Мелкая моторика как базис для восстановления функций артикуляционного аппарата
статья по логопедии на тему

Шкурина Елена Валерьевна

                                                                                                                                                                                                                            Источники способностей и

                                                                                                                                                                                                                    дарований детей – на кончиках

                                                                                                                                                                                                                                                     их пальцев.

А.А. Сухомлинский.

 

Сложна и многообразна структура речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Но общим для них является моторная неловкость, трудности в координации пальцев рук (например, при расстегивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.), характерны нарушения общего и орального праксиса, низкая умственная работоспособность, двигательная расторможенность. Для некоторых из них напротив характерна повышенная тормозимость.

В данной работе я попыталась связать работу над развитием речи с работой по развитию мелкой моторики.

Такой подход, по моему мнению, позволяет:

  • регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  • совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
  • облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Регулярное совершенствование пальцевой моторики положительно влияет на коррекцию речи детей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_i_melkaya_motorika.doc397.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление.

Введение

  1. Эволюция связи движений пальцев рук и речи.
  2. Тесная связь мелкой моторики и речи.
  3. Виды работы по развитию движений пальцев.
  4. Использование некоторых видов по развитию движений пальцев в логопедической практике.
  5. «Пальчиковый игротренинг» Рузиной М.С.
  6. Эффективность работы по развитию мелкой моторики.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

                                                        Источники способностей и

                                                    дарований детей – на кончиках

                                                        их пальцев.

А.А. Сухомлинский.

Введение.

Сложна и многообразна структура речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Но общим для них является моторная неловкость, трудности в координации пальцев рук (например, при расстегивании и застёгивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.), характерны нарушения общего и орального праксиса, низкая умственная работоспособность, двигательная расторможенность. Для некоторых из них напротив характерна повышенная тормозимость.

В данной работе я попыталась связать работу над развитием речи с работой по развитию мелкой моторики.

Такой подход, по моему мнению, позволяет:

  1. регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
  2. совершенствовать внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью.
  3. облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма.

Регулярное совершенствование пальцевой моторики положительно влияет на коррекцию речи детей.

Эволюция связи движений пальцев рук и речи.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия пока развилась словесная речь, но она  долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь даёт о себе знать и у нас).

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечали большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н.И. Новиков ещё в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития». Эту мысль Н.И. Новикова нужно считать впервые сформулированной идеей о «предметных действиях», которым сейчас придаётся такое большое значение.

Невропатолог и психиатр В.М.Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Английский психолог Д.Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

Великие русские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающих при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что речь – это прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Поэтому в поисках того, что может помочь в развитии речи ребёнка возникла мысль об использовании мышечных ощущений.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Тесная связь мелкой моторики и речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что  речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, её частью. Исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная площадь проекции кисти представлена на рисунке. Это так называемый человечек Пенфилда. Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Для изучения этого вопроса большую работу провела Л.В. Фомина. Она обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт – отстаёт и развитие речи. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два пальчика и три («сделай вот так» - и показывают, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.

Имеются наблюдения, которые говорят о тесной связи функций речи и руки. Так, например, при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась незатронутой. Это ещё раз доказывает то, что в период подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук. Все приведённые факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать ещё одной речевой областью мозга.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи детей.

   

Мы перед собой поставили следующие задачи:

  1. сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  2. сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив  для неё оптимальное время.
  3. подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп.
  4. повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

Проводимые нами на протяжении ряда лет наблюдения показали, что многие формы работы по развитию движений пальцев из наиболее простых оказались очень эффективными.

Виды работы по развитию движений пальцев.

  1. Пальчиковые игры с пластилином.
  2. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик.
  3. Движения пальцев с предметами: карандашом, маленькими резиновыми мячами, орехами, палочками, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками, бусинками.
  4. Игры с пирамидкой и сборными матрёшками.
  5. Действия с пуговицами: застёгивание, расстегивание, выкладывание.
  6. Шнуровка.
  7. Использование физкультминуток.
  8. Выполнение фигурок из пальцев.
  9. Игры и упражнения со счётными палочками и спичками.
  10. Игры с мозаиками и конструкторами.
  11. Действия с крупой, семенами.
  12. Действия с водой.
  13. Действия с песком.
  14. Рисование на бумаге пальчиками.
  15. Показ сказок пальчиками, теневой театр и т.д.

Использование некоторых видов работ по развитию движений пальцев в логопедической практике.

Работу по тренировке пальцев рук лучше начинать с раннего детства. В связи с тем, что к нам в детский сад дети поступают с четырех лет, мы проводим эту работу именно с этого возраста. В первый  период полезно делать массаж кистей рук. Он не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Также, нами активно используется зондовый массаж  Новиковой Е.В.. Он осуществляется с помощью специальных инструментов, созданных автором, - массажных зондов. Восемь специальных зондов воздействуют на различные мышцы руки  (см. приложение №1).

 Менее известные, но очень эффективные, массажные игры с  орехом и упражнения в «сухом бассейне». С помощью грецкого ореха мы массируем запястья, кисти рук ребёнка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом. Лучше когда массаж с орехом даётся в сочетании с упражнениями в «сухом бассейне». Что такое «сухой бассейн?». Это небольшая глубокая емкость, заполненная предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. «Сухой бассейн» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными. По ходу действий ребёнка с орехом и упражнений в «сухом бассейне» логопед рассказывает сказку (см. приложение № 2) Помимо рассказывания сказок можно предложить ребёнку искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Главное «обыграть» поиск, ввести детей в игровую ситуацию. Можно прятать и маленькие шишки, фундук или арахис в скорлупе, каштан и т.д.

В этот же период мы проводим артикуляционную гимнастику, которая сопровождается движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (см. приложение №3). Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика). Известно, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию речевой деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

Далее следует начинать активную тренировку пальцев ребёнка. Приёмы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

1. Пальчиковые игры с пластилином. Предложить детям катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие). Затем усложнить задачу: слепить банан, змейку и т.д. Все движения сопровождаются речью. Ребёнок комментирует действия. Таким образом, эти игры способствуют активизации речевых проявлений, побуждающие к монологическим высказываниям.

2. Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, скатывание бумаги в шарик – ребята делают это с удовольствием; здесь участвуют почти все пальцы, и движения энергичные. Далее  эти поделки можно использовать на занятиях по развитию связной речи.

3. Движения пальцев с предметами. Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, камешки, вкладывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши – полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой).

4.  Игры с пирамидками –  хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя – тремя пальцами. Работа над грамматическим строем речи. Согласование  существительного с прилагательным и числительным (колечко красное, синие и т.д., одно кольцо, два кольца, пять колец и т.д.). По этому же принципу можно использовать сборную матрёшку. В настоящее время деревянная матрёшка перестала быть просто игрушкой, чаще всего она используется как сувенир. А ведь это прекрасное средство для развития ручных умений и речи детей, традиционная народная дидактическая игрушка.

Начиная со второго периода детям даются более сложные задания, направленные на развитие тонких движений пальцев.

5. Действия с пуговицами: застёгивание, расстегивание, выкладывание пуговицами недостающих деталей в изображениях на бумаге.

6.  Шнуровка, завязывание и развязывание узлов. Мы в своей работе используем  готовые (деревянные и пластмассовые) шнуровки в форме пуговиц, башмаков, животных,  корзин с овощами и фруктами.  Эта форма работы главным образом направлена на расширение словаря и закрепление обобщающих понятий.

7.  Использование физкультминуток. Физкультминутка как элемент для развития двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине фронтальных занятий, такая гимнастика, послужит двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Длительность физкультминутки 2-3 минуты. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. И как показал наш опыт, сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Дети, с которыми проводятся физкультминутки для развития тонких движений пальцев рук, овладевают быстрее правильным произношением звуков, при обучении элементам письма демонстрируют лучший нажим, ведут более «уверенные» линии, ровнее держат строчку, они заметно лучше справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. 

8. Выполнение фигурок из пальцев. Все фигурки, которые изображают предметы, животных, птиц, сопровождается небольшим стихотворением и рисунком (см. приложение №4). При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, как правой, так и левой руки. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребят ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизировать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Когда ребёнок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнение можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Например, такой рассказ.

Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурки кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

После рассказывания предложить детям проанализировать текст. Вопросы для разбора текста составляются так, чтобы ребёнку было необходимо в своих ответах употреблять слово в нужной грамматической форме или дать ответ в виде предложения определённой структуры.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок может сам придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда. Таким образом, включение упражнений на развитие пальцевой моторики на занятиях  играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.

9.  Игры и упражнения со счётными палочками и спичками. В нашей работе и в работе воспитателей логопедических групп  они активно используются.  Дети выкладывают фигурки. Вначале знакомимся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождаются стихами для того, чтобы у ребёнка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой (см. приложение № 5).

10.   Игры с мозаикой и конструкторами. Здесь хотелось бы подробнее остановиться на использовании ЛЕГО. ЛЕГО-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок и педагог могут с ней справиться.

Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей с речевой патологией довольно широк. Существует несколько направлений.

  1. Использование ЛЕГО непосредственно для конструктивно – игровых целей.

Созданные ЛЕГО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Например, ребята сооружают постройки из ЛЕГО. Сначала делают поезд, потом – туннель и мост. После этого они начинают игру: поезд заезжает в туннель, переезжает через мост и т.д. Но самостоятельно этот вид деятельности может развиваться только у старших дошкольников. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому, чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, ЛЕГО помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.

Одно из проявлений творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по–новому. Работа с ЛЕГО-элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и … разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребёнок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые её части, выступая в роли творца!

Самостоятельная конструктивная игровая деятельность детей с речевой патологией, как показывает практика, отличается несформированностью и требует не только руководства со стороны педагога, но и определенного коррекционно – развивающего воздействия на детей.

Объекты, смоделированные из деталей ЛЕГО, могут ещё быть направлены на удовлетворение эстетических потребностей детей. Например, они делают подарки для мамы к 8 Марта в виде поделок-украшений или игрушки-украшения на ёлку к Новому году и др.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр – театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. У ребёнка появляется возможность создать собственного колобка или волка и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Естественно, что для детей с речевой патологией необходима также помощь логопеда в овладении не только игрой – театрализацией, но и в создании ЛЕГО-персонажа. Для этого используются методы показа игрушки (картинки), оказание целенаправленной помощи, беседа. Впоследствии дети с недоразвитием речи начинают создавать интересные постройки и декорации, передавая своё отношение к ним. Дети выбирают различные ЛЕГО-элементы для отдельных частей тела героев, подчеркивая их индивидуальные качества.

Например, ребенок  сделал волка из сказки «Колобок». Герой получился не злой, а добрый. На вопрос «почему у тебя такой добрый волк?» ребёнок ответил: «А он же колобка не съел».

Игры – театрализации с созданными ЛЕГО-персонажами очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

Использование ЛЕГО-элементов в дидактических играх и упражнениях. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО. Педагог помещает разнообразные детали в «чудесный мешочек» и просит найти элемент определённой формы-кирпичик, сапожок и т.д.

Хорошие результаты дает проведение игры «Запомни и повтори», направленной на коррекцию памяти, мышления и речи детей. Логопед выполняет ЛЕГО-постройку, подробно разбирает с детьми, из каких деталей она состоит, а они по памяти её воспроизводят. В конце игры проводится анализ результатов.

  1. Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром, расширении словаря.

Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО- элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т.д.

Например, использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте. Абстрактный термин  «звук» весьма трудно понять нормально развивающемуся ребёнку-дошкольнику, а детям с речевой патологией тем более. В наборах ЛЕГО есть человечки в разноцветных костюмчиках. Человечки в красных платьицах могут изображать гласные звуки. Твёрдые согласные – человечки в синих костюмчиках, мягкие согласные – в зелёных. Логопед объясняет ребёнку: «Смотри, он в синем костюмчике, потому что он – согласный и твёрдый». А потом, для закрепления, задаёт вопрос: «А какого цвета костюмчики у твёрдых согласных?»

Используя сыпучие материалы и помещая их в туловище человечка, скрепляя кирпичики того же цвета, что и одежда человечка, можно ребёнку через игру дать возможность определить звонкость или глухость согласных звуков.

Использование человечков упрощает работу по анализу и синтезу слогов.

ПРИМЕР. Звук А пришёл в гости к своему другу звуку П. они встали рядом и получился слог «АП». Ребёнку задаются вопросы.

Логопед. Сколько всего звуков дружат?

Ребёнок.  Два.

Логопед.  Назови первый звук.

Ребёнок.  А

Логопед.  Назови второй звук.

Ребёнок.  П.

Далее логопед задаёт следующие вопросы: «Назови гласный звук. (Назови согласный звук.) На каком месте стоит гласный (согласный) звук?» Ребёнок отвечает, играя с человечком ЛЕГО, а не с фишками. Также можно использовать человечков при составлении схемы слова. А позднее, когда ребёнок научится анализировать и синтезировать звуки в слог, оперировать понятием «слог», можно человечка заменить кирпичиком соответствующего цвета. Когда ребёнок видит перед собой ЛЕГО-человечков – звуков, с которыми он играет, трогает их, передвигает, т.е. совершает определённые манипуляции, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме. Это способствует лучшему усвоению материала. По аналогии используем ЛЕГО при составлении схемы предложения. Очень нравится детям составлять из ЛЕГО буквы и т.д.

 Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребёнка, вызванные монотонностью постановки звуков.

НАПРИМЕР. Постановка звука «Р» у детей с дизартрией может растянуться на довольно долгий срок. Однотипность упражнений, направленных на вызывание вибрации кончика языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребёнка. Как быть? Можно предложить ребёнку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку с интригой: «У Королевы Красивой Речи сломалась её любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в своё королевство. Помоги ей» - просит логопед. Ребенок, конечно же, согласиться помочь и выполнит просьбы логопеда. Чтобы завести её машину, нужно завести моторчик. Машина сказочная, собранная им из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик. Дети делают самые разнообразные постройки, а впоследствии придумывают свои истории.

Подобные приёмы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что позволяет говорить о некотором психотерапевтическом воздействии ЛЕГО.

ЛЕГО можно использовать и в процессе занятий по теме «Ознакомление с окружающим миром»; темы, изучаемые при помощи конструктивно – игровой деятельности, лучше усваиваются детьми.

НАПРИМЕР. Проходя тему «Домашние животные», дети делают постройки лошади и жеребёнка, козы с козлятами, строят для них жилища и т.д. Выполняя постройку, дети создают объёмное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О лошадке, которую сделал сам, ребёнок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

  1.  ЛЕГО, как дополнительный приём при обследовании детей.

Ещё одно важное направление применения ЛЕГО – использование его в диагностике. Свободная конструктивно – игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка, с точки зрения сформированности двигательной сферы, выявить речевые возможности ребёнка, установить уровень его коммуникативности и т.д. В процессе конструктивно – игровой деятельности логопед, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно – тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста. Манипулирование с ЛЕГО-элементами оказывает эффективное коррекционное воздействие на детей с речевой патологией. Оно также направлено на предупреждение вторичных дефектов, что способствует становлению ребёнка как личности.

Схема диапазона возможностей использования конструктивно – игровой деятельности с ЛЕГО.

ЛЕГО

Дидактические игры и упражнения

Сюжетно – ролевые

игры

Персонажи для театрализации

Диагностика

Расширение словаря

Обучение грамоте

Коррекция звукопроизношения

«Пальчиковый игротренинг» Рузиной М.С.

Мы рассмотрели привычный набор занятий по развитию мелкой моторики. При выполнении всех перечисленных видов деятельности используются в основном движения первых трёх пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Ест ли ребёнок, рисует ли, жестикулирует ли – работают большой, указательный и средние пальцы. Эти три пальца, смежную с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле можно обозначить как социальную зону руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находится вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.  Обратимся к человечку Пенфилда – проекции частей тела в двигательной области коры головного мозга (см. схему). Величина отображения кисти впечатляет, но велика и проекция каждого из пальцев в отдельности. Оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, не используя их в упражнениях, мы более чем на треть снижаем эффективность.

 В привычном наборе занятий по развитию тонкой моторики в основном используются движения сжатия, лишь изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. Этот «перекос» и может приводить к повышению тонуса пальцев ребёнка. Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка всех трёх типов составляющих – и сжатия, и растяжения, и расслабления, т.е. сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц – сгибателей и мышц – разгибателей.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» упражнения должны быть построены таким образом, чтобы:

-      сочетались сжатие, растяжения, расслабления кисти;

-  использовались изолированные движения каждого из пальцев.

По этим принципам построена программа М. С. Рузиной  «Пальчиковый игротренинг», основой которой стали пальчиковые игры различных времён и народов (см. приложение №6). Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами водящего. Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая – другое, например игры «Колечки», «Чёт – нечёт»).  В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребёнка. Мы включили в практику работы с детьми на развитие тонкой моторики «Пальчиковый игротренинг».

Эффективность работы по развитию мелкой моторики.

Эта работа явилась итогом проводимого в течение лет эксперимента по развитию мелкой моторики детей с общим недоразвитием речи.

В контрольную экспериментальную группу были включены дети с идентичными речевыми дефектами (алалия, дизартрия, ринолалия).

Если раньше у детей были не сформированы навыки самообслуживания (завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и т.д.), то после проведённой работы по развитию мелкой моторики эти трудности в значительной степени ушли.

Для многих детей стало доступно выполнение программных заданий по изобразительной деятельности. Раньше пальчики не слушались, кисточка и карандаш выпадали из рук, теперь дети свободно владели этими предметами, их работы стали более совершенными.

Стало возможным обучение грамоте: уменьшились моторные трудности в работе с разрезными кассами, материалом для составления схем слов и предложений, написания букв.

Проводя анализ документации, мы пришли к выводу, что проведённая работа намного ускорила сроки постановки и автоматизации звуков, формированию грамматических форм и развитию связной речи.

Проводя дальнейшие наблюдение за успеваемостью наших выпускников в школе, мы убеждаемся, что работа, проведенная нами даёт плодотворные результаты.

 

Заключение.

Анализ литературных источников и опыт работы с детьми с общим недоразвитием речи позволяет говорить, что коррекционно – логопедическую работу надо начинать в раннем дошкольном возрасте.

Она реализуется через развитие:

двигательной области коры головного мозга:  

  1. формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами
  2. умение правильно держать карандаш, ручку, учимся владеть ими, используя массаж, игры и упражнения
  3. формирование зрительно-моторных координаций;

речевой области коры головного мозга:

  1. формирование активной речи ребёнка, пополнение словарного запаса новыми понятиями;

координации крупных движений и умений владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков;

пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространств;

формирование навыков учебной деятельности:

  1. умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога
  2. умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их речевому развитию.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, тем самым развиваем речь, психику и интеллект ребёнка.

Список литературы.

  1. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – СПб 2002 г.
  2. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. – СПб 2002 г.
  3. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. – М. 2001 г.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи – СПб 1999 г.
  5. Краузе Е.Н. Логопедия – СПб 2003 г.
  6. Новоторцева Н.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. – Яр. 2000 г.
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. - М. 1998 г.
  8. Бурлакова М.К. Советы логопеда. - М. 2004 г.
  9. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке. - М. 2003 г.
  10. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. – М. 2003 г.
  11. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М. 1999 г.
  12. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М. 2003 г.
  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – М. 2003
  14. Комарова Л.Г. Строим из ЛЕГО. - М. 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Формы организации проведения занятийЦель и задачипроектаПояснительная записка Приемы, используемые на занятияхУсловия проведения занятий  Содержание занятий         ...

Эффективные формы работы учителя - логопеда по здоровьесбережению (восстановление двигательной функции артикуляционного аппарата)

В настоящее время растёт число детей с диагнозом "Дизартрия". Нет программы, способной помочь начинающему логопеду. В своей статье я делюсь опытом работы по преодолению дизартрии....

Презентация на общее родительское собрание на тему "Использование игровых нетрадиционных форм для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики"

Ознакомление родителей с тем,как мы используем нетрадиционные способы,для активизации и  развития тонкой моторики,разрабатывание мышц артикуляционного аппарата. Речевая готовность выпускника...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности

Группа педагогов делится опытом по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством продуктивных видов деятельности...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В статье говорится о том, какую коррекционную работу по развитию мелкой моторики проводит воспитатель с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата....

Роль мелкой моторики в развитии высших психических функций

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ...

Материал для родителей "Артикуляционная гимнастика как метод развития функций артикуляционного аппарата"

Уважаемые родители, предлагаю упражнения артикуляционнй гимнастики (первый комплекс)....


 

Комментарии

Нефедова Екатерина Александровна

спасибо, полезный материал