Статья на тему: "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Статья о результатах проделанной работы по профилактике нарушения письменной речи у детей подготовительной группы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самохвалова Екатерина Васильевна

учитель-логопед II категории

Тема: «Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР, как фактор успешного обучения в школе»

За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклашкам, непомерно выросли. Если раньше в первый класс с большим удовольствием принимали детей, не умеющих читать и писать, чтобы впоследствии не пришлось их переучивать, то сегодня для поступления в школу подобные навыки скорее приветствуются или обязательны, как, впрочем, и начальные математические знания. Кроме того, сегодня практически в каждой начальной школе практикуется обучение по той или иной альтернативной методике развития. А значит, без специальной подготовки детей к школе не обойтись, тем более, если ребенок имеет речевые нарушения.

Так как дети с общим недоразвитием речи страдают нарушением  всех компонентов речевой системы, относящихся как к смысловой, так и к звуковой сторонам, то факт возникновения нарушения письма значительно возрастает.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, оно тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Выделяют несколько факторов, которые являются предпосылками возникновения дисграфии:

  1. отсутствие слуховой дифференциации акустически близких звуков: твердых — мягких, звонких — глухих, свистящих — шипящих;
  2. наличие полных звуковых замен в устной речи;
  3. несформированность простейших видов фонематического ана лиза слов;
  4. несформированность зрительно-пространственных представ лений и зрительного анализа и синтеза;
  5. несформированность грамматических систем словоизменения и словообразования;

Все эти факторы характерны для детей с общим недоразвитием речи, именно дети с таким диагнозом поступают в  наш детский сад.          

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно появится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер.

        В начале учебного года я сделала диагностические срезы на каждого ребенка по параметрам, выведенным Е.В.Мазановой. По результатам диагностики я получила следующие результаты: 68% детей имеют высокий уровень возникновения дисграфии, 32% - средний, это говорит о том, что у большинства детей отсутствует слуховая дифференциация акустически близких звуков; не сформированы простейшие виды фонематического анализа; не сформированы зрительно-пространственные представления, а также зрительный анализ и синтез; у детей не сформированы грамматические системы словоизменения и словообразования.

Предпосылки возникновения дисграфии у дошкольников:

        Программа, по которой работает наш детский сад «Солнышко» (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. для детей с ОНР) предусматривает проведение 4 занятий в неделю в подготовительной группе: занятия по развитию лексико-грамматических категорий, звуковая культура, обучение грамоте, развитие связной речи. В соответствии с этим мероприятия по предупреждению предпосылок возникновения дисграфии я включила в перспективный план работы, и проводила на каждом занятии.

Например, на занятиях по обучению грамоте детям были предложены следующие виды заданий: узнать букву на ощупь, вылепить букву из пластилина; склеить букву  из полос цветной бумаги; сконструировать букву из спичек, счетных палочек, веревочки, соломинки. Ведь давно известно, что лучше усваивается то, что человек сделал сам, в трехмерном, осязаемом изображении. С большим удовольствием дети работали с буквенными трафаретами.

        На занятиях по звуковой культуре ребята с удовольствием принимали участие в игре «Живые буквы». Цель которой заключалась в том, чтобы научить детей в правильной последовательности расставлять буквы в словах.

        Игра «Слова» - дети составляли цепочки из картинок, где первый звук  каждой последующей картинки, такой же как и последний звук предыдущей.

«Дифференциация гласных и согласных букв», где дети распределяли буквы по «домикам»: гласные – в красный, согласные твердые – в синий домик, согласные мягкие – в зеленый.

«Выделение заданного звука из слова» - игра способствовала развитию фонематического слуха.

«Составление схем слов» - гласные буквы дети обозначают красным кружочком, согласные – синим или зеленым квадратом.

Игра «Телеграф» - способствовала развитию слоговой структуры слова.

«Составление слова по первым буквам» - дети выделяют первые звуки из названия предложенных картинок и составляют из них слова. По такому же принципу детям предлагалось выделить последний звук, второй, третий и т.д.

На занятиях по развитию лексико-грамматических категорий, мы учились:

употреблять предлоги - выполняли различные инструкции, типа «Спрячь мишку в коробку», «Поставь матрешки перед кубиком», «Посади собачку между двух кубиков» и т.д.; составляли предложения по картинкам с использованием предлогов; учились работать со схемами предлогов.

Проводила различные игры по обогащению словарного запаса, и употреблению косвенных падежей, например, такие игры как «Веселый повар», «Чего не стало?» - которая так же способствовала развитию внимания и памяти.

Большое значение я уделяла развитию пространственных представлений: игра «Изобрази букву». Игра «Что где лежит» - так же была направлена на закрепление знаний о цвете и форме. Игра «Обезьянки» - способствовала развитию наблюдательности и координации движений. Игра «Крестики - нолики» способствовала развитию не только ориентировки в пространстве, но и мыслительной деятельности.

На занятиях по развитию связной речи дети выполняли зарисовки к прочитанному рассказу (часто двумя руками – для улучшения межполушарной координации), лепили героя сказки из пластилина, глины, соленого теста, что способствовало развитию как пространственных представлений, так и мелкой моторики.

        Важной и неотъемлемой частью работы по устранению и профилактике речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда с родителями, и воспитателями. Малая осведомленность родителей и педагогов в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому, я использовала следующие виды взаимодействия:

  1. тематические педсоветы, консультации для специалистов; 
  2. мини-педсоветы, посвященные анализу недостатков речевого развития и выбору средств коррекционного воздействия применительно к каждому воспитаннику группы;
  3. индивидуальные беседы и консультации с педагогами проводимые в рабочем порядке;
  4. родительские собрания и тематические консультации для родителей;
  5. индивидуальные консультации для родителей;
  6. оформление информационных уголков для педагогов и родителей;

Предпосылки возникновения дисграфии у дошкольников:

В конце  учебного года я вновь провела диагностику, которая показала, что проведенная мною коррекционная работа в 2009-2010 учебном году в целом дала положительную динамику. Предпосылки возникновения дисграфии у детей снизились на 42%. У большинства воспитанников был сформирован хороший словарный запас, правильное звукопроизношение, фонематический слух. Это говорит о правильно подобранных методиках и хорошо проведенной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"

Презентация на тему "Устранение предпосылок возникновения дисграфии у детей с ОНР, как фактор успешного обучения в школе"...

Статья. Кинезиологические упражнения как средство профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Этот материал рассчитан на родителей детей старшего дошкольного возраста. О пользе простых упражнений для развития ребенка....

Статья "Правовое воспитание детей дошкольного возраста как один из факторов успешной социализации"

Данная статья  предназначена для воспитателей работающих в системе общественного воспитания...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....