Стимулирование развития речи детей раннего возраста
статья по логопедии по теме

Упражнения помогут малышу укрепить артикуляционный аппарат.  Ведь для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_stimulirovat_rech_rebenka.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Как стимулировать развитие речи ребенка?

Правила

1. Все приемы стимуляции проводятся:

—  при условии хорошего на строения у ребенка и взрослого;

—  в игровой форме, весело и забавно;

— в сопровождении улыбок, поцелуев и различных звуков.

2. Все предлагаемые упражне ния следует обязательно оречевлять: разговаривать с ребенком, рассказывать, как меняется его лицо, какой он сейчас смешной, большой, сердитый, надутый. Речь должна быть спокойной и интонированной, как если бы вы рассказывали сказку или увлека тельную историю. Ваши слова не только тонизируют, успокаивают и настраивают малыша, но и рас ширяют его словарь.

3.  Поощрите малыша люби мым лакомством, питьем, игруш кой и пр.

4. Помните, что для ребенка — это непонятное и трудное заня тие. Большинство упражнений он будет выполнять пассивно, т.е. неосознанно, механически, без активного участия.

5. Эффективными все перечис ленные приемы станут лишь в том случае, если ребенок начнет вам помогать или повторять их непроизвольно или осознанно в подобной ситуации либо игровых действиях.

Пассивная стимуляция щек

Для проведения такого масса жа всегда найдется хороший пред лог — процедура умывания и ухо да за кожей лица. Привлекатель ности ему добавят красивые, приятные на ощупь аксессуары (салфетка, полотенце, щеточка, массажные мячики, валики и пр.).

Все массажные движения вы полняются при умывании теплой  водой. Направления движений — от средней линии лица к ушам.

1.   «Пальцевый дождик»  — постукивание по поверхности щек кончиками пальцев.

2.  Поглаживание разведенны ми пальцами.

3.  Растирание подушечками пальцев.

4.  Легкое пощипывание — выполняется большим и указа тельным пальцами.

5.  Потряхивание — выполня ется большим, указательным и средним пальцами.

6.  Растирание мячиками tetra-kid (с мягкими массажными ши пами).

Примечания

Приемы 1—2 более поверхност ные и потому приятны малышу.

Приемы 3—6 более глубокие, поэтому производить их следует осторожно, отслеживая реакцию ребенка.

Все глубокие приемы нужно чередовать с поверхностными.

Время стимуляции гимнасти ки щек — до 1 мин.

Активная стимуляция щек

1. Надувание обеих щек одно временно:  «Надуваем шарик». (Используйте тягу ребенка к под ражанию, спровоцируйте его на «дразнилки», рассматривание зеркального отображения. Мож но использовать и настоящий надувной шарик, чтобы заразить ребенка действием.)

2.  Втягивание щек в ротовую полость:  «Шарик сдулся. Нет шарика».

Примечание

Не следует повторять упраж нения более 3 раз: у малыша мо жет закружиться голова от из бытка кислорода.

Пассивная стимуляция губ

Все упражнения для губ сле дует проделывать осторожно и обязательно в развлекательном, «клоунском» жанре. Для этого используют детский крем для лица, из которого делают «грим клоуна» — точечно распределя ют его по зонам массажа и про сто на лице ребенка, а далее он выполняет функцию смазки.

1.  «Пальцевый дождик» — по стукивание подушечками паль цев по губам.

2.  «Клоунская улыбка» — ра стяжка губ с фиксацией в угол ках рта.

3.  «Кривые рожицы» — ассиметричные растягивания в раз ные стороны верхней и нижней губ.

4.  «Дракоша» — удерживание оскала верхних и нижних зубов.

5.  «Птичка» — верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.

6. Растирание губ маленькими мячиками tetra-kid.

Примечание

Время стимуляции губ — до 3 мин.

Активная стимуляция губ

1.  «Поцелуйчик» — вытягива ние сомкнутых губ — возвраще ние в нормальное положение.

2.  «Клоун»  —  вытягивание губ — растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.

3.  «Мартышка» — вытягива ние верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

4.  «Никому не скажу!» — втя гивание губ внутрь рта, с плот ным прижиманием к зубам.

5.  «Кусака» — прикусывание нижней губы верхними зубами.

6.  «Капризка» — втягивание нижней губы под верхнюю.

7.  «Слоненок»  — вращатель ные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).

8. Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.

9. Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого — в игровой форме делать попытки отобрать трубоч ку (выдернуть ее из губ ребенка).

Активная стимуляция языка

Эти упражнения хорошо вы полняются, когда ребенок ест любимое лакомство. Каждую ло жечку можно сопровождать со вместным движениями.

1.  «Все проглотил?» — высо вывание языка.

2.   «Достань ложечку» — по ворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Язык удер живает ложку возле уголка губ.

3. Облизывание губ.

Стимуляция различных умений

Ежедневно в подходящей ситу ации необходимо развивать дру гие умения ребенка.

1. Привлечь внимание ребен ка к сомкнутым губам, а затем попросить его дуть через губы, раскрывая их. Получается «пых тение» или «фырчание».

2. Смыкать губы и вытягивать их вперед — похоже на клюв утенка.

3. Ребенок по образцу помеща ет язык между зубами и удержи вает его — очень похоже на «дразнилку» или «мартышку».

4. Попросить ребенка покаш лять с закинутой назад головой и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стимулирование развития речи детей раннего возраста посредством игр.

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаём опыт, регулируем деятель...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развитию ребенка потому как...

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....

МАСТЕР - КЛАСС: «СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА ОСНОВЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА»

Знакомство педагогов с адаптированными пальчиковыми играми  для работы с детьми раннего дошкольного возраста....