сравнительный анализ программ
творческая работа учащихся по логопедии по теме

Этот анализ программ я проводила, когда проходила курсы повышения квалификации. Сравниваются  программы "Предшкольная пора", "Успех", "Диалог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_programm.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА

курса:

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выполнила:

учитель-логопед

МДОУ  детского сада комбинированного вида № 19 г.о. Самара

Апаназова Ольга Сергеевна

2012 г.

Сравнительный анализ учебно-методических программ: «Предшкольная пора», «Успех», «Диалог».

Программа «Предшкольная пора»(Л.Е. Журова)

     Концептуальные основы к построению программы»:

    Программа «Предшкольная пора» - предназначена для развития и обучения детей 6-го года жизни в условиях подготовительных групп образовательных учреждений.

    Работа по данной программе обеспечивает общее психическое развитие детей, развитие интеллектуальных качеств творческих способностей и свойств личности, при которых происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школьному обучению, а также успешному обучению в дальнейшем.

     Программа проста, и удобна для работы педагогов, тем, что включает в себя комплект учебно-методических пособий.

     В УМК входят:

  1. Программа обучения и развития (для групп подготовки детей к школе с 5 лет);
  2. Средства обучения для дошкольника (рабочие тетради, учебные книги);
  3. Методические пособия и рекомендации для педагога по каждому разделу.

     Цели программы:

  1. Социальная цель – обеспечение возможности обучения шестилетних первоклассников;
  2. Педагогическая цель – развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,  формирование его готовности к систематическому обучению.

     Авторы проекта программы стремились уйти от конъектурного понимания подготовки детей к школе, как узкопредметной и обратили особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.

     Исходя из этого, программа построена не по областям знаний (как это обычно принято в существующих дошкольных программных документах) и не по учебным предметам (как в школьных программах), а в соответствии с логикой психического развития дошкольников, мышления, воображения, внимания, объяснительной речи; произвольности процессов; ценностного отношения к  окружающему миру и к себе и к окружающим.

     Принципы программы:

     Программа обучения и развития детей 6-го года жизни  «Предшкольная пора» построена на основе следующих принципов:

  1. Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития;
  2. Актуальность  для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;
  3. Личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  4. Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
  5. Сохранение и развитие  индивидуальности каждого ребенка;
  6. Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
  7. Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности;
  8. Создание условий для единого старта детей в 1 классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
  9. Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры.

     Авторы программы понимают необходимость учета целостности восприятия дошкольником окружающего мира, поэтому предлагают интегрированный  подход к отбору содержания знаний, при котором прослеживается вклад разных образовательных областей в реализацию общих целей развития ребенка дошкольного возраста.

     Структура программы:

     В структуре и содержании программы, авторы выделяют 5 разделов, отражающих основные линии развития ребенка – дошкольника в результате его обучения:

  1. «Познаем других людей и себя»;
  2. «Познаем мир»;
  3. «Учимся думать, рассуждать и фантазировать»;
  4. «Учимся родному языку»;
  5. «Учимся рисовать»;
  6. «Играем и фантазируем».

     Вместе с тем выделение разделов программы достаточно условно, т.к. ее особенностью является  взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании с использованием разных средств обучения.

Программа «Успех»

          «Успех» - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, направленная на развитие базово культуры физических, интеллектуальных  и личностных качеств ребенка, обеспечивающих его социальную успешность. Программа соответствует Федеральным Государственным Требованиям (ФГТ) в сфере дошкольного образования.

     Программа  поможет педагогам в реализации задач психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с принципами интеграции.

     Программа адресована работникам системы дошкольного образования, родителям детей дошкольного возраста, а также тем, кто обучается в учреждениях  системы повышения квалификации, среднего и высшего педагогического образования.

     Программа состоит из 2-х частей.

     1 часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным под периодам дошкольного  детства (3-4, 4-5. 5-6. 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

  1. «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  2. «Возрастные особенности детей»;
  3. «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей» (физическая культура, здоровье, социализация, труд, безопасность, чтение, художественная литература, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество);
  4. «Планируемые результаты освоения Программы».

     2 часть – «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

      Возрастная адекватность – один из главных критериев выбора педагогами форм образовательной работы и видов детской деятельности, ведущей из которых является игра.

     Ценность игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, драматизации, с правилами и др.), в первую очередь, как свободной самостоятельной деятельности детей определяется ее значением для развития дошкольника. В игре может быть реализована большая часть содержание таких образовательных областей, как «Физическая культура», «Познание», «Социализация». Игры являются также одной из форм реализации содержания областей «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка», «Безопасность».

     Самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельности,  труд. Принципиальным отличием Программы от большинства предыдущих (типовых и ряда вариативных) программ является исключение из образовательного процесса  воспитанников от 3 до 6 лет учебной деятельности, как не соответствующий закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения программы.

     В программу «Успех» входит:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
  2. Методические рекомендации. Пособие для воспитателей;
  3. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Пособие для педагогов;
  4. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов. Наглядный материал;
  5. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы;
  6. Календарь. Демонстративное пособие (с набором  магнитов для 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет).

     Предлагаемые пособия входят в программно-методический комплекс «Успех». Работа с пособиями является одной из форм сотрудничества взрослых и детей в совместной деятельности. Она стимулирует развитие детского воображения и творческих способностей, развивает умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, способствует развитию пространственных и временных ориентировок, а также поможет детям приобрести первичные представления о рассказах и международных праздниках.

                                            Программа «Диалог» (О.Л. Соболева)
                                             
    Анализируя результаты своей педагогической деятельности, качество знаний учащихся, пришла к выводу, что самым проблематичным предметом в этом плане является русский язык. Именно по русскому языку родному русскому языку качество знаний детей ниже, чем, например по математике. Непросто даются детям в традиционной системе обучения и уроки развития речи, такие как написание сочинений и изложений.
    На уроках русского языка по учебникам Т. Г. Рамзаевой учебный материал даётся в готовом виде, у ребёнка идёт нагрузка на память.
    Большое количество детей при обучении по данным учебникам не могут применить свои знания на практике.
     У выпускников школы куцые и стандартные сочинения. Учащиеся не привыкли свободно излагать свои мысли, они больше думают о том, как бы не допустить ошибку.

    Пограмма адресована творческому учителю. Все знают, что дошкольник должен учиться. Знает это он и сам. Это знание убивает в нём половину желания учиться. Большая часть заданий и упражнений организована так, что ставится в ситуацию, когда ребенку  надо одновременно сочинять или размышлять.  В учебниках очень много картинок, грамматическое правило усваивается и запоминается легче через зрительно воспринимаемую аналогию. Приоритетное положение занимает развитие речи.
    В комплекте Соболевой О. Л. нет ни одного задания, которое заставляло бы детей что-нибудь заучивать, зубрить, запоминать. Обучение идёт не через механическое запоминание, а через опыт переживания событий, взаимоотношений, размышлений, разговоров.
    В основе обучения чтению по комплекту О. Л. Соболевой построенному на адаптивной методике качественно меняется процесс и результат обучения: резко возрастает интерес к предмету и эффективность усвоения информации и навыков.

Организация учебно-познавательного процесса

Использую современные образовательные технологии:
• дифференцированное обучение;
• личностно-ориентированное;
• развивающее обучение;
• адаптивная методика.

     Уникальная методика позволит малышу не учиться чтению, а читать: незаметно без видимых для себя усилий он обнаружит вдруг, что умеет это делать. Обращение по всем каналам восприятия, ярчайшее включение эмоциональной и образной памяти, бесконечное разнообразие приемов, творческая игра помогут мягко, без напряжения сформировать у ребенка уверенные навыки психологическую готовность к чтению. А главное – спишут существующий у многих детей барьер перед процессом чтения или не дадут ему возникнуть. Занятие чтение должно вызывать у детей исключительно положительные эмоции, чтобы ему было легко и интересно, чтобы ребенок умел и любил читать.

     Это будет не слишком сложно, потому, что каждая «упражнялочка»  снабжена методическим и психологическим комментарием для взрослого человека,  который пробует открыть перед ребенком мир книг.


                                                                                                             Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                                                                                  детский сад комбинированного вида №19 городского округа Самара

       

                                                                       Табель посещаемости детей

                                                                           старшей логопедической группы № 2

                                                                       на 2011 – 2012 уч. г.

Воспитатели: Печёрских Г.П.

Васенькина И.С.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №19 городского округа Самара

План воспитательно-образовательной работы

в старшей логопедической группе № 2

на 2011-2012 уч.г.

Воспитатели: Васенькина И.С.

Печерских Г.П.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Сравнительный анализ программ по физической культуре ФГТ и ФГОСТ.

Сравнительный анализ попреемственности программ физической культуры "Планета знаний" и программы "Истоки"....

Сравнительный анализ программ ФГОСТ и ФГТ

Сравнение образовательной программы школы и федеральных государственных требований к дошкольному учреждению в аспекте преемственности....

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»...

Сравнительный анализ программы А.Д.Шатовой «Зкономическое воспитание дошкольников» и парциальной ОП ДО для детей 5-7 лет (Банк России и Министерство образования и науки РФ)

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО  является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным чле...

Таблица «Сравнительный анализ программ ДО»

ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«БЕРЕЗКА»Межрегиональная общественная организация «Содружество педагогов вальдорфских детских садов»Авторы:...