Предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
статья по логопедии по теме

В статье раскрыто содержание предметно-развивающей среды логопедического кабинета по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Основной задачей коррекционной работы является  обучение дошкольников  логичной, лексически богатой, четкой и грамматически правильно оформленной связной речи.

  С этой целью в логопедическом кабинете организован центр по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Грамматейка», который включает в себя следующие зоны:

  1. Зону лексического  развития.
  2. Зону формирования грамматического строя речи.
  3. Зону развития связной речи.

В кабинете логопеда детей встречают игрушки и сказочный персонаж Почемучка, который является неизменным атрибутом на занятиях и от имени которого детям предлагаются различные задания, что позволяет сделать занятие более интересным и результативным.  Этому способствует и наполняемость представленных зон. Материал располагается в шкафу на открытых полках в папках-накопителях. Для удобства он систематизирован по разделам.

Зона лексического  развития включает:

муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам (предпочтение отдается натуральным объектам, картинки подбираются как можно реалистичнее, так как у детей с нарушением зрения, которые посещают наш детский сад, нарушено зрительное восприятие,  обеднен сенсорный опыт), домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки  на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов.

Зона формирования грамматического строя речи содержит:

пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи пособия для составления предложений с простыми и сложными предлогами ипособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).

Материал, который используется для формирования у детей навыков словообразования, подбирается с учётом лексико-грамматической темы, его можно условно разделить на три группы:

  1. Предметные картинки на идентификацию зрительных изображений (реалистическое цветное, чёрно-белое, контурное, теневое (силуэтное), стилизованное, схематичное. Данный комплекс особенно необходим для детей с нарушением зрения и для дошкольников со сложным дефектом, так как данная категория детей испытывает трудности зрительного опознания предметов.
  2. Материал, направленный на воссоздание целостного образа из частей (разрезные, составные, незаконченные картинки, половинки симметричных объектов, картинки с нелепыми деталями
  3. Картинки в условиях маскировки (наложенные изображения, картинки со сложным фоном, картинки со зрительными помехами)

Правильно подобранный наглядный материал, его разнообразие обеспечивает высокую познавательную активность и интерес детей, позволяет контролировать усвоение знаний и навыков, экономит учебное время.

В зоне по развитию связной речинаходятся: методическая литература,

  1. Игрушки для описания.
  2. Картинки для фланелеграфа.
  3. Сюжетные картинки и серии картинок.
  4. Деформированные предложения и рассказы.
  5. Карточки с текстами для пересказов, с заданиями для составления рассказов.
  6. Тексты с картинками вместо некоторых слов.
  7. Детские книги, раскладушки, брошюры.
  8. Пословицы, поговорки, потешки.
  9. Маски для инсценирования.
  10. Персонажи сказок.
  11. Панно «Телевизор»

При подборе и изготовлении дидактических игр и пособий мы опираемся на принципы:

  1. соответствие содержания игры  программному материалу;
  1. вовлечение в коррекционный процесс в первую очередь сохранных анализаторов, поскольку они являются средствами компенсации как речевой, так и зрительной недостаточности;
  2. доступность предлагаемого материала;
  3. привлекательность и эстетичность пособий;
  4. соответствие офтальмологическим требованиям;
  5. многофункциональность  игр и пособий.

Более подробно остановлюсь на последнем. Очень удобно и экономично, как уже упоминалось ранее,  использовать в работе многофункциональные пособия. Это могут быть приобретенные  или изготовленные своими руками игры. От профессионализма и фантазии педагога зависит, насколько многопланово будет использована та или иная игра (как при обследовании, так и при формировании и развитии всех компонентов речевой системы).

Многофункциональные игры позволяют решать различные воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), память,  внимание, воспитывать произвольность поведения.

Вашему вниманию я хочу предложить несколько таких игр, при использовании которых можно решить задачи:

  1. Активизировать и расширять словарь по лексическим темам.
  2. Формировать грамматический строй речи, н-р:

-учить дифференцировать существительные мужского, женского и среднего рода;

- учить образовывать существительные винительного падежа единственного числа

- образовывать существительные дательного падежа единственного числа

- образовывать предложно-падежные конструкции единственного числа

- согласовывать части речи между собой в роде и числе;

- образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов

-образовывать названия детенышей домашних животных

- образовывать  притяжательные прилагательные

  1. Развивать связную речь.
  2. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
  3. Развивать речевое дыхание и силу голоса.
  4. Развивать артикуляторные движения
  5. Коррекция нарушений звукопроизношения
  6. Развивать фонематический анализ и синтез.
  7. Развивать мелкую моторику, координированные движения.
  8. Развивать глазодвигательные функции, содружественные движения глаз и рук.
  9. Развивать зрительное восприятие.
  10. Развивать внимание, мышление, память.

«Волшебные диски»

Пособие выполнено из грампластинок разного диаметра, некоторые соединены друг с другом.

В середине можно расположить, в зависимости от задач, картинку с изображением цифры, буквы, символа.

Настенное панно.

 Панно выполнено из плотного картона. Сверху пришиты кармашки, в которые вставляется необходимый картинный материал. Панно очень удобно в использовании, т.к. на нем можно расположить большое количество картинного материала в разной последовательности и на разном уровне.

Детей предварительно нужно познакомить с игровым полем, отработать понятия «строка», «столбик», «кармашек», научить считать строки и клетки-кармашки. Научить ориентироваться на плоскости поля: «левый, правый угол», «нижний, верхний угол». Варианты использования вы видите на экране.

Т.О. в коррекционно-развивающей среде логопедического кабинета, организованной посредством зонирования пространства,  мы создаём  все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, для  их речевого, познавательного и личностного  развития.   Практическая значимость такого подхода к организации развивающего пространства состоит в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку повышается эффективность коррекционного воздействия, что способствует улучшению качества и прочности результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины угощения»

Логопедическая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в рамках дня открытых дверей с детьми старшей возрастной группы: «Говорушкины у...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...