Формирование временных представлений у дошкольников
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Петрунина Ольга Николаевна

Программа по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические средства и психолого-педагогическая коррекция

временных представлений

у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня

Блоки коррекции

Цель коррекции

Средства коррекции

Материалы и оборудование

Блок I «Части суток»

Закреплять представления детей о частях суток, их названиях, последовательности и сменяемости; развивать активный словарь детей, учить их использовать в речи слова, обозначающие природные явления, свойства и качества объектов живой и неживой природы; развивать навыки применения этих слов в разговорной речи. Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь.

Учить отгадывать загадки по содержанию и характеру деятельности в различное время суток.

Учить составлять предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Учить детей преобразовывать глаголы (спи – спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

Закрепить знания детей о частях суток, какая часть больше, а какая меньше, порядок, в котором они следуют друг за другом. Учить составлять рассказы о каждом времени суток: как изменяется природа, чем занимаются люди. Учить называть приемы пищи и слова приветствия в разное время суток. Учить использовать предлоги: «перед», «за», «после».

Игра «Загадки и отгадки».

Дидактическая игра «Часы гнома Тик-Так».

Игра «Нарисуй и расскажи, что будет потом».

Стихотворения:

«Утро», «День», «Вечер», «Ночь».

Игра «Отгадай часть суток, объясни, почему ты так думаешь».

Игра «что мы делали – не скажем»

Игра «Разложи по порядку»

Выучить поговорку: «Утро, день, вечер, ночь сутки прочь».

Игра с мячом «Сутки»

Хрестоматия.

Наглядная модель часов гнома Тик-Так.

Изображение гнома Тик-Так.

Картинки с изображением частей суток.

Блок II

«Сегодня, завтра и вчера»

Учить различать слова «сегодня», «завтра» и «вчера» и правильно ими пользоваться.

Учить преобразовывать предложения за счет изменения времени действия; изменения вида глагола.

Учить составлять рассказы на темы: - что я делал вчера; что я делаю сегодня; что я планирую сделать завтра.

Игра «покажи, что ты делал».

Игра с мячом «Закончи фразу»

Стихотворение «Сегодня, Завтра и Вчера»

Картины.

Часы гнома тик- так. Мяч.

Хрестоматия.

Блок III «Дни недели»

Дать понятие детям о днях недели, что они сменяют друг друга по очереди. Помочь детям выучить стихотворение наизусть. Учить отвечать на вопросы полным ответом. Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь.

Закреплять знания детей о порядке следования дней недели. Развивать у детей внимание, память, мышление. Закреплять навык составлять разные типы предложений.  Выучить наизусть считалку, закрепляя навык правильного произношения звуков.

Учить составлять рассказы по серии картин о том, что Рыжик делал в разные дни недели. Развивать у детей навыки использования в разговорной речи слов, обозначающих временные категории. Развивать внимание, память, мышление.

Отвечать на вопросы без опоры на карточки: - «Сегодня понедельник. Музыкальное занятие будет через два дня. В какой день будет музыкальное занятие?»

Стихотворение «Веселая неделя»

Игра «Закончи предложение» - (Если сегодня понедельник, то завтра будет…)

Упражнение «Какой день?»

Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Считалка «Дни недели»

Игра «Память»

Игра с карточками «Дни недели»

Хрестоматия.

Мяч.

Изображение дома недели. Изображение гномов. Наглядная модель часов недели с двигающейся стрелкой.

Альбомные листы, краски и кисти.

Карточки дни недели.

Блок IV

«Месяцы»

Познакомить детей с месяцами года, о порядке их следования друг за другом, об их длительности, емкости, узнать, что длится дольше – месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе, как меняется жизнь животных в каждом месяце. Учить составлять различные типы предложений: простые распространенные; предложения с противительным союзом «а»; сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что) («Один месяц продолжается четыре недели, а каждая неделя длится семь дней» «Дольше всего длится год, потому что для того, чтобы прошел год, должны пройти двенадцать месяцев»). Разучивание четверостиший с названиями месяца.

Расширять знания и представления детей о каждом месяце года, о явлениях, происходящих в природе, жизни людей, животных, насекомых и растений, о погодных изменениях.

Закрепить знания и представления детей о ходе времени. Объяснить детям, для чего нужно знать время («Чтобы никогда не опаздывать, планировать свои дела, одеваться соответственно времени года, знать, когда наступит день рождения, праздники и т.д.»)

Стихотворения: «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Март», «Апрель», «Май», «Июнь», «Июль», «Август», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь».

Дидактическая игра «Волшебное дерево» Четверостишия с названиями месяцев

Песенка – игра «Гномики»

Хрестоматия.

Пособие «Волшебное дерево».

Изображение братьев Месяцев.

Наглядная модель часов братьев Месяцев.

Блок V «Времена года»

Дать понятие детям, что год делится на 4 сезона или 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Развивать внимание, мышление. Разучить стихотворение о зиме. Закрепить навык составления рассказов по картине. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к природным явлениям («пушистый», «серебристый»). Уточнить знания о признаках зимы, о зимних забавах. Учить изменять форму глаголов по лицам («леплю», «лепишь», «лепит снеговика»…). Развивать у детей  самостоятельную развернутую фразовую речь.

Отгадывание загадок о весне. Уточнить знания детей о признаках весны. Закреплять у детей умение образовывать относительные прилагательные («Весеннее солнце какое? (теплое, ласковое, высокое, долгожданное»). . Развивать у детей  самостоятельную развернутую фразовую речь

Отгадывание загадок о лете. Уточнить знания детей о признаках лета. Закреплять навыки словообразования («У лягушки быстрые ноги – она быстроногая»). Закрепить навык составления рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций.

Отгадывание загадок об осени. Уточнить знания детей о признаках осени.  Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление, речевой ритм.

Обобщить и систематизировать представления детей о временах года, их названиях, последовательности и сменяемости; развивать активный словарь детей, учить их использовать в речи слова, обозначающие природные явления, свойства и качества объектов живой и неживой природы; развивать навыки применения этих слов в разговорной речи.

Игра «Закончи предложение»

Стихотворение «Зима»

Игра на восприятие «Собери картинку и опиши ее»

Игра «Поправь Незнайку»

Игра «Что изменилось?»

Стихотворение «Весна»

.

Игра «Образуй новое слово»

Стихотворение о лете

Игра «Дополни предложения»

Игра «Ответь правильно»

Стихотворение об осени.

Пособие «Волшебное дерево», игра «Исправь ошибку»

Пособие «Волшебное дерево», игр «Что? Где? Когда?».

Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд?»

Хрестоматия.

Изображения сестер – Времен года. Изображения братьев Месяцев.

Наглядная модель часов Времен года.

Пособие «Волшебное дерево».

Картины по временам года.

Чудесное колесо «Времена года»

Блок VI «Понимание обратимых активных и пассивных конструкций»

Обучать детей логике линейного развертывания событий во времени. Формировать умения устанавливать последовательности знакомых детям видов деятельности в режиме дня. Знакомить с возрастными изменениями, происходящими с человеком. Устанавливать последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок и развивать понимание причинно-следственных отношений, развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, связную речь. Закреплять навык составления рассказов по серии картин.

Игра «Нарисуй и расскажи, что будет потом».

«Нарисуй и расскажи, что было раньше».

«Нарисуй и расскажи, что было раньше и что будет потом».

«Нарисуй и расскажи, что может происходить в середине этой истории».

Игра «Что сначала, что потом?»

Игра-занятие «Истории в картинках»

Комплекты карточек «Истории в картинках».

Карандаши, схемы с картинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями

Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...

Формирование временных представлений старших дошкольников

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности р...

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные за­дачи ознакомления с временными эталонами четко сформулиро­ваны Е. Щербаковой и ...

Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...

Формирование временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлени...

Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...