Консультация для родителей "О детской речевой патологии"
статья по логопедии на тему

Консультация для родителей, включающая в себя указание причин, по которым может возникнуть патология и рекомендации для устранений нарушений речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_roditeley.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

О ДЕТСКОЙ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ

В современных дошкольных учреждениях все более актуальной становится проблема детской речевой патологии. Проработав  18 лет логопедом в ДОУ, хочу отметить, что с каждым годом увеличивается количество малышей, страдающих нарушениями речи, осложненных тяжелой патологией. Причины возникновения речевых нарушений возникают зачастую еще в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в  первые годы жизни ребенка. Среди факторов специалисты называют генетические дефекты, биологическую репродуктивную незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, прием лекарственных препаратов, хронические заболевания, ушибы, плохое питание матери и т.д. Большое отрицательное значение имеет невынашивание беременности. Употребление алкоголя, никотина и наркотиков во время беременности также приводят к нарушению физического и нервно-психического развития плода. Причем тяжесть речевой патологии и процесс компенсации во многом зависят от срока, на котором произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение возникает на 3-м месяце беременности.

Во время родов все неблагоприятные факторы также неизбежно сказываются на ребенке.

В раннем возрасте жизни ребенка наибольшая роль в повреждении центральной нервной системы принадлежит нейроинфекциям и травмам головного и спинного мозга. Это неизбежно скажется на речевом развитии ребенка.

Что же должно насторожить родителей в поведении новорожденного? Вялый сосательный рефлекс или его отсутствие, крик и плач без видимых причин по ночам, дрожание, необычная поза при лежании на спине. Капельки пота над верхней губой при сосании, короткая шея, кривошея, подтекание молока по уголку губ, постоянно приоткрытый рот – все это должно вызвать у родителей обеспокоенность.

Обеспокоенность вызывает тот факт, что многие родители вовремя не обращают внимания на проблему, считают, что плохая речь исправится с возрастом сама. Тревогу начинают бить, зачастую, только на пороге школы, когда справится  речевыми нарушениями становится намного сложнее.

Хочу обратить внимание родителей  на то, что начинать коррекционную работу необходимо как можно раньше.

 Помимо занятий с логопедом, ребенку, страдающему речевыми нарушениями, необходима постоянная помощь окружающих его взрослых.

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Развиваем мышцы речевого аппарата. Одно из ведущих мест  в  преодолении речевых наруше ний у детей занимает артикуляционная гимнастика. Уже в младшем дошкольном возрасте детям  доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мими ческих упражнений.

Кроме специальных упражнений необходимо приучать ребенка:

- жевать мясо и сырые овощи;

- чистить зубы (и десны) – это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;

- полоскать рот;

- лизать языком с блюдца варенье, сметану и т.д.

Учимся правильно дышать. Дыхательные упражнения разви вают продолжительный, рав номерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Помимо специальных дыхательных упражнений даем детям возможность:

- надувать воздушные шарики, надувные игрушки, круги, мячи;

- пускать мыльные пузыри через соломинку;

- играть на музыкальных игрушках;

- дуть на детские флюгера, обдувать одуванчики.

Развиваем мелкую моторику. Тренируя пальчики, мы стимулируем речевое развитие ребенка, способствуем улучшению артикуляционных движений, готовим кисти руки к письму. Кроме специальных упражнений пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики можно использовать игры с предметами, к которым относятся: бусы, шнуровки, мозаика, матрёшки, пирамидки, разноцветные прищепки, игры – вкладыши, мелкий конструктор. Давайте детям различные задания: выкладывание узоров из счетных палочек, пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую, графические упражнения, сортировка смешанных круп (например, белой и красной фасоли), лепка из пластилина, барельефные картинки, раскраски и др.

Укрепляем здоровье ребенка и тренируем ритмичные движения конечностей. Тут нам помогут:

- длительные прогулки на свежем воздухе;

- велосипедные прогулки;

- утренние пробежки;

- посещение бассейна и уроки плавания;

- занятия лечебной физкультурой;

- танцевальный кружок.

Чаще общайтесь с ребенком!

- Разговаривайте с ребенком, просите рассказать  о том, что его волнует; - читайте и обсуждайте книги;

- учите стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Что делать, если у ребёнка речевая патология»

Речевое общение, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо) является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у...

Консультация для родителей на тему: "Какой диагноз может быть поставлен ребенку с речевой патологией?"

Информация для родителей о диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку с речевой патологией. Дается краткая характеристика диагнозов, называются основные причины возникновения речевых нарушений и...

Консультация для воспитателей логопедических групп "Значимость развития зрительного восприятия у дошкольников с речевой патологией"

В данном материале показана роль зрительного восприятия в коррекционном процессе, значимость его развития у детей дошкольного возраста с тяжёлой речевой патологией....

Консультация для родителей "Детское речевое творчество"

Рекомендации родителям и педагогам по развитию творческих способностей детей в сочинении сказок, стихов, загадок....