Актуальность творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии по теме

Шилова Ольга Владимировна

Творческое рассказывние является эффективным средством развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz.-sayt.docx13.46 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность творческого  рассказывания у  детей с общим недоразвитием речи.

Учитель-логопед Шилова О.В.

МДОУ № 105, г. Тверь

Мир, в котором живут дети, об раз жизни семей, материально-технические условия, экологическая обста новка с каждым годом продолжают интенсивно меняться. Все эти условия создают почву для значительного ухудшения здоровья детей в России. Как показывает изучение детской популяции, вступающие в жизнь новые поко ления физически и психически более ослаблены, чем предыдущие.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связ ной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного пре одоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

При использова нии специально разработанных средств и методов обучения связной моно логической речи старших дошкольников, высокого уровня достигают не все дети, т.е. проблема поиска эффективных приемов обучения сохраняется.  Обучение рассказыванию с элементами творчества является одним из эффективных средств для развития связной речи. Целенаправленное обучение детей с общим недоразвитием речи творческому рас сказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный под ход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учетом индивидуаль но-психологических особенностей.

При проведении занятий по обучению творческому рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации, формирование навыков построения связных монологических высказываний,    развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний,    целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Дети с ОНР испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста. Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, могут быть обусловлены также недостатком знаний и представлений об окружающей действительности и отмечаемой у этих детей инертностью процессов воображения, отставанием в развитии комбинаторных функций.

Все это определяет необходимость особого внимания к организации занятий по обучению дошкольников с ОНР составлению рассказов с элементами творчества и к использованию адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей.

Творческие  задания, включаемые в занятия по обучению рассказыванию:

-  Игры - инсценировки на сюжет пересказываемого произведения.

-  Упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения

 - Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам.

-  Восстановление «деформированного» текста

- Составление творческих пересказов — с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия.

-  Придумывание названия к картине или серии картин, а также разных вариантов по картинам названия.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи.

статья посвещена вопросу . развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи посредством сказкотерапии....

Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

   Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи...

Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи через освоение декоративно - прикладного искусства - батика (роспись по ткани).

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания, которых позволяют развить эти способности воврем...

Статья «Развитие творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи».

В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональн...

Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого раз...

"Особенности организации работы по формированию навыка творческого рассказывания у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста".

К числу важнейших задач работы с дошкольниками относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Но особое значение это и...