоподражанием, пальчиковые игры и разучивание стихотворений оказались хорошими средствами для осуществления поставленных задач.                                                                                              

Развитие дыхания. Активизация вдоха.

Игровая ситуация «В саду».

Встаньте в круг. Мы гуляем в саду. Цветут вишни, груши. Яблони. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.

S5001527C:\Program Files (x86)\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0284916.jpgE:\DCIM\100SSCAM\SDC12047.JPG

                                                                 

                                                   «Цветы»

Предложить понюхать первые весенние цветы: вдох через нос – выдох через рот; вдох через рот; выдох через рот.

                                                                                                                 

                                         Развитие речевого дыхания.

                                            Проговаривание потешки.

Исходное положение: ребенок ложится на спину на ковер; левую руку кладет на живот, а правую на грудь. Предварительно логопед показывает ребенку на себе, как нужно дышать диафрагмой (животом): прикладывает руку ребенка к своему животу. Глубокий вдох, задержка дыхания, на выдохе проговаривание потешки:              При солнышке тепло, при матушке добро.

                                        Упражнение «К солнышку»

Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю,

Ну, а руки опускаю,

Воздух тихо выдыхаю.

Солнышко смеется

Лучик в руки не дается.

Поднимают руки через стороны вверх, делая вдох через нос.

Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф - ф - ф»

Вдыхают через рот.

Выдыхают через нос.  Пальчиками закрывают лучи нарисованного солнышка.

                                 

Развитие чувства ритма.

Весной просыпается природа, и мир наполняется новыми звуками.

Игра «Послушай и повтори так же».

Капель звенит так: «Кап –кап –кап, кап – кап - кап» (с одновременным отхлопыванием ритма  в ладоши).

Грачи крича: «Крак – крак, крак - крак» (с одновременным отстукиванием ритма кулаками обеих рук по столу).

Ручейки бегут и поют песенку:: «Ля – ля – ля, ля – ля – ля» (прошагать ритм).

Развитие умения передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

                  Пластический этюд на тему «Вот и весна наступила!»

                           (выражение гнева, удивления, радости)

Ребенку предлагается передать с помощью выразительные  движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.

Злится зима: пришел ее конец. Сосульки плачут на солнышке. Птички радостно поют свои песенки.  Вот и весна наступила! В лесу появились первые проталины. Что это показалось из – под снега? Да ведь это первые цветы! Удивительные подснежники! 

    E:\DCIM\100SSCAM\SDC12019.JPGE:\DCIM\100SSCAM\SDC12020.JPGE:\DCIM\100SSCAM\SDC12028.JPG

Развитие темпа и чувства ритма

Чтение стихотворения в сопровождении металлофона  «Солнышко»

        Вышло солнце из-за тучи

       И нагрело снег скрипучий.

       Снег задумался чуть-чуть

       И ручьем пустился в путь. 

       Снег устал лежать в сугробах-

       Догони его попробуй.            

                                                                  Н. Полякова

Развитие мелкой моторики и речевого дыхания.

«Живая цепочка»

Набухла почка,

             набухла почка,

Соединяют мизинчики, безымянные пальчики.

Живая в небе плывет

             цепочка                                                                    

Соединяют средние пальцы.

В рассветной сини

             курлычет стая.        

Соединяют указательные пальцы.

Весну и лето соединяя.

Соединяют большие пальцы.

                     

                Развитие общей моторики, дыхания и голоса.

Весна, весна, красная!

Приди, весна, с радостью,

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

С радостью, с радостью,

Идут по кругу в обратную сторону.

С великой милостью:

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.

Со льном высоким,

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки.

С корнем глубоким,

Приседают, опускают руки.

С хлебами обильными.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

                                                                                             (Русская песенка)

                         Развитие мелкой  моторики и чувства ритма.

«Звенит капель»

Звенит капель,

Ритмично соединять сразу все пальцы с большим.

Журчат ручьи.

Пальцы бегают по столу.

И солнце пригревает.

Скрестить руки, развести в стороны пальцы – «солнце».

К нам возвращаются грачи,  

Ладони повернуть к себе и скрестить, прижав         большие пальцы друг к другу- «птичка».

И снег повсюду тает.

Прижать ладони, а затем разъединить их, описать руками круг.

«Весна, капель, сосульки»

  Раз – весна,

Согнуть мизинец правой  (левой) руки; правая (левая)  рука помогает.

  Два – капель

Согнуть безымянный палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает.

Три сосульки тают

Согнуть средний палец правой (левой) руки; левая (правая) рука помогает.

Март прошел, идет апрель,

Согнуть указательный и большой пальцы правой (левой) руки; левая (правая) помогает.

Птицы прилетают.

Пальцы широко раздвинуть – «крылья», большие переплетаются между собой – «головка».

Ладони скрестить.

E:\DCIM\100SSCAM\SDC12013.JPGE:\DCIM\100SSCAM\SDC12029.JPGE:\DCIM\100SSCAM\SDC12012.JPG

Развитие умения изменять силу голоса.

Упражнение «Тихо - громко»

На картине  весенний пейзаж: проталины, первые подснежники, прилетели грачи.

Взрослый составляет предложение по картине и произносит его тихо. Ребенок должен громко повторить предложение. Затем ребенок составляет предложение и произносит его тихо, а взрослый – повторяет громко.

Например: Наступила весна. Тает снег. Прилетели грачи. Появились первые подснежники.

Развитие речевого выдоха и силы голоса.

Упражнение «Сосчитай цветочки».

На картине изображены 4 цветочка (размер их последовательно увеличивается)

Выполнить полный вдох, на выдохе – посчитать цветы (прямой счет до 4) с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру цветков на картине). Затем сосчитать цветы с уменьшением силы голоса.                                                                              

                                        E:\DCIM\100SSCAM\SDC12061.JPG

    Дифференциация повествовательной и вопросительной интонации.

                                     Упражнение «Повторяй за мной».

Взрослый предлагает детям повторять предложения, меняя вопросительную интонацию на повествовательную и наоборот.

Например: Весна пришла? – Весна пришла.

Снег тает? – Снег тает.

Птицы поют? – Птицы поют.

Формирование понимания соответствия интонации содержанию текста.

Ребенку предлагается прослушать два варианта интонационного оформления текста, прочитанного:

  • С интонацией  соответствующей содержанию смыслу текста (радостным, веселым тоном);
  • С интонацией, не соответствующей содержанию и смыслу текста (печальным тоном).

-Я прочитаю тебе один и тот же рассказ два раза. Звучать он будет по-разному. Слушай внимательно и скажи, когда текст лучше прочитан. Попробуй объяснить почему.

Радостно светит в весенний день ласковое солнышко. Быстро тает на полях снег. Побежали по полям веселые, говорливые  ручейки. Уже прилетели из теплых краев грачи. Теплый ветер и ласковое солнце сушат влажную землю.

Покажи пиктограмму, которая показывает, как надо читать этот рассказ.      

                                 

           

       

Формирование  умения использовать восклицательную интонацию в речи.

                               Задание «Выучи наизусть».

Выучить с ребенком стихотворение, проговаривать сначала вместе с ребенком, затем попросить его произнести стихотворение самостоятельно.

Важно: Чтобы добиваться выразительного мелодического оформления восклицательного  предложения, необходимо усиливать и повышать голос на ударных гласных выделенных слов.

    Скворец туда!

     Скворец сюда!

Вода! Вода!

Беда!

 Кругом – вода!

                                                  С. В. Михалков.

О чем поют воробушки

 В последний день зимы?

-Мы выжили!

-Мы дожили!

              -Мы живы! Живы мы.  

                                                      А. Фет

       

      Список использованной литературы:

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе:  Издательство ГНОМ и Д, Москва, 2007г.

  1. Картушина М.Ю. Логоритимика для малышей:

Творческий центр, Москва, 2005г.

  1. Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков: Издательство КАРО, Санкт – Петербург, 2007 г.

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи:  ДЕТСТВО –ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2011г.  
  2. Фотографии сделаны во время проведения занятий с воспитанниками дошкольного возраста детского дома № 2 г. Хабаровска.  Автор – Истрашкина  М.С,  2011г.                    

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развивающие занятия с ребенком 3 лет дома, упражнения для развития общих речевых навыков.

Рассмотрим некоторые игровые приемы и техники детского развития. Особенности развития речи детей 3-4 лет раскрываются в многочисленных играх и занятиях. Занятия с детьми дома по развитию речи должны п...

Консультация для воспитателей "Развитие общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста"

   Работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, а развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. ...

Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста

Материалы могут быть использованы учителем-логопедом в работе по формированию общих речевых навыков у детей с ОНР и стёртой дизартрией, и совершенствованию творческих навыков, а так же для общего разв...