Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников со стертой дизартрией
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

 

В методической разработке для педагогов, я руководствовалась насколько произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к школьному обучению, один из факторов способствующих эффективному усвоению навыков чтения и письма. С целью развития, выявленных мною в процессе обследования нарушенных  функций внимания и саморегуляции у детей со стертой дизартрией,  предлагаю следующие игры и упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка  для воспитателей логопедических групп  и логопедов ДОУ

Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции

 для дошкольников со стертой дизартрией

При разработке содержания методических рекомендаций я опиралась на работы Осиповой А.А. и Малашинской Л.И., Агафоновой И.Н., Тихомировой Л.Ф.,  Чередниковой Т.В.

На основании экспериментальных данных мною были намечены основные направления логопедической работы по развитию  произвольного внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией по степени нарушения:

- развитие произвольности, формирование целостной системы осозннаной саморегуляции;

- развитие способности длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте;

- развитие способности переключать внимание с одного объекта на             другой, переходить с одного вида деятельности на другой;

  - развивать способности подчинять своё внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности.

Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточно высоким уровнем произвольной саморегуляции.

Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Достаточная сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к школьному обучению, один из факторов способствующих эффективному усвоению навыков чтения и письма.

Изучением произвольного внимания и саморегуляцией занимались  следующие ученые: Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.Ф.Добрынин,

П.Я.Гальперин,  С.Л.Рубинштейн, Т.Рибо, С.Г. Якобсон и др.

С целью развития, выявленных мною в процессе обследования нарушенных  функций внимания и саморегуляции можно предложить следующие игры и упражнения.

Для формирования  саморегуляции детям предлагаются несложные лабиринты с последующей возрастающей сложностью. Ребенку необходимо как можно быстрее найти выход в каждом, соблюдая ряд правил: не отрывать в течение всего поиска палочку от листа; начинать работу сразу палочкой, не разглядывая глазами лабиринт перед началом каждого нового задания; не задевать линии лабиринта, не пересекать их (каждое касание – ошибка, каждый поворот назад – ошибка)

  1. Лабиринт «Найди дорожку»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Оборудование: палочка, бланк с изображением простого лабиринта.

 Инструкция: «Посмотри на  рисунок,  на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо  помочь Зайке пройти по этому лабирин ту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необ ходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

Далее предлагаются  достаточно сложные лабиринты, время не учитывается, ориентируясь только на правильность выполнения работы – не касаться стен лабиринта и не заходить в тупик. «Покажи Буратино, как убежать от лисы Алисы и кота Базилио», «Буратино убегает от полицейских собак. Спаси его и т.д.»

 2.«Домик»

Цель: развитие произвольной регуляции.

Оборудование: карандаш, чистый лист, картинка с изображением домика составленного из элементов прописных букв.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги, на котором нарисована  картинка, и карандаш. На чистом листе прошу тебя нарисовать точно  такую же картинку. Не торопись, будь внимателен. Если что - то нарисуешь неправильно, то ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

3.«Палочки и крестики»

Цель: определение уровня саморегуляции.

Оборудование: карандаш,  тетрадный лист в крупную клетку, на котором на первой строке сверху дан образец задания ( | +|+|+|).

Инструкция: «Посмотри  внимательно на палочки и крестики, которые нарисованы на листе. Тебе нужно в таком же порядке рисовать палочки и крестики в течение 5 минут, как показано на образце. Соблюдай при этом правила: рисовать  палочки и крестики в определенной последовательности,   каждый знак пиши в отдельной клеточке, пиши не на каждой строке, а через одну ».

Если  в задании допущены ошибки, ребенок может их исправить по ходу выполнения, по окончании предложить проверить ещё раз.

Для тренировки устойчивости, концентрации и переключения внимания предлагаются следующие игры и упражнения:

4. «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Оборудование: таблица с различным расположением гео метрических фигур по строчкам, фишки.

Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки доб раться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. По моги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему ме сту. А для этого закрой фишками слева направо:

  а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те при знаки геометрических фигур, на которые он должен ориентиро ваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вме сте с ребенком. Когда задание освоено, можно предложить ус ложненный вариант: в группе провести игру «Кто быстрее».

5. «Найди  предмет»

Цель: развитие  саморегуляции и умение концент рировать внимание.

Оборудование: рисунки с замаскированным изображени ем предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).

Описание. Ребенку предлагают рисунок с замаскирован ным изображением предметов. Необходимо увидеть и пока зать каждый из предметов в отдельности.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельно сти. Приступай к выполнению задания».

Примечание. На первом этапе работы целесообразно пред ложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.

6. « Найди тень»    

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбра сываемой ею тени.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней (ли сты 35—36).

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать сре ди этих теней его настоящую».

Примечание. Правильный ответ — вторая тень у рыцаря. Задания с использованием листа 36 (фигурки белочки и дель фина) выполняются аналогично.

7.« Строители»

Цель: развитие  концентрации и распре деления внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из ко торых — образец, а три остальные отличаются от образца не достающими деталями; простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунка ми, содержащими элементы башни. Первый рисунок — об разец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисун ка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо до рисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе».

8.«Быстрее нарисуй»

Цель: развитие умения переключать внимание.

Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таб лица с изображением по строчкам знакомых детям предметов.

Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображен ных предметов.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на  каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания».

Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем.

9.« Найди героев передачи»        

Цель: развитие  распределения, переклю чения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в ри сунке; простой карандаш.

Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской пере дачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести палочкой каж дого из героев».

 10.«Найди отличия»

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо най ти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

11.« Кого испугался охотник?»

Цель: развитие объема и устойчивости внимания.

Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.

Описание. Ребенку предлагается рисунок  с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изоб ражен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?»

12. «Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Описание: ребенку предлагают по образцу  выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена циф ра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

13.«Чей это дом?»

Цель: развитие распределения внимания.

Оборудование: рисунок с изображением домов и людей.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением домов и людей, спешащих в разные стороны. Необходимо, вни мательно посмотрев на рисунок, найти хозяина каждого дома.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена деревня. Найди хозяина каждого дома. Объясни свой выбор».

14.«Найди двух одинаковых животных»

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных (мы шек, петухов, жирафов, слонов).

Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».

Воспроизведение геометрических фигур

15.«Нарисуй круг и треугольник»

Цель: тренировка распределения внимания.

Оборудование: два простых остро заточенных карандаша  и по 1/2 альбомного листа  для каждого ребенка.

Описание. Ребенок должен рисовать одновременно двумя ру ками на одном листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).

Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя ру ками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги по пробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой — треугольник. Неважно, какой рукой какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начи нать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».

16.«Срисовывание по клеточкам»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, форми рование умения следовать образцу, развитие мелкой мотори ки руки.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образ цу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур;

2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»

Примечание. Использовать для рисования ручку или фло мастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштри ховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

17.«Смешанный лес»

Цель: развитие  распределения внимания.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.

Описание. Ребенку дается рисунок  с изображе нием замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыс кать березу (сосну, самую маленькую елочку).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быс трее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начи най искать».

18.«Найди два одинаковых предмета»

Цель: развитие объема внимания.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточен ный простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти и  показать и объяснить сходство предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца,  необходимо найти предмет подобный образцу и показать;

в) рисунок        (карточка с изображением более пяти предме тов) из изображенных предметов надо образо вать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схо жесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти пред меты и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каж дому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

19.«Исключение лишнего»

Цель: развитие  объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти  из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличает ся от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, по чему он не похож на другие. Приступай к работе».

    Основное содержание моей методической разработки составляют игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции. Необходимо помнить, что успешной в жизни у ребенка должен быть не только хороший интеллектуальный уровень, но и уверенность в себе, в своих способностях.  Соблюдение предложенных рекомендаций относятся не только к  педагогам, но и к родителям, которые могут в процессе общения с ребенком предлагать различные игры на развитие внимания и саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л.А.Позднякова Развитие интонационной выразительности речи дошкольников со стертой дизартрией как средство формирования коммуникативных навыков.

Статья посвящена анализу нарушений мелодического оформления речи дошкольников со стертой дизартрией на основе применения экпериментально-фонетического подхода, содержит подробную характеристику наруше...

"Игры и упражнения на развитие внимания и саморегуляции для дошкольников"

Произвольное внимание и саморегуляция играют большую роль в дошкольном возрасте. Сформированность произвольного внимания и саморегуляции является важным фактором и важным аспектом подготовки ребенка к...

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольника

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольника...

Особенности развития лексики у старших дошкольников со стертой дизартрией

Ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексической стороны речи, фонематических проц...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Общим вопросам симптоматики дизартрии посвящено немало работ, но специальных современных работ, посвященных комплексному изучению двигательных функций у детей со стертой дизартрией, недостаточно, поэт...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Проблема нарушений моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов в преодолении нарушений психомоторного развития являе...

ПРИМЕРЫ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

В комплексе мер по коррекции моторной сферы детей со стертой дизартрией особое значение должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию всех компонентов психомоторики в их единстве....