Конспекты подгрупповых занятий
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

АгееваИринаСтаниславовна

Постановка звука Л

Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_podgruppovyh_zanyatiy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

       

КОНСПЕКТЫ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

Учитель – логопед: И. С. Агеева

Занятие 1. Тема: Постановка звуков [ Л], [ЛЬ]. Подготовительные упражнения для постановки звуков [Л], [ЛЬ].

При правильном произнесении звуков [Л], [ЛЬ] артикуляционные органы занимают следующее положение:

  1. Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, гласных звуков;
  2.  Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга;
  3. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны;
  4. Боковые края не смыкаются с верхними коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха;
  5. Корень языка при твердом звуке [Л] поднят;
  6. Мягкое небо поднято, закрывает  проход в носовую полость;
  7. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Артикуляция мягкого звука [ЛЬ] отличается от артикуляции твердого звука [Л] тем, что поднимается не корневая часть языка, а переднесредняя часть его спинки. Смыкаются не только кончик языка с деснами, но и значительная поверхность передней части спинки языка с альвеолами ( иногда звук [ЛЬ] произносится при опущенном кончике языка путем смыкания передней части спинки с альвеолами).

Исправить нарушение произношения звука [Л] на основе подражания удается редко.

В тех случаях, когда возникают особые затруднения из-за недостаточной пластичности языка, следует провести серию артикуцы, оставляя по бокам проходы для выдыхаемого воздуха.

Упражнения артикуляционной гимнастики

Упражнения для губ

  « Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

« Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

  1. ый вариант- произносить длительно звук [У] без участия голоса;
  2. й вариант- губы вытягиваются слегка вперед, как бы образуя квадрат.

Зубы сомкнуты.

« Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния 10- 15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении « Улыбка».

Упражнение для выработки воздушной струи

« Охотник». Прикусить кончик суженного языка зубами, вдыхать и выдыхать воздух через боковые щели.

Упражнения для языка

« Иголочка». Губы в положении « Улыбка». Выдвинуть длинный узкий язык вперед между зубами.

« Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены ( то есть сохраняется положение « Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например, « Ба- ба-ба». По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

Следует чередовать упражнения « Иголочка» и « Блинчик».

« Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот,  положить широкий язык за нижние зубы ( с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы ( тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4- 6 раз.

« Пощелкать кончиком языка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( « как лошадка цокает копытами»).

« Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не открывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не получится « бл – бл» (« как индюк болбочет»).

« Орешек». Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щеку.

« Пароход гудит». Длительно и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов.

После проведения подготовительных упражнений выбираем один из приемов постановки звука [Л].

Упражнениям для постановки звуков отводится ( 5-10 занятий)

   

             

Занятие 2. Постановка звуков [Л],[ЛЬ].

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки звука Л.

  1. Логопед предлагает ребенку произносить звук Ы при межзубном положении кончика языка, закрепляя это положение при произнесении слогов и предложений, включающих звук Л.
  2. В тех случаях, когда ребенок заменяет звук Л двугубным В, следует пальцами раздвигать верхнюю и нижнюю губы, прижимая их к обнаженным резцам, между которыми просунут распластанный кончик языка ( до тех пор, пока ребенок не отвыкнет выдвигать губы вперед).
  3. В отдельных случаях можно предложить ребенку широко открыть рот так, чтобы были видны нижние и верхние зубы. Произнося длительно звук А, ребенок должен касаться кончиком суженного языка верхних резцов. Может получиться сочетание Л с гласным А

( «ла»). Если звук Л будет звучать мягко, необходимо прикусывать резцами узкий кончик языка.

После получения правильно произнесенного звука Л следует перейти к автоматизации звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, в связной речи.

На постановку звука отводится (2- 5) занятий.

   

Занятие 3. Автоматизация звука Л в речи.

Автоматизация звука Л в прямых слогах.

  1. Упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Вспомнить, правильную артикуляцию звука Л.
  3. Автоматизация звука Л прямых слогах.

ЛА- ЛА-ЛА

ЛО-ЛО- ЛО

ЛУ- ЛУ- ЛУ

ЛЫ- ЛЫ- ЛЫ

  1. Игра « Веселые слоги».

Слоги здороваются: ЛА- ЛА- ЛА!

Слоги удивляются: ЛО- ЛО- ЛО.

Слоги спрашивают: ЛУ- ЛУ-ЛУ?

Слоги огорчены : ЛЫ- ЛЫ- ЛЫ.

Произнести слоги с разной интонацией.

  1. Автоматизация звука Л в словах с ударением на слоге.

Лак, лад, лапа, лама, лампа, ластик, ласточка, ландыш, лакомка, ласка, ласты, салат, халат;

Лупа, лук, луч, лунка, лоскут, лодка, лом, лов, лоб, лошадь, болото, колодец, калоши, пилот, Володя, чулок, холодный, голодный, поломка;

Лыко, лыжник, лыжи, столы, колы, голы, волы, полынь, малыш, улыбка, булыжник.

6. Назови предметы на картинке.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята»

       План-конспект подгруппового занятия по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения «Веселые поварята» в страшей группе предназначен для педагогов, ...

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Звуки А-У-И".

Занятие направлено на практическое закрепление четкого произношения и различения гласных звуков по беззвучной артикуляции, описанию артикуляционного уклада; на закрепление навыков звукового анализа сл...

Конспект подгруппового занятия в средней группе для детей с ТНР на тему: "Цветущие комнатные растения (фиалка)".

Занятие направлено на закрепление и расширение представлений о комнатном растении - фиалке, его внешнем виде, особенностях ухода за ним; на расширение и активизацию словаря по теме (растение, стебель,...

План-конспект подгруппового занятия для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня (2 ребёнка) (занятие № 2 по теме «Одежда»)

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР 2 уровня по теме "Одежда"...