Статья «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Климкина Олеся Вячеславовна

 

 «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»

 

Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий ее уровень – гипокинезия – один из серьезных факторов риска. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном обществе становится все меньше стимулов для естественного движения. В результате же гипокинезии – лишний вес, снижение функций организма, различные заболевания...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya_no2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Климкина О.В.

Кафедра: коррекционная педагогика и специальная психология

Научный руководитель: к.п.н., профессор ДавидовичЛ.Р.

 «Роль подвижных игр в коррекции нарушений речи у детей»

Для гармоничного развития организма человека необходима двигательная активность. Низкий ее уровень – гипокинезия – один из серьезных факторов риска. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном обществе становится все меньше стимулов для естественного движения. В результате же гипокинезии – лишний вес, снижение функций организма, различные заболевания.[7]

Нарушения речи являются распространенной патологией у современных детей. Речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием. Проблема взаимообусловленности нарушений двигательной сферы и речевой недостаточности взаимосвязаны. Многие авторы в своих работах раскрывают, как своевременное и целенаправленное устранение нарушений двигательной сферы влияет на коррекцию речевого развития (в первую очередь, экспрессивной речи), а также способствует развитию пространственных представлений, активизации мыслительной деятельности, лучшему усвоению программы обучения.[1]

Проблемой исследования психомоторики занимались отечественные и зарубежные авторы.

М.О. Гуревичем, Н.И. Озерецким в их совместной монографии (1930) была предложена монометрическая шкала, предназначенная для исследования психомоторики детей от 4 до 16 лет.

В исследованиях, посвященных вопросам моторики и речи, указывается на связь речи и выразительных движений (М.О. Гуревич, 1930; А.А. Леонтьев, 1969), связь между двигательными и речевыми анализаторами (А.Г. Иванов-Смоленский, 1935; Н.Н. Трауготт, Л.Я. Баллонов, А.Е. Личко, 1957; А.Р. Лурия, 1969; Н.П. Тяпигин, 1966), связь особенностей произношения с характером артикуляционных движений (В.А. Куршев, 1973).

Отдельные исследования доказывают, что между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей существует взаимозависимость (Л.Ф. Фомина,1971; М.М. Кольцова,1973.[2]). М.М. Кольцова пришла к выводу, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат - и что мозговую проекцию кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

В.И. Лубовский (1978) вслед за М.М. Кольцовой (1973) считает неопровержимо доказанным, что развитие движений в преддошкольном возрасте оказывает благоприятное влияние на формирование речи. Он указал на теоретическое и практическое значение раскрытия взаимовлияний двигательного анализатора и словесной системы.

Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и особенно на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.

Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие.

Многие известные педагоги отмечают, что движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.

Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует из высказываний специалистов разного профиля, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности.

Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей. К сожалению, не всегда, особенно в условиях школы, дети имеют возможность получить достаточный уровень двигательной (моторной) нагрузки. Это не позволяет им в полной мере удовлетворять свои физиологические потребности в движении. Поэтому так важно дома или во время прогулки позволить ребенку подвигаться и поиграть.

К сожалению, во многих семьях на развитие и совершенствование двигательной сферы детей должного внимания не уделяется. Большинство родителей полагает (особенно после того, как ребенок встал на ноги и пошел), что разнообразные движения (двигательные действия), жизненно необходимые ребенку, появляются у него с возрастом сами собой без особых усилий со стороны взрослых путем подражания их двигательным операциям в различных ситуациях. В лучшем случае ребенка учат в семье пользоваться столовыми приборами, одеваться, застегивать, зашнуровывать, завязывать и т.д. Однако нередко можно встретить детей, принимаемых в детские сады или поступающих в школу, у которых даже эти элементарные двигательные навыки по самообслуживанию бывают не сформированы. Дети, не владеющие соответствующими двигательными навыками, приспосабливаются обходиться без них, прибегая к различным уловкам: надевают и снимают обувь, не расшнуровывая и не расстегивая ее; надевают и снимают головные уборы, не развязывая тесемок или вовсе отрывают их; обрывают пуговицы на одежде и т.п. Это ведет к еще большему отставанию детей в моторном развитии и, как правило, появлению у них в связи с этим различных вредных привычек.

Конечно, школа движений, основные двигательные навыки закладываются в процессе физического воспитания в детских образовательных учреждениях. И все же, отработка, оттачивание, придание грациозности, изящества любому двигательному проявлению ребенка должны проходить, на наш взгляд, в семье. И легкая походка, и приятная улыбка, и грациозные движения, и многие другие двигательные акты требуют длительного кропотливого формирования при непосредственном терпеливом участии взрослых.

Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более благотворно скажется влияние двигательных функций на его психофизическое развитие. Здесь уместно будет, перефразировав известное высказывание, заметить, что предупредить отставание в моторном развитии ребенка легче, чем устранить (скорригировать) его.

Мы предлагаем перечень подвижных игр, в которые можно играть с ребенком, как дома, так и во время прогулки. Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий детей.

1.Игра «Курица, цыплята и ястреб»

Содержание: Один из играющих изображает курицу, другой – ястреба, остальные цыплят, которые в сопровождении «курицы» бегают и «клюют» корм. На условный сигнал вылетает «ястреб» и ловит «цыплят». Если «ястреб все-таки поймал «цыпленка», он улетает к себе. «Цыпленок» выбывает из игры и становится «ястребом».

2. Игра «Кому достанется кегля»

Содержание: На табурет ставится кегля или другой предмет ее заменяющий. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

3. Игра «Не перепутай («Нос-ухо-лоб»)»

Содержание: Взрослый объясняет участникам правила игры: при слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове «лоб»  - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила игры, будут верно называть части тела, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

Взрослый пытается запутать детей: «Нос-нос-нос-ухо!». Сказав «ухо2, взрослый указывает пальцем на подбородок и т.д. Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать внимание, быстроту реакции.

4. Игра «Гусята»

Плыли гусята – красные лапки,

Серые плыли, белые плыли,

Озером, озером – все по порядку.

Красными лапками воду мутили.

Содержание: Взрослый проговаривает текст, а ребенок ходит и приседает. В дальнейшем, когда ребенок запомнит текст, проговаривает вместе со взрослым.

5. Игра «Мама отдыхает»

Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, я ее не разбужу.

Содержание: Взрослый проговаривает текст, а ребенок ходит по кругу на носках.. В дальнейшем, когда ребенок запомнит текст, проговаривает вместе со взрослым.

6. Игра «Игра с флажками»

Содержание: Держа в горизонтальном направлении флажок обеими руками, переступать по очереди правой и левой ногой через флажок. Взрослый говорит, ребенок выполняет:

Ножку выше поднимай, через палочку шагай.

И другой не отставай, но флажок не отпускай.

7. Игра «Я росту»

Содержание: Ребенок садится на корточки, опустив голову и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляется, становится на носки  и тянется; сколько возможно, вверх, поднимая руки. Взрослый говорит текст:

Сначала буду маленький, к коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь.

8. Игра «Игра с муравьем»

Содержание: «На палец ноги залез муравей и бегает по нему. С силой потянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в таком положении, выясняя, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги. Ноги отдыхают.

9. Игра «Солнышко и тучи»

Содержание: Солнце зашло за тучи, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки. Жарко- расслабиться, размориться на солнышке.

10. Игра «На параде»

Содержание: Предложите ребенку пройти по комнате, как на параде, - под барабан. Объясните, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложите нормальный темп, быстрый, замедленный…

11. Игра «Акробат»

Содержание: На полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Малыш идет по шнуру, приставляя пятки к носку. Руки – в стороны.

12. Игра «Котенок»

Содержание: На конце гибкого прутика – нитка длиной 0,5 м. К концу ее привязан бантик. Пусть малыш, как котенок, подпрыгнет и попытается достать бантик над его головой.

13. Игра «По камушкам»

Содержание: Ребенок продвигается вперед на двух ногах (на расстоянии до 2 метров). Можно обозначить «воду ручейка» полосками голубой бумаги, положенной поперек «ручейка». Ребенок должен перепрыгнуть через них.

14.  Игра «Гимнаст»

Содержание: Положите на пол доску шириной 20 см. Попросите ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на пол.

15. Игра «Шофер»

Содержание: Вращая руками воображаемый руль, очень интересно быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (цветные кружки).

16. Игра «Стирка»

Содержание: Трем кулачок о кулачок – «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.

17. Игра «Медведь»

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

Содержание: Взрослый читает текст, а ребенок выполняет движения, соответствуя тексту.

18. Игра «Орел»

Содержание: Широко взмахивая руками – «крыльями», пробежать по кругу – орел кружит в воздухе.

19. Игра «Жук»

Содержание: «жук ползет по ветке – по положенной на пол узкой дорожке, «падает с ветки на землю» (на пол), болтает «лапками» (руками и ногами), затем переворачивается, встает и «летит», на бегу взмахивает руками – «крыльями».

20. Игра «Воробушек»

Содержание: Скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками – «крылышками» - движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку: сесть на корточки, сгруппироваться.

Данные игры позволят  отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах; ребенок научится целенаправленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом – маленький и т.п.),  постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями, повысить активность, развить подражательность, сформировать игровые навыки, помогут успешному формированию речи, а также поощрят творческую активность детей.  Подвижные игры помогут сделать досуг с ребенком более разнообразным, интересным и увлекательным.

Литература

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., 1985.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979. – С. 165.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.,1969.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Спб., 2003

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2005.

Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений. – М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста

диагностика и коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста...

Статья "Использование тактильного коврика в коррекции нарушений речи у детей с ОНР и ЗПР"

В статье раскрыты возможности использования авторского дидактического пособия "Тактильный коврик по временам года" для коррекции нарушений речи у детей с диагнозами ОНР и ЗПР.  Статья опубл...

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"

"Система работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста",  ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Здоро...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РИНОЛАЛИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИ МБДОУ «ДС «Солнышко» п. Ханымей

В индивидуальной программе определены коррекционные задачи, основные направления и содержание работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения у ребенка с  ринолалией в групп...

Проектная работа "Применение тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи"

Проектная работа по применению тестопластики в коррекции нарушения речи у детей с ОНР...

Проект «Здоровые дети» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогают более эффективно преодолеть речевые нарушения. Улучшается соматическое состояние детей...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...