Тема "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

  Тема: «Транспорт»

         Цели: Закрепить знания детей о видах транспорта: наземный, воздушный, водный, подземный.

Уточнить виды наземного транспорта: грузовой, пассажирский, железнодорожный, особого специального назначения.

Закрепить части транспорта

Учить образовывать относительные прилагательные от  существительных.

Познакомить детей с многозначностью слов.

Развитие произвольного внимания, наглядно-образного мышления, сравнения, обобщения.

Развитие связной речи детей.

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитание интереса на занятии.

      Оборудование: картинки, разрезные картинки, схема для составления связного рассказа.

                                   Ход.

1. Орг. момент.

В каком городе мы живем? Расскажите стихи о нашем городе. А кто составит рассказ про наш город Ногинск? Какие вы знаете улицы нашего города?

2. По этим улицам ездит много …………. Так как они ездят по земле - это наземный транспорт. Поезд – железнодорожный транспорт. Транспорт, который возит пассажиров называется пассажирский, грузы: песок, мусор, бензин, камни – грузовой.

       Игра « Назови одним словом машину»

Возит молоко –молоковоз, бетон мешает – бетономешалка, воду возит – водовоз, Дробит камни – камнедробилка, бензин возит – бензовоз, груз возит – грузовик.

Транспорт специального назначения: Пожарная машина – 01, Скорая помощь – 03, Милицейская машина – 02, машина газовой службы – 04.

Воздушный транспорт: самолет, вертолет, ракета, космический корабль, парашют.

Водный транспорт: лодка, яхта, катер, корабль, пароход, теплоход.

3. Части транспорта: самолет -  крылья, нос, хвост, корпус, кабина, шасси, иллюминатор, салон ; корабль - корпус, палуба, штурвал, иллюминатор; машина – колеса, сиденья, руль, кузов, мотор.

Многозначность слов: хвост лисы, самолета, яблока; крыло самолета, птицы; нос самолета, человека, собаки.

4. Физминутка:

Заводил шофёр мотор,    дети делают круговые движения кулаками

Нажимал он на стартер,   притоптывают одной ногой

Крепко руль в руках держал-  крутят воображаемый руль

Грузовик и побежал.          бегут по кругу.  

 

Я – отважный капитан              руки на поясе

Покорил немало стран              дети маршируют на месте

Я в бинокль смотрю вперёд     складывают руки «биноклем»

И корабль мой плывёт!             бегут

Волны плещут лишь слегка      руки в стороны

Качка тихая пока                        ноги расставили и покачиваются

Сильными вдруг волны стали   увеличивают амплитуду движения

И матросы все упали                  опускаются на пол

Но я качки не боюсь -                 встали прямо, голова приподнята

Крепко за канат держусь            руки вперед, сжимают кулачки

Управляю кораблём                    крутят «штурвал»

И в бинокль вижу дом!               машут руками над головой.

 

5. Отгадайте загадки:           

 Дом по улице идёт,

На работу всех везет,

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус).

 

Поезд едет под землёй,

Он катает нас с тобой. (Метро).

 

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет

Винтокрылый  (вертолёт).

 

Что за птица –

Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет? (Самолет).

 

6   Игра «Что общего и чем отличаются»

Конь и велосипед, самолет и птица, лодка и рыба. Про какой из этих видов транспорта можно сказать «кто», а про какой «что».

7. Составь рассказ по плану.

 8. Составление целого предмета из его частей.

 9. Игра «Какое слово лишнее»

Машенька, машина, машинист, машинный; море, морской, юмор, моряк; колесо, колёсный, колос, колесики. Самолет, вертолет, орел, ракета. Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.

10. Переставь слоги так, чтобы получились слова: ЛЕСОКО, НАМАШИ, добавь одну букву МЕТР…, убери одну букву  РУБЛЬ, убери слог из   слова ФАНЕРА, МАШИНА.

11. Итог занятия.

12. Оценка деятельности детей.