Статья "Современные представления о психомоторном развитии детей с общим недоравитием речи"
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Климкина Олеся Вячеславовна

 

В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста,рассмотрен анализ показателей личностного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchnaya_statya_no1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Климкина О.В.

Кафедра: коррекционная педагогика и специальная психология

Научный руководитель: к.п.н., профессор ДавидовичЛ.Р.

Современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи

В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние физического, двигательного и психического развития детей старшего дошкольного возраста, рассмотрен анализ показателей личностного развития детей.

Ключевые слова:

общее недоразвитие речи, мелкая моторика, координационные способности, двигательная память.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е Левиной и коллективом ученых НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.И. Жаренкова и др.), которые, основываясь на методе системного анализа нарушений, разработали периодизацию общего недоразвития речи.

Реализация принципа системности и развития привели ученых к обнаружению сложных и неоднородных связей в изучаемых речевых отклонениях. Понимание сложности рассматриваемых явлений потребовали разностороннего и целостного анализа патологии речи. М.М.Манассеин, В.Ф.Олтушевский,И.А.Сикорский,И.К.Хмелевский стали разрабатывать этиопатогенетический и системный метод изучения речевых нарушений.

Общее недоразвитие речи является распространенной патологией у современных детей.

Речевые расстройства напрямую связаны с психо-моторным развитием. Проблема взаимообусловленности нарушений психо-моторной сферы и речевой  взаимосвязаны. Многие авторы в своих работах раскрывают как своевременное и целенаправленное устранение нарушений психо-моторной сферы влияет на коррекцию речевого развития (в первую очередь, экспрессивной речи), а также способствует развитию пространственных представлений, активизации мыслительной деятельности, лучшему усвоению программы обучения.

Методологическую основу исследования психо-моторного недоразвития речи составили фундаментальные положения о сложной структуре речевой деятельности, о взаимосвязи процессов развития речи и других психических функций (Л.С.Выготский [2], А.Р.Лурия [7],, А.А.Леонтьев) [6] учение об общих и специфических закономерностях психического и речевого развития при нормльном и нарушенном онтогенезе (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, В.И.Лубовский и др.), учение о функциональных системах (П.К.Анохин), учение о динамической локализации высших психических функций (И.М.Сеченов, А.Р.Лурия и др.), концепция о единстве биологического и социального в процессе психического развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.)

Многочисленными исследованиями доказано, что психика ребенка формируется прижизненно под влиянием условий окружающей среды, целенаправленного воспитания и обучения. Одновременно с этим процесс психического развития определяется состоянием биологических предпосылок, являющихся материальным субстратом высших психических функций. Биологической основой рассматриваемых речевых и неречевых психических процессов являются постепенно усложняющиеся в онтогенезе системы высших психических функций (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия) [6, 7].

Различные формы органических и функциональных нарушений речи часто сопровождаются той или иной патологией в области двигательной сферы. Подробное исследование моторики у детей с речевой патологией позволяет строить дифференцированную работу по коррекции двигательной сферы дошкольников с учетом клинической формы речевой патологии и конкретного уровня нарушения управления движениями.

Для детей с общим недоразвитием речи характерно замедление формирования двигательной сферы (В.П.Дудьев, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, и др.).

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются различные расстройства регуляции мышечного тонуса, статической координации и выносливости. Наиболее выражены данные проявления у дошкольников с дизартрией. Исследователи выявили у дошкольников с общим недоразвитием речи неуклюжесть, неловкость, слабость мимических движений, нарушения координации движений, быстроты и ловкости. В результате у детей возникают затруднения при согласовании двигательного акта с пространственно-временными параметрами.

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются особенности двигательной памяти: пропуск, замены, перестановки частей двигательных программ. Также необходимо отметить недостаточную координацию ручной моторики. У испытуемых обнаруживается застревание на позах, длительный поиск нужного положения пальцев рук. Особенно выражены нарушения речевой моторики, что объясняется сложностью организации и дифференцированностью речевых движений, а также недостаточностью глубокой проприоцептивной чувствительности, сигнализирующей о состоянии костно-мышечно-суставного аппарата (Белова-Давид Р.А., 1969)

Дети с общим недоразвитием речи имеют низкий уровень двигательного воображения, от которого во многом зависит успешность реализации еще никогда не выполнявшихся действий.

Трудности в наглядно-действенном мышлении в структуре психо-моторных действий приводят к тому, что дети не могут предвосхищать двигательные действия.

Обследование общей моторики детей с общим недоразвитием речи определило некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У большинства детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и точности их выполнения. Наибольшие трудности составляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.

При обследовании детей с общим недоразвитием речи было выявлено, что они отстают в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Для этих детей наибольшую трудность составляют следующие задания: перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге. Типичным для этих детей при выполнении заданий является недостаточный самоконтроль.

Также у детей с общим недоразвитием речи могут наблюдаться низкая физическая активность, плохая координация движений, не могут даже секунду стоять по стойке «смирно!», совершают конечностями, всем телом хаотичные движения, не замечая этого. При выполнении сложного задания у них часто возникают непроизвольные содружественные лишние движения в различных отделах тела и конечностей, поверхностное и неритмичное дыхание. Дети не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые простые движения согласно с коллективом. Для многих характерна неправильная ходьба с одновременным  движением  одноименной рукой и ногой. Они не понимают, где у них правая, где левая рука или нога, при соответствующем вопросе одну и туже руку (ногу) поднимают и как правую, и как левую.

Анализ показателей личностного развития (уровень притязаний, самоанализ, самообслуживание, самооценка и т.д.) детей с общим недоразвитием речи показал следующее: у большинства детей наблюдался низкий уровень притязаний, стремление к более трудным целям. Отсутствие умения анализировать, планировать свою деятельность, недостаточный уровень инициативности и творческого подхода к решению задач, преодолению трудностей во время выполнения деятельности. Также  у детей с общим недоразвитием речи отсутствует привычка к трудовому усилию, наблюдается невысокий уровень самостоятельности, целеустремленности и организованности. У некоторых детей отсутствует чувство долга и ответственности, частное игнорирование самообслуживания, а также отсутствует навык самоконтроля и адекватной оценки своей работы.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание от нормы в развитии координационных способностей, формирования мелкой моторики рук проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.).

Дети с общим недоразвитием речи имеют слабую двигательную память, что сказывается на переключаемости движений и самоконтроля.

От уровня двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении проб показателя психо-моторного развития зависит быстрота и прочность запоминания значительного числа последовательных действий (как простых, так и сложнокоординированных), длительность сохранения их, оперативность использования в необходимых случаях (при реализации двигательных программ, хранящихся в памяти).

Дети с общим недоразвитием речи с трудом удерживают равновесие тела. Наибольшие сложности вызывают следующие упражнения: ходьба и бег спиной вперед, стойки на одной ноге с различным положением рук, приседание на одной ноге. Также может наблюдаться низкий уровень развития произвольного управления своими движениями. Особенно слабое умение подчинять свои движения основной двигательной задаче, т.е. выполнять осмысленные движения. Дети недостаточно тонко регулируют изменения своих движений по усилию, пространственной характеристике, времени, а также не умеют координировать сложные одновременные движения. 

При определении сторон тела большую сложность для детей с общим недоразвитием речи составляет выделение лево-право, дети путаются, не могут запомнить задание, не уверенно выполняют движения.  Ориентировка в пространстве помещения также вызывает ряд сложностей: дети не могут организовать круг, полукруг, построиться в шеренгу, не могут запомнить свое место.

Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностного взаимодействия. Тому в значительной степени способствуют сопутствующие речевым дефектам невротические проявления. У многих детей наблюдается повышенный уровень тревожности, который колеблется в зависимости от изменений условий, ощущение неуверенности в себе, которое  приводит к тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. Для многих характерна крайняя зависимость от мнения других. В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, в излишней двигательной активности: ребенок производит множество движений ногами, руками, вертится, не может длительное время сидеть спокойно. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью. В целом их эмоционально-волевая сфера имеет те же особенности, что и у детей с нормально развитой речью, но фиксация на речевом дефекте порождает  у ребенка чувство ущемленности, а это в свою очередь делает специфичным его отношение к себе, сверстникам, к оценкам взрослых и детского коллектива.

В старшем дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи могут наблюдаться такие особенности высшей нервной деятельности, как инертность, медлительность и пониженная переключаемость психических процессов.  Быстрая утомляемость коры головного мозга приводит к низкой работоспособности детей.  Неадекватность ответных реакций характеру раздражений, приводит к генеразации возбуждений, которая, в свою очередь, выражается массой дополнительных движений ног, рук, туловища.

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить огромную роль своевременной коррекции имеющихся и профилактики возможных нарушений развития двигательной сферы дошкольника.

Эффективность целенаправленной педагогической работы по психо-моторному развитию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы фронтального специального обучения для групп с однородными отклонениями в речевом развитии.

Проанализировав психо-моторное развитии детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно сделать вывод о специфических проявлениях нарушений общей и мелкой моторики дошкольников с общим недоразвитием речи на всех уровнях организации движений, об уровне двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроле при выполнении проб показателя психомоторного развития.

Литература:

1. Буторин Г.Г. Основы детской патопсихологии с элементами дефектологии (Таблицы и схемы): Учеб. Пособие/ Буторин Г.Г., Агавелян М.Г. – Челябинск, 2001.

2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995.

3. Гордон Е.Б. К вопросу о коррекции письма у детей // Особый ребенок: Исслед. и опыт помощи: Науч.-практ. сб. – 1998. №1 с. 117-119.

4. Детская папопсихология: Хрестоматия: Учеб. пособие по курсу «Детская папопсихология». – М.: Когито-Центр, 2000.

5. Зорина С.В. Нарушения в овладении предложно-падежными конструкциями у дошкольников с задержкой психического развития // Речевая деятельность в норме и патологии: Матер. Межотрасл. Науч.-метод. Конф., СПб, 11-13 нояб., 1998. –Спб, 1999 с.116-119.

6. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.-М.,1969.

7. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. – СПб.: Питер, 2002.

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002.

10 Терентьева В.И. Дефектология с основами социальной психологии: Курс лекций.- Красноярск: Изд-во Красноярского гос.ун-та, 2000.

Автор: Климкина О.В.

Зав. кафедрой: Селиверстов В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Структура неосознаваемых взаимоотношений ребенка в семье, их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи

Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....

Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.

Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков...

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...

Выступление на городской августовской конференции по теме: "Психомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровых приемов".

Цель мероприятий -  совершенствование коррекционно – развивающего воздействия на детей на основе современных подходов, учитывающих этапы психомоторного онтогенеза ребенка, создание оптималь...