Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания по формированию словообразования и словоизменения, закрепление их в словосочетаниях, предложениях, связной речи. В результате такой работы ребенок запоминает большее количество новых слов и автоматизирует заданный звук в этих словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука [ш] через формирование

 семантического поля».

Цели:

Образовательные:

  1. Формирование и расширение семантического поля слова МЫШКА, развитие валентности слов.

Коррекционные:

  1. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
  2. Развитие фонематического  восприятия и слуха.
  3. Развитие логического мышления при решении логических задач.

Воспитательные:

  1. Развитие умения слушать других.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Минутка вхождения в день (дети встают в круг, берутся за руки, здороваются и дарят свои улыбки друг другу).
  2. Прослушивание образца правильной речи.

У шапки – ушанки шнурочки на ушках,

 Чтоб к верху завязывать шапкины ушки.

- Какой звук в тексте встречается чаще всего? (Чаще всего встречается звук [ш]).

   3.  Характеристика звука по схеме.

(звук [ш] согласный, потому что во рту преграда, глухой, потому что горлышко молчит, только твердый).

4. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук». Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук [ш].

- с, ш, щ, ш, ж, с, з, ц, с, ш, ш, ж,ш.

  5.  Произношение изолированного звука.

- как шипит змея? [ш-ш-ш]

- как воздух из шарика выходит?[ш-ш-ш]

- гвоздь попал в шину. Как воздух выходит из шины?[ш-ш-ш]

 6. Произношение звука в слогах.

    ша-ша-ша                шу-шу-шу

   шо-шо-шо               ши-ши-ши

7.Закрепление звука через формирование семантического поля слова  МЫШКА.

А). Выделение главного слова:

Сама крошка, боится кошки,

  В норке живет, туда все несет.

                                                                  (Мышка)

Б).Звуко-буквенный анализ слова МЫШКА.

- Сколько слогов в слове МЫШКА? ( В слове МЫШКА 2 слога)

- Какой первый слог, какой второй? (1 слог МЫШ-, 2слог –КА)

- Сколько согласных  звуков в слове МЫШКА? Сколько гласных? (В слове МЫШКА 3 согласных звука, 2 гласных).

В). Подбор слов-родственников. Объяснение значений незнакомых слов.

Мышка, мышонок, мышеловка, мышиный, мышастый, мышкуют, мышата, мышь.

Г). Подбор слов, обозначающих признаки предметов.

- Какая бывает мышка?

Мышка белая                            Мышка осторожная

Мышка серая                            Мышка тихая

Мышка шустрая                       Мышка летучая

Мышка юркая                           Мышка толстая

Мышка быстрая                       Мышка старая

Мышка большая                      Мышка маленькая

- Как можно сказать о мышке по- другому? (подбор слов-синонимов)

Мышка шустрая – мышка быстрая, юркая.

- Скажи наоборот (подбор слов -антонимов).

Мышка большая – мышка маленькая

Мышка быстрая – мышка медленная

Мышка тихая – мышка шумная

Мышка толстая – мышка худая

Мышка старая – мышка молодая

Д). Подбор слов, обозначающих слова-действия

- Что может делать мышка?

Мышка роет                                      Мышка шалит

Мыщка тащит                                   Мышка шуршит

Мышка грызет                                  Мышка прячется

Мышка промышляет                       Мышка живет

Мышка бежит                                   Мышка шарит

Мышка пищит                                  Мышка боится

Е). Составить предложение по сюжетной картинке

Маленькая мышка убегает от кошки.

Серая мышка прячется в рваный ботинок.

Мышка стащила хлебную корку.

Ё). Словесно-логические задачи. Проговаривание поговорок, пословиц, загадок, скороговорок.

В подполье, в каморке,                                                    Маленький шарик

Живет она в норке,                                                           Под лавкой шарит.

Серая малышка,

Кто же это ….. мышка.

Шишку мышка тянет в норку,

Чтобы делать там уборку.

Шишкой мышка скоблит пол.

Будет гладким пол,  как стол.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...

Игры и упражнения для формирования семантических полей

В материале предсавлены игры и упражнения для формирования семантических полей, которые могут быть использованы логопедами и воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Автоматизация звуков через расширение семантических полей слов".

Система работы по автоматизации звукопроизношения через расширение семантических полей слов, развития валентностей и функции словоизменения является апробированной и эффективной формой речевой работы ...

Буклет для родителей по автоматизации звуков через расширение семантического поля.

Слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи....

Формирование устной речи через развитие семантического поля у дошкольников

Актуальным является проблема, касающаяся формирования устной речи дошкольников.Как отмечает А. М. Богуш, исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые катег...

Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

Статья "Формирование семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями"

В данной статье рассматривается проблема формирования семантических полей у дошкольников старшего возраста с ментальными нарушениями....