конспект занятия по развитию речи по теме "Притяжательные прилагательные"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе.

Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель: Обеспечение практического усвоения детьми притяжательных прилагательных (на    –ий, -ья, -ьи).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pritazatelnie_prilaqatelnie.doc.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи

в старшей логопедической группе

Учитель – логопед Лахтина О.А.

Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель: Обеспечение практического усвоения детьми притяжательных прилагательных (на    –ий, -ья, -ьи).

Задачи:

  1. Сформировать умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные (на –ий, -ья, -ьи).
  2. Продолжить обогащение лексики словами-признаками, закрепить навык согласования их с существительными.
  3. Начать формирование умения работать в паре (деление на пары, договаривание).
  4. Развивать творческое воображение через создание образа несуществующего животного с помощью аппликации.

Предполагаемый результат:

Ребенок –

  1. умеет образовывать притяжательные прилагательные с незначительной помощью педагога
  2. знает один из способов деления на пары (по считалке)
  3. пытается договариваться с партнером

Работы, выполненные в паре «Несуществующее животное».

Оборудование: 

  1. фонограмма «Мяуканье кошки»
  2. ширма со «спрятавшимися» животными (корова, собака, заяц, кошка)
  3. конверты с изображением тени животных (по количеству детей +1)
  4. предметные картинки с изображением бочонка меда, морковки, косточки, орехов, миски с молоком
  5. альбомные листы для работы в парах, клей, клеенки, салфетки по количеству детей
  6. детали для аппликации (на каждую пару по 3 вида деталей) – туловище, голова, ноги, хвост – медведя, зайца, собаки

Словарь:

       Заячьи, собачья, коровья, медвежий, лисий, кошачий, лошадиный, змеиный, птичьи.

План:

Этапы

Пед.содержание

Д-ть детей

Оснащение

Вводная часть

Оргмомент:

Закройте глаза. Представьте, что мы вдруг оказались на волшебной полянке. 1,2,3 – откройте глаза.

А вот и полянка, смотрите, для нас здесь даже место приготовили.

Я знаю, что на этой полянке любят играть наши друзья – животные.

Но где, же они?

Они нас испугались и спрятались.

д/у «Кто спрятался?»

Кто спрятался? Как догадались?

Это уши зайца – чьи они? И т.д.

Выполняют действия.

Проходят, садятся в круг.

Находят ширму и спрятавшихся животных.

Отвечают на вопросы.

«кочки» для каждого ребенка

Ширма со спрятавшимися животными

Основная часть

Целеполагание – Сегодня мы с вами будем правильно отвечать на вопросы чей?чья?чьи? – а помогут нам в этом наши друзья животные.

д/у «Письма»:

Звучит мяуканье кошки

Здравствуй, котенок. Что случилось?

Ребята, у котенка беда! На полянку пришли письма, но вместо адреса – тени животных. Котенок-почтальон не может понять кому какое письмо отдать. Поможем ему?

Педагог дает образец ответа: У меня письмо для коровы, потому что на нем коровья тень.

Дети по цепочке продолжают.

Ну, вот. Теперь котенок сможет разнести все письма.

д/у «Угощенье»:

Обращаю внимание на предметы, лежащие в центре круга.

Ребята, смотрите, звери так быстро убежали, когда увидели нас, что оставили на полянке свое лакомство.

Чье это лакомство?

Это морковка зайца. Чья она? (как сказать по-другому Чья она?)

Давайте отдадим лакомства зверюшкам.

Динамическая пауза – игра «Змея»

Какой длинный хвост у змеи!!! Чей это хвост?

д/у «Несуществующее животное»:

Ребята, хотите, я расскажу вам одну историю?

Как-то раз на полянку приехал художник, он увидел, что звери грустят, и решил их развеселить. Он взял кисти и краски и нарисовал необычное животное. Посмотрите, что у него получилось.

Показываю рисунок.

Проговариваем, чьи части тела использовал художник в своем рисунке.

Смотрите, наши друзья загрустили. Давайте попробуем их порадовать – создадим своих необычных животных.

Для этого нам нужно разбиться на пары.

Обучение одному из способов деления на пары – по считалке.

Ну вот, теперь можно начинать работать.

Сначала договоритесь, какие детали вы будете использовать для своего животного.

Работа в парах. (проговаривание с каждым ребенком: Что ты приклеиваешь? Чья это голова? И т.д.)

Завершение работы.

Слушают

Слушают

Соглашаются помочь котенку, берут по-одному конверту.

Рассматривают конверты, проговаривают по образцу

Рассматривают предметы, выдвигают предположения: кто их забыл.

Отвечают на вопросы

Отдают лакомство зверям.

Играют

Отвечают на вопрос

Слушают

Рассматривают рисунок, проговаривают

Соглашаются  порадовать зверей

Разбиваются на пары, проговаривая считалки.

Садятся за столы

Рассматривают детали, пробуют договориться

Выполняют аппликацию

Отвечают на вопросы

Конверты с изображением тени животных, мягкая игрушка – котенок, фонограмма

Предметные картинки

Игрушки – корова, медведь, заяц, собака

Рисунок несуществующего животного

Альбомные листы , клей, клеенки, салфетки по количеству детей

детали для аппликации (на каждую пару по 3 вида деталей) – туловище, голова, ноги, хвост – медведя, зайца, собаки

Заключительная часть

Звучит мяуканье кошки.

Ребята, чей это голос?

Это котенок зовет нас на полянку.

Контроль:

Сейчас каждая пара покажет свое животное и расскажет о нем.

(правило) Рассказывать будете по-очереди, а сейчас договоритесь, кто в вашей паре будет начинать рассказ.

Чья голова? Чей хвост? Чьи лапы? Чьи уши?

Посмотрите, наши друзья повеселели!!!

Оценивание:

Вы так хорошо помогали животным, радовали их, что на полянку прилетели звездочки-успешки.

Вот и закончилось наше путешествие на полянку, пора возвращаться в детский сад.

Встаньте. Закройте глаза – 1,2,3 –вот мы и вернулись.

Берут работы, садятся в круг

Договариваются,

По-очереди проговаривают, из чьих деталей создали свою работу.

Пары оценивают  работу друг друга жестом.

Берут свои успешки

Фонограмма

Звездочки-успешки

Диагностика:

Детям предлагают ответить на вопросы: «Чей? Чья? Чьи?» см. Словарь

Дети отвечают на вопросы.

За каждый правильный ответ – 1 балл

За ответ после дополнительного вопроса – 0,5 балла

Максимальное количество баллов – 2.

Ф. И. ребенка

Начало занятия

Конец занятия

Егор Д.

0,5

2

Вера К.

0,5

2

Ксюша Б.

1

2

Матвей Б.

0

2

Андрей Ш.

0

1

Таня К.

0

2

Общее колич.баллов

2

11

Общий % выполнен.

17%

92%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Продукты питания» (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

Конспект занятия по развитию речи на тему:«Продукты питания»(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ) Цель: Расширить словарь детей по теме: «Продукты питания» и научить исп...

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы "Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе"

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки)....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе "Притяжательные прилагательные"

Цель: Формирование у детей представления о притяжательных прилагательныхКоррекционно - образовательные:  совершенствование навыков словообразования, закрепление умения детей образовывать притяжат...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...