Логопедические игры и упражнения с дошкольниками для профилактики дисграфии
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Александрова Елена Борисовна

С обычными играми и игрушками можно с увлечением учиться различать и анализировать звуки родного языка. Ваши дети в школе не станут делать "глупых" ошибок на письме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические разработки игр и упражнений            для профилактики  дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР

  1. Обучение грамоте на русском языке в школе осуществляется по так называемому звуковому аналитико - синтетическому методу, поэтому для её овладения ребёнок должен хорошо ориентироваться в звуко-слоговом составе слов, то есть владеть фонематическим анализом и синтезом слов. Он должен чётко различать звук и букву, слово и предложение
  2. Только при условии свободной ориентировки в звуко-слоговом составе слова и структуре предложения  школьник сможет записать слово и предложение правильно. Если же звуковая структура слова является для ребёнка "туманной", то её искажение на письме будет неизбежно: пропуски, опускание, перестановки букв или добавление лишних букв.  Возникнет дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов. Нарушается и структура предложения.   
  3. Для предупреждения этого вида дисграфиии необходимо уже в средней группе начинать работу с дошкольниками, имеющими ОНР. У таких воспитанников часто нарушена мотивация. Поэтому все дидактические коррекционные упражнения надо проводить в игре. Можно  использовать на своих занятиях несколько интересных пособий. Условные обозначения звуков традиционные (гласный – красный; твёрдый согласный – синий, мягкий согласный – зелёный).

1. «Развесели грустного человечка»

Описание: Обычная игрушка-каталка со штырьками для колец;  у человечка можно поменять грустное лицо на весёлое; кольца красного, зелёного и синего цветов, картинки анализируемых слов.

 Цель: Учить малышей звуковому анализу слов. Развивать фонематическое восприятие. Дать представление детям о гласном и согласном звуках, об их различиях. Дать представление о твёрдости – мягкости согласных. Учить выделять пройденные согласные из слов. Чётко определять порядок звуков.

 Использование игрушки «Развесели человечка»: Человечек в жёлтой одежде (символ «слова») с грустным лицом не знает, из каких звуков состоит его слово (их 2-х, 3-х, 4-х звуков). Надо ему помочь. Если ребёнок справляется с заданием правильно, то грустное лицо человечка меняется на весёлое. Пример: Сколько звуков ты слышишь в слове «АУ». Какой 1-й звук? «А» - он гласный. Одень красное колечко на 1-й штырёк. Какой 2-й? «У» - он тоже гласный. Какое колечко оденем на 2-й штырёк? Выложи слово «ЭХО», самое лучшее слова на свете «МАМА»  (папа, пума, мука, нота, кума, мак, мок, ком, кит, ком, кок, уха; звукокомплексы УА, ИА и т.д.)

2.  «Гусеница»

Описание:        Голова гусеницы с хвостиком - резинкой и 10 колёсиков  красного,  синего и зелёного цвета (для хвостика гусеницы),  картинки анализируемых слов.

 Цель: Учить малышей звуковому анализу слов. Дать представление детям о гласном и согласном звуках, об их различиях. Дать представление о твёрдости – мягкости согласных. Учить выделять пройденные согласные из слов. Чётко определять порядок звуков. В более сложном варианте упражнять в выкладывании йотированных гласных (Я, Ё, Е, Ю) в начале слов.                                                                                                                                                                                                                          Использование игрушки «Гусеница»: Поможем гусенице собрать её хвостик. Ребёнок рассматривает предложенную картинку и, назвав слово, нанизывает на резинку колёсики нужного цвета. Выполнив задание, переворачиваем картинку и проверяем правильность выполнения.

3. «Ёжик с прищепками»

Описание: Вырезанное из ткани или картона тело ёжика без иголок; прищепки красного, синего, зелёного цвета; картинки анализируемых слов.

Цель: Продолжать учить воспитанников звуковому анализу слов.  Учить дифференцировать понятия гласный, согласный; твёрдый – мягкий согласный; звук – слог. Развивать мелкую моторику рук.                      Использование пособия «Ёжик с прищепками»: Помоги ёжику собрать его иголки (разноцветные прищепки). Ребёнок рассматривает предложенную картинку и, назвав слово, собирает прищепки нужного цвета по слогам; между слогами – небольшие пробелы, чтобы посчитать слоги и сравнить их количество с количеством гласных. Сколько гласных столько и слогов.

                        4. «Фонетические счёты»

Описание: Обычные  детские счёты с красными, синими, зелёными и оранжевыми костяшками.                                                                                                          Цель:  Учить детей определять количество гласных и согласных, закреплять представление о твёрдости – мягкости согласных, определять количество слогов. Дать представление детям о гласных звуках, как о слогообразующих.

Учить правило: «Сколько в слове гласных столько и слогов».                         Использование пособия «Фонетические счёты»: Ребёнок должен сначала слово прохлопать (простучать, протопать, попрыгать, посчитать сколько раз откроется при произношении этого слова рот).                                                                    И отложить на счётах                                                                                                    столько оранжевых костяшек, сколько в слове слогов;                                       столько красных костяшек, сколько гласных;                                                                столько синих, сколько твёрдых согласных услышал в слове;                                     столько зелёных, сколько услышал в слове мягких согласных.                           Сравнить количество гласных и слогов.   Их поровну.                                              Более простой вариант: откладывать только слоги и гласные.

5. «Пароходики»

 Описание:  Пароходик жёлтого цвета (слово – предмет) с 3-мя синими окошками и пароходик с  3-мя  зелёными окошками для определения позиции  заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Труба слева у зелёного - это начало слова, российский флаг слева у синего - это начало слова. ( На начальных этапах обучения уточняются представления ребёнка о значении слов «начало» и ««конец», « читаем» пальчиком полоски слева направо.)                                                                                                        Картинки с парными по твёрдости-мягкости согласными в разной позиции в слове.

Цель:  Учить детей определять позицию заданного звука в слове.      Продолжать учить дифференцировать согласные по твёрдости – мягкости. Использование пособия «Пароходики»: У детей на столах лежат перевёрнутые изображением вниз  картинки с заданным звуком (твёрдый и мягкий вариант). На раз картинки переворачивают, на два смотрят, на три  определяют, где спрятался заданный звук; твёрдый он или мягкий. « В какой каюте поедет твоя картинка?» Магнитом каждый ребёнок прикрепляет свою картинку к нужной каюте, и мы отправляем свои картинки в морское путешествие на пароходиках.

6. «Волшебный экран»

Описание: Набор состоит из магнитов:  красного, зелёного и  синего цвета (магниты легко прикреплять к металлической поверхности экрана, легко исправлять ошибки, магниты не рассыпаются);  картинки анализируемых слов, с другой стороны которых схема этого слова; сам столик со стульчиком и экраном. 

Цель:  Продолжать учить детей звуко – слоговому анализу; определять количество согласных и гласных звуков в  составе слова. Их последовательность и место по отношению к другим звукам этого слова. Учить подбирать к схеме подходящую картинку.

Использование  « Волшебного экрана»:                                                                       1. Дети, рассмотрев картинку, выкладывают схему к слову магнитами соответствующего цвета. По окончании работы карточка переворачивается и проверяется.                                                                                                                           2.  Логопед выкладывает схему из разноцветных магнитов, дети подбирают к ней подходящую картинку. Переворачиваем – проверяем.                                  Пример: определи количество гласных звуков в слове "Марина". Покажи где «а», сколько в этом слове «а»? Покажи где «и». Определи количество согласных звуков в слове "мак". Назови звуки по порядку. Покажи  где «к», покажи где «м». Какой звук слышится между первым и третьем в слове «лампа»; какой звук в слове «рука» слышится перед вторым звуком (и т. п.)

7. «Динозаврики»

  Описание: Набор состоит из пластмассовых динозавриков красного, синего и зелёного цвета; шнурок; картинки анализируемых слов.

Цель: Продолжать учить детей звуковому  анализу; определять количество согласных и гласных звуков в  составе слова. Их последовательность и место по отношению к другим звукам этого слова. Учить подбирать к схеме подходящую картинку

  Использование пособия «Динозаврики»: Динозавриков можно нанизывать на шнурок, как бусы соответственно звуковому составу слова или выкладывать из них звуковые схемы.

8. «Фонетическая мозаика»

Описание:        Деревянная основа из набора «Pertra» с дырочками.                Деревянные бусины красного (гласный), синего (твёрдый согласный) и зелёного (мягкий согласный) цветов;  оранжевые бусины (слоги); меняющиеся карточки с картинками. Эта дидактическая игра подходит для индивидуальных занятий.

Цель:  тренировать фонематический анализ и синтез слов у детей. Учиться определять:

  1. какие именно звуки, входят в состав слова;
  2. какова последовательность звуков в слове:
  3. каково место каждого звука в слове по отношению к другим звукам этого слова;
  4. сколько гласных столько и слогов
  5. соотнесение слова с подходящей схемой.

Использование пособия «Фонетическая мозаика»: Дети, рассмотрев картинку, выкладывают подходящую схему к слову, и ставят соответствующие по цвету бусины в дырочки основы рядом с картинкой. После того как ребёнок выполнил задание, карточка переворачивается и проверяется.

9. «33 богатыря»

Описание:        Пластмассовые «комнатки» для  33 букв и схем звукового анализа (по количеству детей). Я изготовила и использую наглядное моделирование для тренировки фонематического анализа и синтеза слов: звуки -  красные, синие, зелёные кружки; слоги – оранжевые полоски; слова – предметы -  жёлтые полоски; слова – действия - зелёные полоски; предлоги -  коричневые квадраты.                                                                                                        Цель:   Тренировать в выкладывании простых и сложных слов, в их звуко – слоговом анализе и синтезе, в выкладывании простых предложений. Учить, что в конце предложения ставится точка. Подводить  к осознанию ребёнком, что наша речь состоит из предложений, предложения из слов, что есть короткие слова и длинные, слова можно поделить на слоги, а слоги на звуки. Звуки мы произносим и слышим; буквы видим, пишем и читаем. В этом ребёнку помогают 33 богатыря – буквы родного русского языка.

Мои  воспитанники выкладывают простые предложения уже в старшей группе.

Использование пособия «33и богатыря»:                                                            Детям раздаются коробки с  настольной игрой. По картинке предлагается придумать предложение с заданным количеством слов (логопед подбираем картинки, чтобы в предложениях были  все знакомые буквы, и дети все эти звуки правильно артикулировали).                                                                                                            Например, «У сома усы».                                                                                                Скажите, мы придумали слово или предложение? Выложите схему этого предложения.                                                                                                                                     Сколько слов в  этом предложении? Назовите 1-е слово. Покажите пальчиком (ребёнок «читает» слова слева направо).                                                          Назовите 3-е слово. Покажите. Назовите 2- е слово. Покажите.                                    Далее дети выкладывают фонетические схемы каждого слова.                                      В конце предложения мы ставим точку.

               Ожидаемые результаты                              Натренированные таким образом дети, имеющие общее недоразвитие речи, смогут свободно ориентироваться в звуковом составе слова.

И в школе  смогут записать его правильно: не пропуская и не вставляя букв и слогов, не меняя их местами.

Кроме того, будущий ученик будет сохранять структуру предложения на письме, не будет испытывать первоначальных затруднений в делении предложений на слова.

                        Реальные результаты:                            Использование этих пособий дало очень хороший результат в коррекционной работе с моими воспитанниками, имеющими ОНР.

Мои два предыдущих выпуска (2005 года и 2008года) играли в эти игры и по результатам обследования перед школой показали высокие результаты по звуковому анализу и синтезу, по обучению грамоте.

                         Заключение:                                          Эти игры и упражнения можно использовать как для индивидуальной работы, так и при работе в парах, группах и на фронтальных занятиях.

Работа с ними даёт возможность разнообразить виды заданий, дифференцированно подходить к процессу обучения.

Они могут использоваться не только в логопедических, но и в массовых группах  детского сада и дома.

С уважением Александрова Елена Борисовна, учитель – логопед высшей категории                                                                                      Москва 2010                                                                                                   Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. М., 2003
  2. Каше Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., 1978.
  3. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СП., 2001.
  4. Парамонова Л.Г. Слитное и раздельное написание слов. СП., 2001.
  5. Правдина О.В. Логопедия / Учебное пособие для дефектологов. М., 1969.
  6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. М., 1989.
  7. Нищева Н.В. Программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе д/сада для детей с общим недоразвитием речи. М.,2008.
  8. Журова  Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста

      //Вопросы психологии, 1963.

  1. Новоторцева Н. В. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников. СП, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные игры, упражнения и задания по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Вопрос подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе, которая в связи с изменением содержания школьных программ с каждым годом становится...

Игры и упражнения для дошкольников, рекомендуемые для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма- одна из основных проблем в современном обществе. Осанка является одной из характеристик физического развития человека: правильная осанка...

Игры и упражнения, этюды, направленные на профилактику детских страхов.

Игры и упражнения, этюды, направленные на профилактику детских страхов....

Игры и упражнения для детей, для профилактики нарушений опорно – двигательного аппарата

Игры и упражнения для детей,для профилактики нарушенийопорно – двигательного аппарата...

Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников.

Логопедические игры и упражнения, направленные на коррекцию речевых недостатков у дошкольников....

Коррегирующие упражнения для дошкольников по профилактике плоскостопия

Коррегирующие упражнения для дошкольников по профилактике плоскостопия...


 

Комментарии

Александрова Елена Борисовна

С обычными играми и игрушками можно с увлечением учиться различать и анализировать звуки родного языка. Ваши дети в школе не станут делать "глупых" ошибок на письме.Cм мой альбом