Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:
    Конспект фронтального занятия в подготовительной логопедической группе по теме: "Звуки Б - Б'. Буква Б."

    Налетова Екатерина Анатольевна

    Предлагаемый конспект занятия может быть использован учителями-логопедами при планировании и проведении фронтального занятия в подготовительной логопедической группе. Тема данного занятия: "Звуки Б-Б'. Буква Б." 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Тема: Звуки Б –Б` . Буква Б.

    Цель: -    закрепить правильное произношение  звуков Б – Б`;

                -   закрепить навык  различения  звуков Б – Б`;

    1. развивать фонематическое восприятие;
    2. закрепить навык анализа и синтеза  слов;
    3. учить согласовывать прилагательное с  существительными в Им. и Род. падежах;
    4.  учить составлять предложения с заданными словосочетанием и предлогом;
    5. закрепить образ буквы Б;
    6. развивать зрительное, тактильное  восприятие;
    7.  развивать общую и мелкую моторику;
    8. развивать динамическую координацию рук в процессе выполнения одновременно организованных движений;
    9. развивать внимание, память, логическое мышление;

    Оборудование: карточки игры «Логический поезд», фонограмма c  диска Татьяны Суворой «Танцуй, малыш» трэк 1 «Поезд-марш», опорная схема характеристики звуков,  флажок,  «ракетки» согласных твердых и мягких звуков, предметные картинки, наборы для звукового анализа и синтеза, подносы, наборные полотна, набор «Схемы предлогов», карточка буквы  «Б», карточки игры «Узнай букву»,  «минипесочницы», салфетки, карточки «Веселые и грустные человечки».

       

    Ход занятия:

    Орг. момент.  Игра «Логический поезд»:

    - Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде по Стране Звуков и Букв. Я поставлю локомотив, а вы должны прицепить к нему вагончики. Но наши вагончики должны стоять в определенном порядке. Только тогда наш поезд сможет тронуться, а мы отправимся путешествовать.

    «Локомотив» выставляется на верхнюю часть фланелеграфа, а «вагончики» расположены в нижней его части: мороженое, клубок ниток, шапка, варежки, солнце, ключ, игольница,  еж, заяц, слон, гриб.

    -Я поставлю первый «вагончик» – «ключ».  Катя, продолжай!

    -Я бы поставила следующий «вагончик» - «игольницу с иголками», так как они сделаны из одного материала – железа, они железные.

    -Следующий вагончик, мне кажется, должен быть «еж», ведь иголки есть и в игольнице и у ежа.

    -Дальше я бы поставил «вагончик» - «гриб», потому что еж ест грибы.

    -Я бы поставил «вагончик» - «шапка», потому что у гриба есть своя шапка – шляпка.

     -Следующий «вагончик» - «варежки», потому что шапку и варежки надо надевать в холодную погоду.

    Молодцы, вы прицепили все вагончики к локомотиву  в нужном порядке, и мы смело можем отправляться в наше путешествие.

    Звучит фонограмма.

    1. Основная часть:

    1. Ребята,  наш поезд сделал первую остановку. И пока он стоит на станции, давайте узнаем, какие звуки мы сегодня будем учиться различать.  

    –Назовите, пожалуйста,  общий звук в словах  брюки, банан?

    1. В словах брюки, банан общий звук «Б».
    2. Какой это звук?
    3. Это согласный, твердый, звонкий звук.
    4. Назовите общий звук  в словах белка, береза?
    5. В словах белка, береза общий звук  «Б`»
    6. Какой это звук?
    7. Это согласный, мягкий, звонкий звук.

    - Сегодня, во время нашего путешествия,  мы будем учиться различать звуки Б-Б`.

    А наш поезд движется дальше.

     Звучит фонограмма.

    2. На этой остановке давайте поиграем в игру «Цепочка». А слоги для нашей  цепочки такие: ба – бя.  

    Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог: ба-бя-ба-бя…

    -Молодцы, вы отлично справились. Наша цепочка ни разу не прервалась. Предлагаю немного усложнить задание, послушайте слоги для следующей цепочки: бо-бо-бе.

    Дети продолжают игру.

    Молодцы! Давайте продолжим наше путешествие, и чуть позже вы узнаете, какое задание вас ждет на следующей станции.

    Звучит фонограмма.

    3. - Замечательно! Вы внимательно слушали и правильно произносили слоги на предыдущей остановке, а теперь, послушайте  слова, которые я буду произносить, и  если в слове услышите звук Б, поднимите ракетку с синим квадратом, если услышите звук Б`, поднимите ракетку с зеленым квадратом.

            У детей 2 ракетки. На одной наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук, на другой наклеен зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук. Дети слушают слово, определяют  согласный твердый звук Б или  согласный мягкий звук Б`  в  предъявляемом слове и поднимают соответствующую ракетку.

    БАРАН, КУБИКИ, БУМАГА, ОБЕД, БЕРЕЗА, СОБАКА, РАБОТА, КАБИНА, БЕСЕДА, БЫК.

    Молодцы!

    4. -  А сейчас,  давайте  поиграем в игру «Отгадай слово».

    -Отгадайте, что изображено на картинке. 

    На доску выставляется перевернутая картинка «БИНТ».  

    - Я вам помогу: в загаданном слове 1 слог, и чтобы отгадать это  слово, нужно выделить первые звуки в словах  белье, игрушки, носки, тарелка и соединить их.

    Параллельно с озвучиванием  картинок «белье», «игрушки», «носки», «тарелка» -   картинки выставляются на наборное полотно.

    - Давайте узнаем, какое же слово у вас получилось?

    - Какое слово получилось у тебя, Маша? (У меня получилось слово «Бинт»)

    - А как думаешь ты, Саша? (Я думаю, что это слово «Бант»)

    Дети называют свои варианты отгаданного слова.

    -Ребята, давайте посмотрим, что изображено на картинке.

    Переворачивается картинка «БИНТ».

    - Молодцы, все (почти все) правильно отгадали слово «БИНТ».

    - Теперь давайте составим  звуковую схему этого слова. Возьмите свои наборные полотна и подносы со схемами звуков.

    Все дети работают за столами. Первый  ребенок приглашается  к доске. В первую очередь вызываются те дети, которые не справились с заданием (если такие были).

    1. Маша, назови первый звук в слове белье? 
    2. Первый звук в слове белье  - Б`.  
    3. Какой он?
    4. Это согласный, мягкий, звонкий звук.
    5. Каким квадратом обозначим?
    6. Обозначим зеленым  квадратом.

    Второй ребенок приглашается к доске:

    1. Саша, назови первый звук в слове игрушки? 
    2. Первый звук в слове игрушки  - И.  
    3. Какой он?
    4. Это гласный звук.
    5. Каким квадратом обозначим?
    6. Обозначим красным квадратом.  

    Третий ребенок выходит к доске:

    1. Петя, назови первый звук в слове носки?
    2. Первый звук в слове носки  - Н.  
    3. Какой он?
    4. Это согласный, твердый, звонкий звук.
    5. Каким квадратом обозначим?
    6. Обозначим  синим квадратом.

    Четвертый ребенок работает у доски.

    1. Ваня, назови первый звук в слове тарелка? 
    2. Первый звук в слове тарелка - Т.  
    3. Какой он?
    4. Это согласный, твердый, глухой звук.
    5. Каким квадратом обозначим?
    6. Обозначим  синим квадратом.  

    В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка, он может выделять первый звук в слове, давать характеристику звука и  называть цвет соответствующего квадрата без наводящих вопросов.

    1. Соединим звуки в слово: [Б], [И], [Н], [Т]. Получилось слово – БИНТ.

    Фронтальный опрос:

    -Сколько всего звуков в слове «бинт»?

    1. Сколько согласных твердых звуков?
    2. Какие?
    3. Сколько согласных мягких звуков?
    4. Какой?

    - Сколько гласных звуков?

    1. Какой?

    - Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

    - Сколько слогов в слове «бинт»?    (В слове «бинт» 1 слог).

    -Молодцы!

    Ребята, мне кажется, путешествуя по Стране Звуков и Букв, вы немного устали. И прежде чем мы снова отправимся в путь, покиньте свои места пассажиров, чтобы немного отдохнуть.

    5. Физкульт. минутка (стоя, около столов).

    Дети встают около своих стульчиков.

    Сначала сделаем массаж пальчиков.  

    Самомассаж пальцев рук:

    Пальчики мы растираем и с большого начинаем

    Сверху вниз его потрем, указательный начнем.

    Потом мы растираем средний и безымянный, и последний –

    Тот, что мизинцем называем

    Мы осторожно растираем.

    Молодцы,  займите вновь свои места, но наша зарядка продолжается: «Стучалки-Рисовалки»:

    Ну-ка, ручки, не ленитесь,

    (хлопок в ладоши, удар кулачками друг об друга)

    Хорошенько потрудитесь,

    Сжимать – разжимать кулачки.

    Левой будем мы стучать,

    Стучать кулаком левой рукой по столу

    Правой кольца рисовать.

    Рисование в воздухе кольца указательным пальцем.

    Тук  - колечко, тук – кольцо.

    Правой рукой – стучать по столу, левой рисовать кольца: на слово кольцо – большое, на слово колечко – маленькое.

    Тук – колечко, тук - кольцо

    Правой рукой – стучать по столу, левой рисовать кольца: на слово кольцо – большое, на слово колечко – маленькое.

    Повторить еще раз, поменяв задание для правой руки и левой на противоположное.

    -Замечательно отдохнули! Давайте  продолжим наше путешествие.

    Звучит фонограмма.

    И вновь остановка!

    1. Посмотрите, пожалуйста, на картинки: бумага, кастрюля,  мел, халат, облако, полотенце, голуби.

    Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

     - Все, что изображено на картинках  белого цвета. Про что можно сказать белый?

     -Можно сказать белый мел, белый халат.

     Про что можно сказать белая? 

    Можно сказать белая бумага, белая кастрюля.

    Про что можно сказать белое? 

    Можно сказать белое полотенце, белое облако.

    Про что можно сказать белые? 

    Можно сказать белые голуби.

    -Хорошо! Ответьте, пожалуйста, «Чего не станет?»

    Логопед с детьми играет в игру «Чего не стало?»

    Картинки по одной убираются с наборного полотна параллельно с вопросом «Чего не стало?» Картинка с изображением белых голубей остается.

    - Молодцы, вы очень внимательные дети. А про белых голубей  мы  будем составлять предложения. Составьте, пожалуйста, предложение, чтобы в нем были слова белые голуби и маленькое слово НАД. 

    Логопед выставляет на доску картинку с изображением белых голубей и  схему предлога НАД (НА, ПОД).

    Дети составляют 2 - 3 предложения и предлог меняется.

    - Молодцы, вы придумали много интересных предложений!

     Ребята, мы  проделали долгий путь по нашей волшебной стране Звуков и Букв. Вы прекрасно справлялись с заданиями, которые вам предлагались в пути. Вспомните, пожалуйста, какие звуки мы сегодня учились различать во время нашего путешествия?

    1. Мы учились различать звуки Б – Б`.

    Правильно! Но наш поезд еще не прибыл на конечную станцию, садитесь удобно, едем дальше!

    Звучит фонограмма.

    Вот мы и прибыли на конечную станцию. А называется эта станция «Буква».  Вы знаете, что звуки  обозначаются  буквами.

    - Ответьте, пожалуйста, какой буквой  обозначаются звуки Б – Б`?

    -Звуки Б-Б` обозначаются буквой Б.

    -Правильно. Я напомню вам образ  буквы Б.

    Карточка с изображением буквы «Б» выставляется на доску.

    Но вы  знаете не только букву Б, но и много других. Назовите буквы, которые  увидите на карточках.

    Детям предлагается игра «Узнай букву». На каждой карточке изображения  трех букв, наложенных  друг на друга. (На 2 карточках буквы представлены разным цветом, на 1 карточке буквы написаны одним черным цветом).

    -Какие буквы вы видите на этой карточке?

    -Я вижу букву А; Я вижу букву Б и т.д.

    - Молодцы!

    - На прошлом занятии вы печатали букву Б в своих тетрадях, а сейчас я предлагаю вам взять наши маленькие песочницы и написать букву Б пальчиком на песке.

    Дети пишут букву Б  пальчиком на песке c  использованием «минипесочницы».

    -Вытрите руки салфеткой и поставьте свои маленькие песочницы на край стола. Позже   вы с воспитателем выберете, у кого из вас  получилась самая красивая буква.

     Оценка занятия детьми:

    А сейчас, ребята, с  помощью наших веселых и грустных человечков оцените, пожалуйста,  наше сегодняшнее путешествие.

    Дети поднимают выбранную ими карточку. Логопед просит 1-2 детей обосновать свой выбор:

    Саша, что тебе понравилось (не понравилось) в путешествии?

    Ребенок аргументирует свой выбор.

    Я уверена, что мы с вами еще не раз отправимся путешествовать по Стране Звуков и Букв, познакомимся с другими ее жителями, а также будем с радостью и удовольствием  встречаться с уже знакомыми нам звуками и буквами.

    А сейчас можете идти отдыхать после долгого путешествия.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звуки П, Пь, буква П».

    Конспект - технологическая карта будет полезен всем логопедам, кто ведет обучение грамоте в подготовительных к школе гру...

    Конспект комплексного фронтального занятия по развитию речи в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Зимние виды спорта.»

    Тема: «Зимние виды спорта.» Цели занятия:коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять словарь по лексической...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

    В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и...

    Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

    Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государст...

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на те...

    Открытая подгрупповая НОД в подготовительной логопедической группе «Буратино» Тема: «Звуки [З], [З']. Буква З»

    В подготовительной логопедической группе была проведена открытая подгрупповая НОД, целью которой являлось:- закрепить ум...

    КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

    На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С ...