Обучение дошкольников навыкам диалогической речи.
статья (логопедия) по теме

 

Практический материал по обучению дошкольников диалогической речи (в помощь логопедам и воспитателям).

Обучение дошкольников навыкам диалогической речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический материал по обучению дошкольников диалогической речи (в помощь логопедам и воспитателям).

Обучение дошкольников навыкам диалогической речи.

Сегодня мы затронем вопрос о методах и приемах развития диалогической речи у дошкольников разных возрастных групп. Прозаические и стихотворные диалоги, которыми я с вами хочу поделиться, помогут детям не только в развитии диалогической речи. Они помогают значительно  рас ширить знания об окружающем мире, улучшить мыслительную деятельность, преодолеть речевые недостатки различного характера.

Сначала ребенку предлагается внимательно прослушать диалог, понять его смысл, определить участников разговора. Ряд диалогов имеет в своем составе слова, которые могут быть незнакомы или непонятны ребенку (например, «вязанка», «хворост» и т. д.) - значение этих слов необходимо уточнить. Затем диалог нужно выучить. Далее идет распределение ролей между детьми или между ребенком и взрослым.

Особое внимание следует уделить не механическому заучиванию и воспроизведению диалога, а характеру высказывания: каждый должен вести свою роль выразительно, интонационно окрашивая свою речь нотками удивления, восхищения, изумления, недоумения, возмущения и т. п., повышая или понижая тон голоса, добиваясь полнозвучного яркого звучания текста.

Диалоги можно выбирать в соответствии с приоритетной задачей коррекции: это может быть автоматизация или дифференциация поставленных звуков, закрепление лексического материала и расширение словарного запаса, проведение работы над грамматическим строем речи и т. д.

Работа над диалогом улучшает речеосмысленную деятельность детей, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные навыки, наполняет слово образным звучанием.

К текстам даны примерные задания, которые можно изменить и дополнить в соответствии с возможностями вашего ребенка и вашей фантазией.

Задания носят:

  1. лексический характер (например, «Какие овощи растут на огороде?», «Кто такие сорочата?»);
  2. грамматический характер (например, «Как называют листья клена, березы, яблони, дуба'?», «Измени слова по образцу клюква - клюковка»).

А также способствуют развитию фонетического слуха у детей (например, «Назови звуки в слове», «Составь слово из первых звуков слов», «Сколько слогов в словах?», «В каких словах встречается звук ...?») и развитию мыслительной деятельности (классификация и обобщение, исключение лишнего).

Такой материал предлагается детям как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В упражнения включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звуко-буквенного анализа. Цель этой книги - помочь детям разных возрастных групп развить навыки диалогической речи в различных ситуациях общения.

ЛИСТОПАД

Опавшей листвы разговор еле слышен:

  1. Мы с клёнов...
  2. Мы с яблонь...
  3. Мы с вязов...
  4. Мы с вишен...
  5. С осинок...
  6. С черёмухи...
  7. С дуба...
  8. С берёзы...
  9. Везде листопад:

На пороге морозы.

  1. Как называются листья клёна, берёзы, яблони, дуба, вишни, осины?
  2. Подбери нужное слово: краснеют, желтеют, опадают ... (что? - листья)
  3. Какое слово лишнее и почему: дуб - рябина -осень - осина {осень, потому что остальные слова - названия деревьев).
  4. Чего в лесу больше - деревьев или листьев?
  5. Скажи по звукам слово ЛИСТ (ль, и, с, т).

СОРОКА И МЫШЬ

  1. Мышка-трусишка, ты треска боишься?
  2. Ни крошки не боюсь!
  3. А громкого топота?
  4. Ни капельки не боюсь!
  5. А страшного рёва?
  6. Нисколечко не боюсь!
  7. А чего же тогда ты боишься?
  8. Да тихого шороха...

Н. Сладков

  1. Изобрази шорох, топот, рёв.
  2. Перечисли, чего не боится мышка (треска, топота, рёва).
  3. Определи, где стоит звук Ш (в начале, в сере дине, в конце) в словах: ШОРОХ, МЫШКА, БОИШЬСЯ , МЫШЬ (шорох- в начале слова, мышка, боишься - в середине слова, мышь - в конце слова).

НЕВЕРОЯТНЫЙ СЛУЧАЙ

  1. Какая история!

Случай какой!

  1. Какая? Какой?

Не тяни, дорогой!

  1. Ужасный!

Кошмарный,

Неслыханный случай!

-Да ты говори,

Говори же,

Не мучай.

О нём рассказал мне

Мой дядя родной.

Вернее, не мне,

А старушке одной.

А та рассказала

Какому-то деду.

Случайно

Подслушал я

Эту беседу.

Вернее, не я,

А девчонка одна.

Уж если я вру,

Значит, врёт и она!

  1. Да ну говори же,

Пора бы теперь уж...

  1. Э, что говорить,

Все равно не поверишь...

А. Шибаев

1.        Можно ли понять, о чём говорят мальчики?

Почему?

2.В каких словах встречается звук С? (история, случай, ужасный, рассказал, старушка, случайно, подслушал...)

НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ

  1. Здравствуй!
  2. Привет!
  3. Что ты несёшь?
  4. Несу разные вещи.
  5. Почему они несуразные?
  6. Сам ты несуразный. Разные вещи я несу. Понял? Вот несу мел.
  7. Что не сумел?
  8. Слушать надо. Несу мел Мишке.
  9. Вот оно что.
  10. А ещё новость для Мишки приятная. Нашлась та марка, которую он ищет.
  11. Тамарка?
  12. Ага, красивая, зелёная такая.
  13. Это что же: волосы что ли зелёные?
  14. У кого?
  15. Да у Тамарки-то.
  16. Что?
  17. Ты сам же сказал: «Нашлась Тамарка».

-Та! Марка! Марка, которую Мишка искал. Понял. Зелёная такая. Там арка нарисована.

  1. Ага, все-таки нарисована Тамарка?
  2. Не Тамарка, а арка там нарисована.
  3. Пока, смотри, не растеряй свои несуразные вещи.

По А. Шибаеву

  1. Скажи слитно: несуразные вещи, Тамарка.
  2. Скажи раздельно: несу разные вещи, та марка.
  3. Отхлопай или прошагай по словам словосоче тания: несу разные вещи, та марка.

СОРОКА И ЗАЯЦ

  1. Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
  2. Э-э, Сорока, всё равно плохо...
  3. Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
  4. Э-Э, Сорока, невелико счастье!
  5. Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
  6. Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

Душа-то у меня всё равно заячья...

Н. Сладков

  1. Ответь на вопрос: Чьи ноги, когти, зубы?
  2. Как ты понимаешь слово ДУША?
  3. Назови гласные звуки в слове НОГИ (о,и).

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ

  1. Кто там ходит в огороде?
  2. Это я, козёл Мефодий.
  3. По каким таким делам?
  4. Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю

Каждый лист оберегаю.

  1. Почему капусту вдруг,

А не редьку и не лук?

Ты забыл о них, выходит?

-        Ничего я не забыл,

Но на всех не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста - хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Самый вкусный лист капустный.

А. Крылов

  1. Какие овощи растут на огороде?
  2. Скажи, какое слово лишнее: КАПУСТА, ЗЕЛЁНАЯ, ЛУК, РЕДЬКА (зелёная).
  3. Назови ласково: капуста - ... (капусточка), лук-...(лучок).

ДА–НЕТ

  1. Оно живое?
  2. Да.
  3. Это птица?
  4. Нет.
  5. Это животное?
  6. Нет.
  7. Это человек?

-  Да.

  1. Ребёнок?
  2. Нет.
  3. Мужчина?
  4. Нет.
  5. Женщина?
  6. Да.
  7. Молодая?
  8. Нет.
  9. Старая?
  10. Да.
  11. Это старушка!

  1. Какой первый звук в словах: ПТИЦА (п), ЧЕЛОВЕК (ч), ЖИВОТНОЕ (ж), РЕБЕНОК (р), МУЖЧИНА (м)?
  2. Измени слова один - много: ПТИЦА-ПТИЦЫ, ЧЕЛОВЕК-ЛЮДИ, РЕБЕНОК-..., МУЖЧИНА-..., СТАРУШКА-.

В ТИХОЙ РЕЧКЕ

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

  1. Здравствуй!
  2. Здравствуй!
  3. Как дела?
  1. На рыбалке я была.

Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

  1. Где же твой рыбак? Попался?
  2. Нет, ушел хитрец, Сорвался!

Е. Череповецкий

  1. Что общего в словах: РЫБКА, РЫБА, РЫБАК?
  2. Почему дядя Петя ЧУДАК и ХИТРЕЦ?

ЛИСА И ВОЛК

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

  1. Лизавета, здравствуй!
  2. Как дела, зубастый?
  3. Ничего, идут дела, голова ещё цела.
  4. Где ты был?
  5. На рынке.
  6. Что купил?
  7. Свининки.
  8. Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
  9. Кто отгрыз?
  10. Собаки.

-  Жив ли, милый куманёк?

  1. Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
  2. На базаре я была.
  3. Что ты так устала?
  4. Уток я считала.
  5. Сколько было?
  6. Семь с восьмой.
  7. Сколько стало?
  8. Ни одной!
  9. Где же эти утки?
  10. У меня в желудке.

  1. Объясни значение слова ЗУБАСТЫЙ.
  2. Какие слова подходят к лисе, а какие к волку: колючий, рыжая, зубастый, серый, хитрая, злой, пушистая, косолапый?
  3. Скажи по звукам слова ЛИСА, ВОЛК, (ль, и, с,.), в, о, л, к)

  1. Почему ты чёрен, кот?
  2. Лазил ночью в дымоход.
  3. Почему сейчас ты бел?
  4. Из горшка сметану ел.
  5. Почему ты серым стал?
  6. Меня пёс в пыли валял.
  7. Так какого же ты цвета?
  8. Я и сам не знаю это.

  1. Сколько было котов? (один)
  2. Какие слова спрятались в слове ДЫМОХОД? (дым, ход) Объясни значение этого слова, (дым ходит).
  3. Составь слово из первых звуков слов: КАТУШКА- ОСЫ -ТАНК (кот).

  1. Сорока, сорока, где была?
  2. Далёко.
  3. Что делала?
  4. Накормила сорочат, что без умолку кричат, а потом по дворам поднимала та-ра-рам.

А. Прокофьев

  1. Кто такие сорочата? (птенцы сороки)
  2. Как кричит сорока? (трещит)
  3. Объясни, что такое ТА-РА-РАМ?

  1. Остатки еды стёр?
  2. Стёр!
  3. Крошки со скатерти смёл?
  4. Смёл!
  5. Скатерть со столика снял?
  6. Снял!
  7. Салфетки грязные смял?
  8. Смял!
  9. Кастрюлю на кухню отнёс?
  10. Отнёс!
  11. Солонку и миску унёс?
  12. Унёс!
  13. Самовар соседке занёс?
  14. Занёс!
  15. А где же стаканы, принёс?
  16. Поставил я их на поднос,

Стаканы, прости, не донёс!

  1. Какие предметы спрятались на картинке?
  2. Назови одним словом: КАСТРЮЛЯ, САМОВАР, СОЛОНКА, МИСКА, СТАКАНЫ (посуда).
  3. Какую посуду ты ещё знаешь?
  4. Какие слова спрятались в слове САМОВАР? (сам, вар; сам варит)
  5. Сосчитай от 1 до 5: 1 глубокая тарелка, 2 ..., 3 .,., 4...,5...
  1. Заяц белый, куда бегал?
  2. В лес дубовый.
  3. Что там делал?
  4. Лыко драл.
  5. Куда клал?
  6. Под колоду.

Народная песня

  1. Какие деревья растут в дубовом (еловом, березовом, сосновом ) лесу? (ели, сосны, березы)
  2. Когда заяц бывает белым? Почему? (зимой, чтобы не видно было на снегу)
  3. Произнеси по звукам слово ЛЫКО - ы - к- о).

  1. Куда, Фома, едешь?

Куда погоняешь?

  1. Еду сено косить.
  2. На что тебе сено?
  3. Коровок кормить.
  4. На что тебе коровы?
  5. Молоко доить.
  6. А зачем молоко?
  7. Ребяток кормить.

Народная песня

  1. Куда едет Фома? Зачем? (сено косить, коровок кормить)
  2. Какую пользу приносит корова? (даёт мотто, мясо)
  3. Назови домашних животных.

РАЗГОВОР С БАБУШКОЙ

  1. Куда идёте, детушки?
  2. По ягоды, бабушка!
  3. Где же ягоды, детушки?
  4. Над землицей, бабушка!
  5. Уж не клюква ль, детушки?
  6. Нет, повыше, бабушка!
  7. Земляника, детушки?
  8. Нет, повыше, бабушка!
  9. Не брусника ль, детушки?
  10. Нет, повыше, бабушка!
  11. Не малина ль, детушки?
  12. Нет, повыше, бабушка!
  13. Не рябина ль, детушки?
  14. Угадала, бабушка!

В. Селиверстов

 1.        Назови ягоды, о которых говорили дети с бабушкой. Какие ягоды еще растут в лесу? (морошка, голубика)

Какие ягоды растут на огороде? (смородина, земляника, клубника, крыжовник)

2.        Измени слова по образцу:

КЛЮКВА-КЛЮКОВКА,

ЗЕМЛЯНИКА- ... (земляничка),

БРУСНИКА- ... (брусничка),

МАЛИНА- ... и т. д. (малинка)

  1. Отхлопай в ладошки слова: КЛЮКВА, БРУСНИКА, ЗЕМЛЯНИКА. Сколько слогов получилось? (2 слога, 3 слога, 4 слога)
  2. Какое варенье (какой сок, какую начинку для пирога) можно приготовить из ягод? Например: Из клюквы готовят клюквенное варенье, клюквен ный сок, клюквенную начинку для пирога.

  1. Я медведя поймал!
  2. Так веди сюда.
  3. Не идёт.
  4. Так сам иди!
  5. Да он меня не пускает!

Народная песня

  1. Кто кого поймал? (медведь поймал мальчика)
  1. Измени слова по образцу: МЕДВЕДЬ - МЕДВЕДИ,

ЛИСА- ... (лисы),

ЗАЯЦ- ... (зайцы),

ЁЖ- ... (ежи),

ВОЛК- ... (волки).

  1. Был сапожник?
  2. Был!
  3. Шил сапожки?
  4. Шил!
  5. Для кого сапожки?
  6. Для соседской кошки.

Б. Заходер

  1. Объясни, кто такой сапожник? Что он делает? (чинит сапоги)
  2. Сколько сапожек нужно сшить для кошки? (4 сапога)
  3. Назови звуки в слове КОШКА (к-о-ш-к-а)

ВСТРЕЧА

  1. Хрю-хрю-хрю, - сказал спросонок

Добродушный поросёнок.

  1. Мне сегодня дождик нужен,

Я хочу купаться в луже!

  1. Бе-бе-бе, - сказал спросонок

Тонкий, беленький козлёнок.

  1. Мне бы прыгать по дорожке,

Чтобы крепче стали ножки!

  1. И-го-го, - сказал спросонок

Черногривый жеребёнок.

  1. Мне бы ростом стать повыше.

Покатать бы ребятишек!

  1. Назови домашних животных и их детёнышей.
  2. Звукоподражание: Кто как подает голос?
  3. Назови лишнее слово: КОНЬ, КОРОВА, ЛОШАДЬ, ЖЕРЕБЁНОК (жеребёнок).
  4. Опиши поросёнка, козлёнка, жеребёнка.

СТУК-СТУК

  1. Стук-стук!
  2. Кто там?
  3. Мяу-мяу, мяу!
  4. Кошка ты?
  5. Мяу-мяу, мяу - Я!
  6. Кошка, хочешь молока?
  7. Стук-стук!
  8. Кто там?
  9. Ав-ав-ав! Это - Я!
  10. Я за косточкой пришла!

  1. Кто за кем пришёл? (собака за кошкой)
  1. Кто что ест?
  1. Звукоподражание кошке, собаке (мяу, гав-гав).
  2. Назови слова со звуком К (кошка, косточка, кто).

  1. Солнце, солнце,

Ты откуда?

  1. Я из тучки золотой!
  2. Дождик, дождик,

Ты откуда?

  1. Я из тучи грозовой!
  2. Ветер, ветер,

Ты откуда?

  1. Я из дальней стороны!

  1. Кто откуда (солнце, дождь, ветер)? (солнце из тучки золотой, дождик - из тучки грозовой, ветер - из дальней стороны)
  2. Какая тучка при солнце? (золотая); при дожде? (грозовая).
  3. Назови последний звук в слове ВЕТЕР (р).

  1. Что ты тащишь, мышка?
  2. Сыр несу детишкам!
  3. Где взяла?
  4. Купила, крону заплатила!
  5. Что ты сдачу не взяла?
  6. А хозяйка ведь спала!

С. Маршак

  1. Чем ещё питается мышка?
  2. Где живёт мышка? (в норке)
  3. Кто у мышки детки? (мышата)
  4. Назови гласный звук в слове СЫР (ы).

-        Ёжик, ёжик,

Почему такой колючий?

-        Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

  1. Почему ёжик колючий?
  2. Чем питаются ежи?
  3. Кого боится ёжик?
  4. Назови семью ежа (ёж, ежиха, ежата).
  5. Сосчитай ежей от 1 до 5 (1 ёж, 2 ежа, 3 ежа, 4 ежа, 5 ежей).

Разговор лягушек

  1. Кума!

Ты к нам?

  1. К вам, к вам!

К вам, к вам!

К воде скачу,

Ловить хочу.

  1. А кого, кого, кума?
  2. Карпа, рака и сома.
  3. Как поймаешь, дашь ли нам?
  4. Как не дать? Конечно, дам!

С. Маршак

  1. Повтори быстро несколько раз: К ВАМ, К ВАМ, К ВАМ... Что ты слышишь? (квам)
  2. Сможет ли лягушка поймать карпа, рака и сома?
  3. Назови последние слоги в словах: ХОЧУ - СКАЧУ {чу), КУМА - СОМА (ма).
  1. Заяц, заяц,

Чем ты занят?

  1. Кочерыжку разгрызаю!
  2. А чему, ты, заяц, рад?
  3. Рад, что зубы не болят!

Г. Сатир

  1. Чем питается заяц?
  2. Придумай, что может делать заяц? (стоять, сидеть, прыгать, прятаться, дрожать, убегать, петлять, трястись и т. д.)
  3. У кого уши длиннее: у зайца или у волка?

Тёлка

  1. Читаешь?
  2. Читаю.

Не шибко пока...

  1. А ну-ка прочти это слово.
  2. Сейчас прочитаю... Ты-Ё-Лы-Ка...
  3. А что получилось?
  4. КОРОВА!

  1. ТЁЛКА - это кто? Назови её семью (бык, корова).
  2. Отхлопай в ладоши слово ТЁЛКА. Сколько слогов получилось? (2 слога)

Чудеса в авоське

  1. Тётя Варя!

Тётя Варя!

Где вы были?

  1. На базаре.
  2. Варя-тётя!

Что купили?

Что несёте?

  1. Я несу

Два чуда-юда.

В каждом чуде –

По два пуда.

Нет у них

Ни ног,

Ни рук,

Ни рубашек нет,

Ни брюк,

Только два огромных

Пуза...

-        Знаем, знаем!

Два арбуза!

  1. Что назвала тетя Варя ЧУДОМ-ЮДОМ?
  2. Какой формы арбуз?
  3. Назови гласные звуки в слове АРБУЗ (а,у).

Коршун

  1. Коршун, коршун, что ты делаешь?
  2. Ямку рою.
  3. Зачем тебе ямка?
  4. Денежку ищу.
  5. Зачем тебе денежка?
  6. Иголку купить.
  7. Зачем тебе иголка?
  8. Мешочек сшить.
  9. Зачем тебе мешочек?
  10. Камешков в него положить.
  11. Зачем тебе камешки?
  12. В твоих деток бросать!

Народная песня

1.        Как ты думаешь, какой коршун: добрый или злой? Почему?

2.        Измени слова по образцу (большой - маленький):

ИГОЛКА-ИГОЛОЧКА;
МЕШОК-...(мешочек);
КАМЕНЬ -.
..(камешек);
ЯМКА- ...(ямочка).

  1. Кисонька-мурысонька, где ты была?
  2. На мельнице.
  3. Кисонька-мурысонька, что там делала?
  4. Муку молола.
  5. Кисонька-мурысонька, что пекла?
  6. Прянички.
  7. Кисонька-мурысонька, с кем прянички пекла?
  8. Одна.
  9. Не ешь одна! Не ешь одна!

(народная игра)

  1. Что делают на мельнице? (мелют муку)
  2. Что можно испечь из муки? (пряники, пироги, печенье, пирожные пирожки и т. д.).
  3. Какой звук первый в слове ПРЯНИЧКИ? (п)

Лягушкины покупки

  1. Откуда идешь ты,

лягушка-квакушка?

  1. С базара домой,

Дорогая подружка!

  1. А что ты купила?
  2. Всего понемножку:

Купила квапусту,

квасоль и квартошку.

В. Орлов

  1. Что купила лягушка? Назови одним словом. (овощи, фрукты)
  2. Какие слова лягушка называет неправильно? (капуста, фасоль, картошка)
  3. Назови гласные звуки в слове КАПУСТА (а, у, а).

  1. Ветер, ты с морем не ладишь!

Что ты его не погладишь?

  1. Море со мною не ладит:

Злится, когда его гладят.

В. Орлов

  1. Почему море злится, когда его гладит ветер? Каким оно бывает? (бурливое, неспокойное)
  2. Чем отличаются слова:

ЛАДИШЬ - ПОГЛАДИШЬ,

ЛАДИТ - ГЛАДИТ?

Слон

  1. Здравствуй, слон!

Ты что не весел?

Почему ты нос повесил?

Почему твой длинный нос

До земли почти дорос?

Слон подумал и ответил:

  1. Нос мне очень нужен, дети!
  2. Вот как? Нужен? А зачем?
  3. Я ведь очень много ем!

Длинный нос еду берёт

И кладёт мне прямо в рот!

Он поможет мне напиться,

И за ветку зацепиться.

Может он служить рукой –

Вот полезный он какой!

  1. Как называется нос у слона? (хобот)
  2. Зачем нужен слону такой длинный нос?
  3. Какие одинаковые звуки ты слышишь в словах НАПИТЬСЯ -ЗАЦЕПИТЬСЯ? (а, и, ц)

Пылесос

  1. Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

  1. Жу-жу-жу! Жу-жу-жу!

Я порядок навожу!

А. Масленников

  1. Какие слова спрятались в слове ПЫЛЕСОС? (пыль, сосёт)
  2. Какой звук издаёт пылесос? (ж)

Ёж

  1. Ёж, ёж, где живёшь?
  2. Я живу в густом лесу
  3. Ёж, ёж, что несёшь?
  4. В норку яблоки несу.

Буду яблоки делить,

Своих детушек кормит

А. Масленникова

  1. Выбери слова, которые подходят к слову ЁЖ: ежиха, ежата, мышата, ежонок, желуди, ежевика, ёжиться (ёж, ежиха, ежата, ежонок).
  2. Чем питаются ежи?

Котик и девочка Машенька

  1. Котик, котик, Пушок, милый дружок!

Как ты живёшь? Куда ты идёшь?

  1. Я живу у бабушки Даши и внучки Маши!
  2. Днём я сплю, а ночью мышек ловлю.

А сейчас на крыше был.

На крыше птичек ловил.

Птички прилетели и на крышу сели.

Но увидели меня - сразу улетели!

А вот Машенька идёт.

Машенька меня зовёт.

  1. Котик, Пушок, милый дружок!

Ты опять на крыше был?

Птичек ты опять ловил?

Дам тебе я молока,

Дам тебе я пирога,

Ты на крышу не ходи,

Больше птичек не лови!

  1. Что делает котик днём? Что он делает ночью?
  2. Почему кота зовут Пушок?
  3. Чем похожи и чем отличаются имена ДАША, МАША? (Начальными звуками -М и Д)

Пчела

  1. Где ты была?
  2. Тут и там.
  3. Где летала?
  4. По цветам.
  5. Что домой ты принесла?
  6. Мёд, - ответила пчела.

Г. Сатир

  1. Какую пользу приносят людям пчёлы?
  2. Как называется домик пчелы? (улей)
  3. Отхлопай в ладошки слово ПЧЕЛА. Сколько слогов получилось? (2 слога)

Аккуратные зайчата

-Лапки?

-Мыли.

  1. Ушки?
  2. Мыли.
  3. Хвостик?
  4. Мыли.
  5. Всё помыли и теперь мы чистые, зайчики пушистые.

Г. Лагздынь

  1. Что мыли зайчики?
  2. Почему зайчат назвали аккуратными?
  3. Составь слово из первых звуков слов: УТЮГ - ШАПКА - КИНО - ИГЛА. (ушки).

Медведь

  1. Ты куда идёшь, медведь?
  2. В город, ёлку приглядеть.
  3. Да на что тебе она?
  4. Новый год встречать пора.
  5. Где поставишь ты её?
  6. В лес возьму, в своё жильё.
  7. Что ж не вырубил в лесу?
  8. Жалко. Лучше принесу.

Г. Виеру

  1. В какое время года происходит эта история?
  2. Назови зимние месяцы.
  3. В каком месяце встречают Новый год?
  4. Мог ли медведь готовиться к встрече Нового года? Почему?
  5. Как называется жильё медведя? (берлога)
  6. Послушай два слова: ЛЕС, ЁЛКА. В каком из этих слов звук Л твердый, а в каком - мягкий? (в слове ЛЕС звук Ль - мягкий, в слове ЁЛКА звук Л - твёрдый)

Рыбак и червяк

  1. Ты давно, рыбак, рыбачишь на Днепре?
  2. Я пришёл сюда на ранней на заре.
  3. Где же рыба? - я спросил у рыбака.
  4. Не ловил - учил я плавать червяка.

Г. Бойко

  1. Как ещё можно назвать рыбака? (рыболов)
  2. Назови лишнее слово: РЫБА, РЕБЁНОК, РЫБАК, РЫБОЛОВ, (ребёнок)
  3. Составь предложение из слов: ЛОВИТЬ, РЫБА, РЫБАК.

  1. Ты скажи мне, милый ёж,

Чем ежиный мех хорош?

  1. Тем он, лисонька, хорош,

Что зубами не возьмёшь!

В. Фетисов

  1. Как ты думаешь, понравился лисе ежиный мех или нет? Почему?
  2. Если мех ежа - ежиный, то мех лисы какой? (лисий). А зубы лисы какие? (лисьи).
  3. Назови звуки в слове ЗУБЫ (з, у, б, ы).

Кисонька-мурысонька.

Кисонька-мурысонька,

Где была?

-У бабушки.

  1. Что пила-ела?
  2. Сыр-маслице.
  3. Оставила ли мне?
  4. Оставила.
  5. Где масло?
  6. В криночке.
  7. Где криночка?
  8. На полочке.
  9. Где полочка?
  10. В избушке.
  11. Где избушка?
  12. На озере.

  1. Где озеро?
  2. Быки выпили.
  3. Где быки?
  4. На гору ушли.

  1. Какие предметы перечисляются в диалоге?
  2. Как ты думаешь, могли ли быки выпить озеро?
  3. Большой - БЫК. А очень большой? (бычище) А маленький? (бычок) По аналогии разобрать слово гора (Горища, горка).
  4. Сосчитай быков от 1 до 5.

  1. Жук, жук! Где твой дом?

Жук, жук! Где твой дом?

  1. Мой дом под кустом,

Мой дом под кустом.

Ехали татары - мой дом растоптали.

  1. Каких насекомых ты еще знаешь?
  2. Придумай предложение со словом ЖУК.
  3. Назови звуки в словах: ЖУК, ДОМ (ж, у, к; д, о, м)

  1. Собака, что лаешь?
  2. Волков пугаю.
  3. Собака, а что хвост поджала?
  4.     Волков боюсь.

1.        Как ты думаешь, сколько могло бы быть волков: один? три? пять? (Ответ: Не меньше пяти, т. к. 1 волк, 2 волка, 3 волка, 4 волка, 5 ВОЛКОВ).

2.        Назови звуки в словах: ВОЛК, ХВОСТ (в, о, л, к; х, в, о, с, т).

Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту.

  1. Зачем тебе хворост?
  2. Печь топить.
  3. Зачем печь топить?
  4. Обед варить.
  5. Зачем обед варить?
  6. Гостей кормить.
  7. А гости кто?
  8. Медведь с женой,

Да ёж, да кот, да мы с тобой.

  1. Кто жена у медведя? (медведица). У ежа? (ежиха)
  2. Объясни, что такое хворост? Назови первый звук в этом слове. (X).
  3. В какое время суток придут к лисе гости? (днём)
  4. Что лиса приготовит на обед?

ВОРОНА

-        Кра! -

Кричит ворона. –

Кража! Караул!

Грабёж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он

из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую

коробку.

-        Стой, ворона,
не кричи.

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана.

У тебя ведь нет кармана.

-        Как! -

подпрыгнула ворона и моргнула удивлённо.

-        Что ж вы раньше
не сказали!

Кар-р-раул!

Кар-р-рман

украли!

В. Орлов

1. Звукоподражание. Как кричит ворона? (Кра!Кар!)

  1. Какой звук любит ворона? (воРона, кРа, каР - звук Р)
  2. Хлопни в ладоши, когда услышишь слова со звуком К; со звуком Р.

ПЕРЕПОЛОХ

Слушай...

  1. КРАжа!
  2. КРАжа!
  3. КРАжа!
  4. ГРАбят, братцы.

Где же стРАжа?

  1. Что укРАли?
  2. Два пеРА.
  3. БезобРАзие!
  4. С утРА?
  5. Вы уКРАли?
  6. Мы не БРАли.
  7. БРАли, БРАли!
  8. КРАли, КРАли!

Это я грачиный крик перевел на наш язык.

А. Шибаев

  1. Выдели одинаково звучащие слоги (кра-, гра-, бра-).
  2. Придумай новые слова, которые начинаются со слогов:

КРА-... (краски, край, красота и т. д.);

ГРА-... (грабли, грамота, граница и т. д.);

БРА-... (браслет, братец, брак и т. д.).

  1. Что везёшь?
  2. Сено.
  3. Какое сено? Ведь это дрова!
  4. А коли видишь, так чего же спрашиваешь?

  1. Что же на самом деле вёз мужичок?
  2. Отхлопай в ладошки слова: ДРОВА, СЕНО. Сколько слогов получилось?(2 слога)

КАК ЖИВЕТЕ? ЧТО ЖУЕТЕ?

  1. Кони, кони,

Как живёте?

Кони, кони,

Что жуёте?

  1. Хорошо пока живём

На лугах траву жуём.

  1. Куры, куры,

Как живёте?

Куры, куры,

Что жуёте?

  1. Хорошо пока живём,

Но, простите, не жуём,

Мы клюем проворно

На тропинке зёрна.

  1. Козы, козы,

Как живёте?

Козы, козы,        

Что клюёте?

  1. Хорошо пока живём,

Но, простите, не клюём,

А дерём мы поутру

С молодых осин кору.

  1. Как вы, кролики,

Живёте?

Что вы, кролики,

Дерёте?

-        Хорошо пока живём,

Но, простите, не дерём,

А грызём мы ловко

Свежую морковку.

  1. Вы, котята, как живёте?

Что, котята, вы грызёте?

  1. Хорошо пока живём,

Но, простите, не грызём.

Пьём мы понемножку

Молоко из плошки.

  1. Птицы, птицы, как живёте?

И что вы из плошки пьёте?

  1. Хорошо пока живём,

Но из плошки мы не пьём,

А поём мы песни вам

По утрам и вечерам.

По мотивам одноименного стихотворения В. Степанова

  1. Кто что ест?
  2. Кто как ест?
  3. Назови первый звук в словах: КОНИ, КОЗЫ, КУРЫ, КРОЛИКИ, КОТЯТА (к).

  1. Федул, что губы надул?
  2. Кафтан прожёг.
  3. Можно зашить.
  4. Да иглы нет.

  1. Что такое КАФТАН? Назови части кафтана (кафтаном в старые времена называли на Руси мужскую длинную верхнюю одежду).
  2. Сможет ли Федул зашить кафтан? Почему?
  3. Назови одинаковый звук в словах ФЕДУЛ, КАФТАН, (ф).

-Зайки, где вы пропадали?

-Мы в капусте отдыхали.

  1. А капусту вы не ели?
  2. Только носиком задели.
  3. Вас бы надо наказать.
  4. Так попробуй нас догнать!

  1. Почему надо наказать зайцев?
  2. Чем питаются зайцы?
  3. Закончи слово: МОР.. .(КОВКА), КА...(ПУСТА), КО...(РА),ТРА...(ВА).

-        Кто вы ?

-        Мы лисички,

Дружные сестрички.

  1. Ну, а вы-то кто же?
  2. Мы лисички тоже!
  3. Как, с одной-то лапкой?
  4. Нет, ещё со шляпкой ...

А. Шибаев

  1. О каких лисичках говорится? (Говорится о лисичках - животных и о лисичках - грибах)
  2. К каким лисичкам подходит слово ЛИСА?
  3. Какие грибы, кроме лисичек, ты знаешь? Назови.
  4. Скажи, в слове ЛИСИЧКИ звук Л твёрдый или мягкий? (мягкий)

МАЛЬЧИК И МОТЫЛЁК

  1. Мотылёк, мотылёк,

Сядь поближе на цветок.

  1. Я не сяду на цветок,

У тебя в руке сачок.

  1. Мотылёк, мотылёк,

Я тебя ловить не стану.

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю, сколько ног

У тебя, мотылёк.

  1. Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять ...

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, мой дружок.

Й. Змай

  1. Почему мотылёк отказался сесть на цветок?
  2. Для чего мальчику нужен сачок?
  3. Отхлопай слова САЧОК, ЦВЕТОК, МАЛЬЧИК, МОТЫЛЁК. Сколько слогов получилось?

  1. Фома, у тебя в избе тепло?
  2. Тепло! На печи в шубе терпеть можно.

  1. Какое время года на дворе?
  2. Тепло ли в избе у Фомы?
  3. Назови первый звук в слове ФОМА (ф).
  4. Какие имена со звуком Ф ты знаешь? (Фёдор, Фаина, Софья, Ефим, Филипп и т. д.)

  1. Где ты, брат Иван?
  2. В горнице.
  3. А что делаешь?
  4. Помогаю Петру.
  5. А Петр что делает?
  6. Да на печи лежит.

  1. Кто ленивый? Кто трудолюбивый?
  2. Объясни слово ГОРНИЦА (комната, жилое помещение в доме).

  1. Филя, есть хочешь?
  2. Да нет, батюшка, я перекусил.
  3. А чем перекусил?
  4. Да съел кусок пирога,

Горшок сметаны и решето калачей.

  1. Много или мало съел Филя? Как его можно назвать? (обжора).
  2. Назови мягкие согласные в словах: ФИЛЯ, СМЕТАНА, БАТЮШКА (ль, мь, ть).

ВСТРЕЧА

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

  1. Кто что должен убрать?
  2. Скажи иначе слово КОЛКИЙ (колючий)
  3. Нарасти слово ЁЖ (Ёж- ежи - ежиха - ежовый).

  1. Ты пирог съел?
  2. Нет, не я!
  3. А вкусный был?
  4. Очень.

1.        Какой был пирог, если начинка в нём:

из капусты? (капустный); из мяса? (мясной); из грибов? (грибной); из черники? (черничный) и т. д.

2.        Придумай предложение со словом ПИРОГ.

КУЗНЕЦ

  1. Эй, кузнец-молодец!

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

  1. Отчего не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два - и готово!

Перевод С. Маршака

  1. Кто такой кузнец? Что он делает?
  2. Зачем лошади подкова?
  3. Одинаковы ли слова: ПОДКОВА, ПОДКОВАТЬ?
  4. Назови слова, которые заканчиваются на звук Ц.

ВОРОБЕЙ

  1. Воробей, чего ты ждёшь?

Крошек хлебных не клюёшь?

  1. Я давно заметил крошки,

да боюсь сердитой кошки.

  1. Почему воробей боится кошки?
  2. Чем отличаются слова КОШКИ, КРОШКИ?

ВЬЮГА

  1. Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где была ты ночью, ну-ка?

  1. Я по всем дворам крутила,

Я деревьям шубы шила,

Разодела их в меха.

И мороз им - чепуха!

  1. Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Что творила утром, ну-ка?

  1. Вдоль по улицам бродила,

Все заборы побелила.

  1. Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Где ты днём кружила, ну-ка?

  1. Шапки днём с людей срывала,

Снег за воротник бросала...

Чтоб вокруг красиво стало,

Небо я с землёй смешала!

  1. Ой ты, вьюга, вьюга, вьюга,

Вечерком где будешь, ну-ка?

  1. Что за вечер накружу,

Завтра утром расскажу!

  1. Расскажи, что делала вьюга ночью, утром, днём?
  2. Объясни, как вьюга шила деревьям шубы? Белила заборы? Смешала небо с землёй?
  3. Составь слово из первых звуков слов: ЗЕМЛЯ - ИЗБА - МАК - АЗБУКА (зима).
  4. Подбери определения к слову ВЬЮГА (вьюга какая? - холодная, злая, белая, сильная и т. д.)

ШАПКА

-Шапка, шапка, где была?

  1. Я была в кино.
  2. Что ж ты, шапка, видела?
  3. Было так темно...

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

  1. Шапка, шапка, где была?
  2. В цирке шапито.
  3. Что ж ты в цирке видела?
  4. Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки –

Всё, что было в раздевалке.

В. Берестов.

  1. Где побывала шапка? Что она видела?
  2. Назови лишнее слово: ШАПКА, БЕРЕТ, ПАЛЬТО, ПЛАТОК (пальто).
  3. Составь слово: КА - ШАП; ТЫ - ЗОН.(шапка, зонты)

Литература: Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А.

Логопедия в диалогах. — СПб.: КАРО, 2004. - 112 с, ил. — (Популярная логопедия).

Книга предлагает подборку материала, который может быть ис пользован как для заучивания наизусть, так и для анализа фонетико-лексико-грамматической стороны речи. В логопедические упражне ния включены задания на практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, овладение элементами звукобуквенного анализа. Цель пособия - помочь детям развить навыки диалоги ческой речи в различных ситуациях общения. Задания рассчитаны на детей разных возрастных групп.

Книга рекомендуется логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, родите

лям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ДОУ по обучению дошкольников навыкам безопасного поведения на улицах и на дороге.

Представленный материал является разработкой старшего воспитателя Е.А.Нестерук  в целях организации системы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспо...

Дидактические игры, используемые при обучении дошкольников навыкам художественного творчества

закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес ...

Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации.

статья о необходимости развития диалогической речи у дошкольников...

Развитие элементарных навыков диалогической речи по английскому языку через песни и стихи

Данная статья посвящена роли песен и стихотворений в развитии элементарных навыков диалогической речи у дошкольников. В данной статье прилагаются песни и стихотворения по разным темам для детей средни...

Семинар - практикум «Современные подходы в обучении дошкольников связной диалогической речи»

Семинар-практикум для педагого дошкольного учреждения содержит основные понятия по теме "Развитие диалогической речи дошкольников"; правила ведения диалога; цель и задачи обучения детей диал...

«Формирование навыков диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и общим недоразвитием речи с помощью комиксов»

Взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Родители и другие члены семьи являются первыми собеседниками и учителями...