Основные направления коррекционной работы на логопункте
статья (логопедия) на тему

Разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств (из опыта работы учителя-логопеда базового учреждения федеральной стажировочной площадки МБДОУ ЦРР-ДС станицы Северской Краснодарского края).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления коррекционной работы на логопункте

(из опыта работы).

Целью моей работы стала разработка системы преодоления и профилактики речевых расстройств, а также обучение и воспитание детей с нарушениями речи.

Работа состоит из нескольких этапов:

1.        Подбор инструментария и дидактического материала для обследования детей

2.        Подбор методов, приемов, технологий для коррекционно – логопедического воздействия.

С 2009 года, работая над проблемой коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в речевом  развитии, я выявила, что нужно создавать необходимые условия, важным компонентом которых является сам специалист.  

Для того, чтобы речь ребенка своевременно появилась и полноценно развивалась, создаю необходимые условия. При организации коррекционно – развивающей речевой  среды в логопедическом кабинете создаю все условия для сознательно регулируемой деятельности детей, которая бы несла в себе направленность коррекционного воздействия на речевое и психическое развитие, предусматривая их взаимодействие. Для выполнения доступных по сложности и объему заданий детям предлагается достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала, который служит «строительным материалом» для их умственного роста. Практическая значимость такой совместной работы состоит в том, что при индивидуально – личностном подходе к каждому ребенку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.

   Тесная взаимосвязь со специалистами педагогического коллектива и родителями – необходимое условие комплексного развития и коррекционно-оздоровительной поддержки ребенка.

   Работа состоит из нескольких разделов. Каждому разделу отводится определенное время. Оно зависит от индивидуальных особенностей логопатов и тяжести нарушения речи. Основным правилом является соблюдение постепенного перехода от легкого - к трудному, от сохранных компонентов речи к нарушенным. Исходя из стартовых возможностей детей, предлагаю материал для отработки разного уровня сложности.

   Работая с дошкольниками, условно всех детей с речевой патологией, имеющих в развитии вторичные отклонения,  разделяю на две группы: активные и пассивные.

   Наблюдая за детьми,  я увидела, что пассивные малыши испытывают робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они чаще выступают зрителями  или берут в самостоятельных играх на себя подчинительные роли, или просто отказываются от игр.

 Дети с гиперактивным поведением отличаются неоправданно повышенной фантазией, некритичностью к своему поведению.

Исходя из индивидуальных особенностей детей – логопатов, и ведущего вида деятельности - игры широко использую:

•        Коррекционную работу с использованием игр

•        Современные информационные образовательные технологии

В своей работе опираюсь на следующие методы:

1.        Артикуляционные упражнения

2.        Пальчиковые игры

3.        Релаксационная гимнастика

4.        Игры с мячом, направленные на формирования правильного звукопроизношения

5.        Словесные игры

6.        Самомассаж

7.        Интонационные упражнения

8.        Работа с текстами

9.        Сказкотерапия

10.        Мнемотехника

Для подготовки детей к коррекционно – логопедическому воздействию использую: артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, самомассаж, мышечное расслабление. Считаю, что это база, на которой в дальнейшем формируются навыки свободной речи. Четкость движений артикуляторов, умение контролировать мышечный тонус и правильное речевое дыхание – основа для свободного звукопроизнесения.

Эффективность в работе достигается благодаря использованию игр с мячом, комплексной релаксационной гимнастики, упражнений для совершенствования невербальных способов общения, фонетической ритмики.

При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста  самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня:  в общении с взрослыми и со сверстниками они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их.   Метод сказкотерапии, используемый  мною в коррекционной работе с детьми по устранению речевых недостатков, развивает у детей умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание. Это способствует овладению детьми монологической речью, что имеет огромное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Используемые мною игровые приемы и методы, современные информационные технологии (мультимедийная установка, логопедический тренажер Дельфа - 412) способствовали положительным результатам работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Мною был сформулирован следующий вывод: комплексная  т.е. основанная на принципах взаимосотрудничества творческая работа коллектива по созданию адаптивной системы помощи детям с проблемами в речевом  развитии позволяет с достоверностью констатировать положительные результаты логокоррекции. Проведенная мною работа эффективна и способствовала умелой организации коррекционно – развивающей среды, позволяющей вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии.

В целом, опыт работы может использоваться как логопедами, так и другими специалистами: воспитателями, музыкальными руководителями, педагогами – психологами, педагогами дополнительного образования, руководителями по физической культуре. Его универсальность в том, что предлагаемые упражнения возможно проводить и в образовательной деятельности, и на прогулке, и в свободной деятельности детей, и на индивидуальных занятиях, и в подгрупповой образовательной деятельности. Также опыт будет полезен родителям для домашнего использования и свободных развивающих игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления коррекционной работы воспитателя.

I Основные направления коррекционной работы воспитателя: 1 Физическое развитие а)Здоровье: закаливание, утренняя гимнастика, физкультминутки, обучение плаванию, подвижные игры, спортивные, народные,...

Основные направления коррекционной работы по использованию дидактических игр для формирования словаря у детей с ОНР.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка....

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми.

Основные направления коррекционной работы с заикающимися детьми:1. Соблюдение режима молчания 2. Правильное речевое дыхание.3. Артикуляционная гимнастика и артикуляционный массаж....

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушений письма и чтения.

направления работы,игры, приемы раннего выявления дислексии...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...