Игры для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа при работе с гласными звуками
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

В своей работе использую технологию - развивающие игры. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа при работе с гласными звуками.

-        Почтальон.

У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом, только определенные картинки - письма, например, те, в названиях которых встречается звук А. Каждый ребенок выбирает такое «письмо» и, отдавая его взрослому, утрированно произносит в слове звук, обозначенный символом на почтовой сумке. При работе над звуковым анализом задание будет такое: собери картинки, в названиях которых звук А стоит первым (последним, в середине).

-        Магазин.

Дети «покупают» с оборудованного прилавка предметы на деньги - символы. Подавая педагогу символ - деньги, каждый ребенок утрированно произносит соответствующий звук в названии покупаемого предмета.

-        Три поросенка.

Перед детьми выставляются три домика, в которых живут Наф-Наф, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. Детям предлагается распределить «подарки» для поросят. Наф-Нафу со звуком А, Нуф-Нуфу - У, Ниф-Нифу - И, или в первый домик предметы, где звук А стоит первым, во второй домик — звук А стоит в середине, в третий домик - звук А - последний.

-Пропускаем мы во двор слов особенных набор.

Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, а большие пальцы обеих рук поднять вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем пропускать только слова с определенным звуком или слова, в названиях которых первый звук, например. У, а последний А, или в названиях которых есть звуки О, У. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу), если слышат в слове заданный звук или звуки в определенной позиции. Если в слове нет указанного звука (звуков), ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они «пропустили» во двор.

-        Разбежались и собрались.

У детей в руках картинки, в названиях которых им следует отыскать ударный гласный звук, а затем собраться около одного из трех детей, держащих соответствующий символ гласного звука. Количество одновременно выделяемых в словах гласных звуков можно увеличивать по мере совершенствования внимания и восприятия детей.

-        Веселый кубик.

Дети по очереди кидают кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа гласного звука. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок или предметов.

-        Клад.

Педагог раздает детям по 3-4 картинки и объявляет, что это специальный звуковой клад, в котором спрятаны «деньги». Можно поменять деньги, которые в кладе на картинке. Дети называют слова названным звуком в любой позиции и если задание выполнено правильно, меняют картинку на монетку.

-        Подарки гостям.

Педагог представляет гостя занятия, например, Буратино. Детям предлагается придумать подарки или кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учетом того, что первый звук названия подарка (кушанья) должен быть, например А.

-        Что на елочке висит?

Дети снимают с елочки картинки и определяет место звука (например. А) в названиях этих игрушек

-        Цветик-семицветик.

Символы звуков прикреплены к разноцветным лепесткам цветка. Ребенок, сорвавший лепесток, должен назвать слово с указанным звуком в любой (определенной) позиции.

-        Волшебная карусель.

Вращающаяся стрелка останавливается напротив одного из символов, изображенных по краю круга. Необходимо назвать не менее 3-х слов, начинающихся на данный звук.

-        Какой игрушки не стало?

Педагог выставляет перед детьми 4-6 игрушек, названиях которых дети четко произносят. Педагог, закрыв ширмой все игрушки, одну из них прячет, после чего убирает ширму. Дети должны вспомнить название спрятанной игрушки и назвать первый звук ее названия.

-        Чудесная удочка.

На конце нитки у маленькой удочки (из игры «Поймай рыбку») - магнит. В большую коробку, обклеенную синей бумагой, - это озеро, опускаются рыбки — картинки с приклеенными скрепками. Ребенок удочкой ловит «рыбок» и называет первый, последний, звук в середине. Если ребенок не правильно называет звук, то «рыбка» - сорвалась с удочки и уплыла, если ребёнок называет звук правильно, то рыбка остаётся у рыбака.

-        Путаница.

Детям предлагается рассмотреть картинку с наложенными друг на друга контурами предметов. Например, 3 предмета, в названиях которых звук - У - стоит первым и 1 предмет - звук - А. Когда дети узнают предметы по контурам, то находят соответствующую картинку. Назови предметы, которые изображены, определи первый звук, в их названиях и скажи, какой предмет «лишний».

-        Помоги Незнайке.

Незнайка нужно было выбрать картинки, в названиях которых звук — О — первый в названиях. Правильно ли выполнил Незнайка задание? Проверь и найди ошибку.

- Один - много.

Дифференциация звуков О-А иЫ-И в позиции - конечный звук_«Ы — И». Назвать предметы во множественном числе и назвать последний звук в словах. Предметы, в названиях которых последний звук - И - положи слева, а — Ы - справа.

«О - А». Перед ребёнком лежат 2 символа - звуков — А — О и картинки, изображающие предметы в единственном и во множественном числе. Ребенок берёт 1 картинку, называет её (весло), определяет последний звук в слове, кладёт её к символу - О, называет этот предмет во множественном числе. Если на картинке предмет во множественном числе (окна) — к символу — А и называет предмет в единственном числе.

-        Четвертый лишний.

Нахождение «четвёртого лишнего» по звуковому позиционному принципу.

-        Что забыл нарисовать художник?.

Детям предлагаются картинки, которые они рассматривают внимательно.

  1. Посмотри, что нарисовано и что не нарисовано забывчивым художником. Если дети затрудняются, можно дать такую подсказку: в названиях «забытых» предметов первый звук — А.
  2. Посмотри и запомни.

Детям предлагается запомнить несколько слов с гласными звуками, стоящими первыми в словах. Таких картинок может быть около 10 и более. Естественно, что ребёнок не сможет их запомнить в таком количестве и в такой последовательности. Для запоминания можно предложить запоминать по ассоциациям. На одной стороне карточки картинка с изображением предмета (например, аист), на обратной стороне — ассоциация — гнездо и т. д. картинки с изображениями переворачиваются, а остаются только ассоциации. В конце занятия по ним дети вспоминают все предметы в данной последовательности.

-        «Волшебное дерево».

На дереве «растут» предметы, в названиях которых есть звук (например, О). Выбери такие из предложенных предметов - картинок и размести их на дереве. Назови, выделяя голосом звук - О.

На дереве висят чудо - плоды. «Сорви», только те, в названиях которых звук - О - стоит в определённой позиции.

-        Зоопарк.

Из зоопарка сбежали звери. Верни зверей обратно, но только тех, в названиях которых есть звук - Ы в середине слова, (бык, бегемот, рысь, слон, крокодил, выдра, выпь, лиса, жираф, овцы).

-        Рисунки.

Найди на рисунке тех животных, в названиях которых звук - А в середине слова.

-        Пирамидка.

Собери пирамидку. Собирая её вспомни слова со звуком - О в конце. Каждое кольцо - 1 слово.

-        Лото «Определи место звука в слове».

Карты с 6 картинками. Закрой изображения предметов красным кружком, если звук - И стоит первым в слове, зелёным - если - в середине, жёлтым—в конце.

ИГРА «ПАРНЫЕ  КАРТИНКИ»

Цели:

1.        Умение выделять из слова гласные звуки (один, два и т. д.) в том порядке,

в котором они звучат в слове.

  1. Умение производить элементарный количественный анализ.
  2. Умение найти нужный предмет, зная расположение в определенной последовательности гласных звуков в слове.
  3. Развитие внимание, памяти, словарного запаса.

Оборудование: парные предметные картинки и символы гласных звуков.

Ход игры:

I вариант. Дети выбирают любую картинку, называют ее, выделяют из слова гласные звуки. С помощью символов обозначают их. Затем называют только гласные по- порядку, считают, сколько гласных в слове.

II вариант. Берется два комплекта одинаковых предметных картинок. Один комплект раздается детям. Педагог берет себе одну картинку из другого комплекта, но детям ее не показывают. Дети должны угадать, какая картинка у педагога, если известны гласные звуки по порядку в слове - названии картинки.

ИГРА   «СОБЕРИ  КАРТИНУ»

Цели:

  1. Выделение гласного звука в слове,
  2. Определение места гласного звука в слове,
  3. Развитие зрительного внимания, ориентировки на листе бумаги,
  4. Расширение словарного запаса
  5. Оборудование: сюжетная картина, разрезные картинки (12 шт.), игровое поле. Ход игры:
  6. 1 вариант (старшая группа).

Детям предлагается картина для рассматривания. (Игра «Угадай сказку»). Затем дается задание: «Собрать такую же картинку из частей». Педагог знакомит участников игры с игровым полем, на котором дается схема с указанием местои звука в слове. ( Например, игровое поле с одним определенным гласным / звук О/). Игра состоит из двух этапов:

1        этап. Выделение гласного звука на фоне слова /звука О/ из ряда предложенных слов (картинок).

  1. Педагог называет картинки, дети определяют на слух наличие ( отсутствие) гласного звука / звука О/ в названиях данных картинок.
  2. для развития фонематических представлений -часть картинок для игры дети должны выбрать самостоятельно. Им дается такая инструкция : «Выбери недостающие картинки с гласным звуком /звуком О/ для игры."

2        этап. Определение места гласного звука в слове.

-        Дети поочередно берут по одной картинке, называют ее, определяют место гласного звука в слове, находят на игровом поле место данной картинки, ориентируясь на символ (геометрическая фигура) в левом верхнем углу каждого квадрата игрового поля. Затем картинки переворачиваются лицевой стороной. Если задание выполнено правильно, то дети увидят такую же картину, которая предлагалась в начале игры.

11 вариант (подготовительная группа).

-        Дети самостоятельно выбирают разрезные картинки для игры с определенным гласным звуком.

-        Детям не предлагается для игры само игровое поле, а дается лишь схема, на основе которой задание выполняется не на игровом поле, а на столе.

ИГРА «ЦЕПОЧКА   СЛОВ»

Цели:

  1. Выделение первого и последнего гласных звуков из слова
  2. Расширение словарного запаса
  3. Развитие внимания, памяти.

Оборудование: Предметные картинки, в названии которых первый и последний звуки - гласные.

Ход игры:

Детям предлагается назвать картинки. Затем педагог называет картинку, которая будет стоять первая в цепочке, (или дети по заданию педагога сами устанавливают начальную картинку из цепочки, например, «Первая картинка та, название которой

начинается со звука         и последний звук        .) Дети составляют цепочку,

связывая слова друг с другом (картинки),, т.е. каждая последующая должна начинаться с того же гласного звука, который стоит последний в названии предыдущей картинки.

ИГРА   «ПУТАНИЦА»

Цели:

  1. Выделение первого ударного гласного из слова
  2. Развитие зрительного внимания и памяти.
  3. Развитие пространственной ориентировки, воображения.

Оборудование: Карточки с наложенными контурами предметов, набор картинок с этими же предметами, символы гласных звуков.

Ход игры:

Педагог демонстрирует карточку наложенных контуров предметов (уж. улей, утка, ослик). При этом детям объясняется, что только поначалу все изображенное кажется «путаницей». Но если посмотреть внимательно, то видны контуры нескольких предметов, проследите контур каждого изображения предмета Дети должны узнать предмет, узнать его. Игра требует концентрации внимания. После того, как ребенок узнает предметы. Он находит их изображения на маленьких картинках. Детям дается задание: «назвать первый звук в словах». Игра «Четвертый лишний» . дети называют картинки и определяют : «Кто липший и почему?» (Ответ : «Ослик, т.к. в названии остальных предметов первый звук у, а в слове ослик - о.»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В помощь родителям

Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения, которые родители могут выполнить со своим ребенком дома.Цель данных ниже игр – поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фон...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...

Картотека "Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные кар...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах ...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Картотека игр и упражнений для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети ...