Доклад "Элементы театрализованной деятельности в работе логопеда"
статья по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

Ноздрина Ольга Анатольевна

Доклад предназначен для практической деятельности учителей-логопедов. В нем определяются цели, задачи, этапы проведения театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаются игровые упражнения, направленные на развитие мимики, пантомимики, речевого дыхания, интонационной выразительности и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_teatr._deyatelnost.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элементы театрализованной  деятельности в работе логопеда

Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»

 Л.С. Выготский

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.

Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимика), психические процессы  (восприятие, воображение, мышление, внимание, память), речь (монолог, диалог), творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

Театрализованная деятельность помогает формированию следующих умений и навыков детей: разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, плоскостной, теневой, пальчиковый и др.); обогащение театрального опыта (знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминология); изготовление и подбор атрибутов, кукол и игрушек, элементов костюмов.

         Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

 - развитие речи детей и коррекция ее нарушений;

 - развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы;

 - обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;

 - развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

 - развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи  можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на:

- развитие дыхание и свободы речевого аппарата,

-умение владеть правильной артикуляцией,

-четкой дикцией,

-разнообразной интонацией,

-логикой.

-игры со словом, развивающие связную речь, 

-творческую фантазию,

-умение сочинять небольшие рассказы и сказки,

-подбирать простейшие рифмы.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Разыгрывать на занятиях по развитию речи мини-спектакли помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, накидки и т. д.  Создавать же образы дети должны сами с помощью интонации, мимики, жестов, движений. 

На своих занятиях можно использовать различные виды театра – для фланелеграфа или ковролина,  настольный театр, теневой,  плоскостной,  пальчиковый.  би-ба-бо, картинки и игрушки. В этих играх дети могут создать сценки, вести  роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает им преодолеть трудность в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

На логопедических занятиях можно широко использовать театрализованные игры, объединенные одной темой.

Все театрализованные игры можно разделить на две основ ные группы: режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм отно сятся настольный театр игру шек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сце нарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающи ми средствами выражения в дан ном случае выступают интона ции и мимика. Данные игры используются на заняти ях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемо го действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сце нарий и затем, используя фигур ки настольного театра, его ра зыгрывают.

Игры драматизации предпо лагают произвольное воспроизве дение какого-либо сюжета в со ответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использо вать все средства выразительно сти (интонацию, мимику, панто мимику). Данные игры исполь зуются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Очень важно включать в заня тия специальные игры на развитие воображения, мимики, пан томимики, направленные на фор мирование дыхания, четкой дик ции,  интонации, артикуляции. Такие игры следует системати зировать в соответствии с тема тическим планом работы и ис пользовать их при проведении физкультминуток и организаци онных моментов.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно-игровой среды. Для них необходим раз нообразный дидактический ма териал: костюмы, различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевоз можные иллюстрации.

На занятиях может использоваться сле дующее оборудование:

  1. настольная и напольная ширмы:
  2. плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок;
  3. декоративные украшения (солнце, деревья, дома и т.п.);
  4. наборы кукол для пальчи кового театра;
  5. куклы би-ба-бо;
  6. рукавички с изображени ем мордочек животных:
  7. костюмы персонажей ска зок;
  8. игрушечные персонажи.

Театрализованные игры про ходят поэтапно.

На первом этапе  систематически выполняют ся игровые упражнения, направ ленные на выработку мимики и пантомимики.  Благодаря им движения приобретают большую уверенность. Дети начинают легче переклю чаться с одного  движения па дру гое, понимать нюансы выражения лица, жестов и движений друго го человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения па развитие дыхания и свободы речевого ап парата, правильной артикуля ции,  четкой дикции, разнообраз ной интонации.

На третьем этапе следует переходить к драматизации сти хов, прибауток, потешек.  Дети заранее заучивают тексты, за тем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый те атр.

На четвертом этапе можно перейти к более сложному виду де ятельности — драматизации рас сказов и сказок. Здесь используются раз ные  маски или элемен ты костюмов и виды театров: настольный, пальчиковый, би-ба-бо. Дети мо гут разыгрывать текст как акте ры.

Те атрализованная игра всегда приносит ребенку большую радость и удивление.

Игровые упражнения

Развитие мимики        

  1. Съешьте кислый лимон. Дети морщатся.
  2. Рассердитесь па драчуна. Дети сдвигают брови.
  3. Встретьте знакомую девочку. Дети улыбаются.
  4. Испугайтесь забияку. Дети приподнимают брови,

широко раскрывают глаза, при открывают рот.

Обучение жестам

  1. Покажите высокого мальчи ка, низенького; маленького комарика, медведя.
  2. Покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг.
  3. Покажите разных людей: я, ты, мы.

Развитее пантомимики

  1. Расцвели, как цветы.
  2. Завяли, как травка.
  3. Полетим, как птицы.
  4. Идет медведь по лесу.
  5. Крадется волк за зайцем.

Развитее речевого дыхания

«Игра со свечой».

Логопед предлагает детям сде лать бесшумный вдох через нос,

затем подуть па горящую свечу, находящуюся па некотором рас стоянии. Ребенок должен не по гасить свечу, а только заставить плавно танцевать ее огонек. Воз дух выдыхается топкой, упругой и плавной струей через плотно

сжатые губы. Первый раз упраж нение делается с настоящей го рящей свечой, а потом можно иг рать с воображаемым пламенем.

  1.            «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3-5 раз).

               «Считай до пяти»

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5. В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

        Развитие  диапазона голоса, интонационной выразительности речи.

             «Самолет»

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

            «Звериные скороговорки»

Цель: учить четкости дикции,

 Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

 Ткет ткач ткани на платок  Тане.

 От топота копыт пыль по  полю летит.

 Лежебока рыжий кот  отлежал себе живот.

 Кукушка кукушонку  купила капюшон.

     Игра «Чудо-лесенка». 

Каждую последующую фра зу дети произносят, повышая топ голоса.

Чу-до-ле-сеп-кой—ша-га-ю,

 Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:

Шаг—на—го-ры,

Шаг—на—ту-чи...

А—подъ-ем—все— вы-ше,  кру-че...

Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!

Встретил петушок кота

-         И спросил его тогда:

  1. Почему ты черный, кот?
  2. Лазал ночью в дымоход.
  3. Почему сейчас ты бел?
  4. Из горшка сметану ел.
  5. Почему ты серым стал?
  6. Пес меня в пыли валял.

             «Диалогические скороговорки»

 Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

 Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

 - Расскажи мне про покупки.

 - Про какие про покупки?

 - Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Список использованной  и рекомендуемой литературы

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.

3. Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - № 1. – с. 12-17.

4. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37

5. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. - № 4. – с. 46-75

6. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. - № 5. – с. 111-116

7. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. – 2008. - № 7. – с. 76-81

 8. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. - № 6. – с. 84-93

9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

10. Муллаярова Г., Гафурова Н. Развитие детей в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. – С.32-35.

11. Родионова Ю. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. - №4. – С.43-46.

12. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96с.

13. Трошин О.В., Голубева И.В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития // Логопед. – 2006. - № 1. – с. 4-10

14. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. - № 5. – с. 92-95

15. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.

16. Шулика Е., Шинкарева М., Потапова И., Закутина Л. Развиваем выразительность речи // Дошкольное воспитание. 2006. - №8. – С.54-57. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

"Использование проектного метода в работе логопеда" (из опыта работы) - материал на МО логопедов

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4347405","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Работа логопеда с дизартриками (выступление на Школе молодого логопеда)

Логопедическая работа с детьми, имеющими диагноз дизартрия    Подготовила учитель-логопед Растворцева Е.Ю.  МБДОУ №65 г Белгород Рано или поздно дети с дизартрией встречаются каждо...

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Мастер класс логопеда: "Игротека в работе логопеда"

В рамках проекта "Одаренный ребенок" проводилось РМО. Данный мастеркласс логопеда напрвлен на широкий круг педагогов. Материалы, выполненные своими руками будут хорошим подспорьем для работы...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...