Тема "Транспорт"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Тема: «Транспорт»
Цели: Закрепить знания детей о видах транспорта: наземный, воздушный, водный, подземный.
Уточнить виды наземного транспорта: грузовой, пассажирский, железнодорожный, особого специального назначения.
Закрепить части транспорта
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
Познакомить детей с многозначностью слов.
Развитие произвольного внимания, наглядно-образного мышления, сравнения, обобщения.
Развитие связной речи детей.
Развитие мелкой моторики рук.
Воспитание интереса на занятии.
Оборудование: картинки, разрезные картинки, схема для составления связного рассказа.
Ход.
1. Орг. момент.
В каком городе мы живем? Расскажите стихи о нашем городе. А кто составит рассказ про наш город Ногинск? Какие вы знаете улицы нашего города?
2. По этим улицам ездит много …………. Так как они ездят по земле - это наземный транспорт. Поезд – железнодорожный транспорт. Транспорт, который возит пассажиров называется пассажирский, грузы: песок, мусор, бензин, камни – грузовой.
Игра « Назови одним словом машину»
Возит молоко –молоковоз, бетон мешает – бетономешалка, воду возит – водовоз, Дробит камни – камнедробилка, бензин возит – бензовоз, груз возит – грузовик.
Транспорт специального назначения: Пожарная машина – 01, Скорая помощь – 03, Милицейская машина – 02, машина газовой службы – 04.
Воздушный транспорт: самолет, вертолет, ракета, космический корабль, парашют.
Водный транспорт: лодка, яхта, катер, корабль, пароход, теплоход.
3. Части транспорта: самолет - крылья, нос, хвост, корпус, кабина, шасси, иллюминатор, салон ; корабль - корпус, палуба, штурвал, иллюминатор; машина – колеса, сиденья, руль, кузов, мотор.
Многозначность слов: хвост лисы, самолета, яблока; крыло самолета, птицы; нос самолета, человека, собаки.
4. Физминутка:
Заводил шофёр мотор, дети делают круговые движения кулаками
Нажимал он на стартер, притоптывают одной ногой
Крепко руль в руках держал- крутят воображаемый руль
Грузовик и побежал. бегут по кругу.
Я – отважный капитан руки на поясе
Покорил немало стран дети маршируют на месте
Я в бинокль смотрю вперёд складывают руки «биноклем»
И корабль мой плывёт! бегут
Волны плещут лишь слегка руки в стороны
Качка тихая пока ноги расставили и покачиваются
Сильными вдруг волны стали увеличивают амплитуду движения
И матросы все упали опускаются на пол
Но я качки не боюсь - встали прямо, голова приподнята
Крепко за канат держусь руки вперед, сжимают кулачки
Управляю кораблём крутят «штурвал»
И в бинокль вижу дом! машут руками над головой.
5. Отгадайте загадки:
Дом по улице идёт,
На работу всех везет,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус).
Поезд едет под землёй,
Он катает нас с тобой. (Метро).
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Винтокрылый (вертолёт).
Что за птица –
Песен не поет,
Гнезд не вьет,
Людей и груз везет? (Самолет).
6 Игра «Что общего и чем отличаются»
Конь и велосипед, самолет и птица, лодка и рыба. Про какой из этих видов транспорта можно сказать «кто», а про какой «что».
7. Составь рассказ по плану.
8. Составление целого предмета из его частей.
9. Игра «Какое слово лишнее»
Машенька, машина, машинист, машинный; море, морской, юмор, моряк; колесо, колёсный, колос, колесики. Самолет, вертолет, орел, ракета. Трамвай, троллейбус, велосипед, автобус.
10. Переставь слоги так, чтобы получились слова: ЛЕСОКО, НАМАШИ, добавь одну букву МЕТР…, убери одну букву РУБЛЬ, убери слог из слова ФАНЕРА, МАШИНА.
11. Итог занятия.
12. Оценка деятельности детей.