Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников, которые могут использоваться на занятиях по развитию речи.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Шовковская Марина Владимировна

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.

 

 

 

 

 

 

Игротренинг для воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель-логопед:

Шовковская М.В.

 

 

 

 

 

    Бесспорно, что игровая деятельность являетсяведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.

   Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.

   Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.

  Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и  недоразвитие речи. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

  Личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

  Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка. Во время игры формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.

  Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников,  которые  могут использоваться на занятиях по развитию речи.


Игра «День – ночь».

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие произвольного внимания, развитие мимической мускулатуры. 

Инструкция: Если я говорю слоги со звуком «…», то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если я говорю слоги со звуком  «…», то наступает день – вы открываете глаза.

Возможные варианты игры: Вы можете просить детей расслабить глазки и их  зажмурить, нахмурить лоб (пасмурная погода) и расслабить его (ясная погода) и т.п. 

Игра «Эхо».

Вариации этой игры: «повторялки», «попугаи», «шпионы».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Смысл игры в том, что обычную инструкцию «Повтори за мной: Шла Саша по шоссе и сосала сушку» можно заменить  на игру в «эхо», «повторялок», «попугаев» и т.д. 

Игра «Рассели по домикам».

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие 4 степени обобщения (слово: вещь).

Задание: Звуки О и У в одном доме и все время путают свои вещи. Хотя это так просто запомнить: вещи со звуком У – это вещи звука У, а вещи со звуком О – это вещи  звука О. Называй, пожалуйста, их вещи и раскладывай: вещи со звуком У в эту горку, а со звуком О в эту (можно усложнить инструкцию: раскладывать вправо и влево). Можно сделать обозначение горок в виде букв.

Материал: букет, бубен,  кактус, капуста, кубик,   бусы, туфли

Материал: бочка, венок, зонт,  кость, сапог, лимон.

Расселять в домик можно,  сочетая эту игру  с любой темой: можно расселять домашних и диких животных, фрукты и овощи и пр. 

При этом расселяемые звуки также могут быть любыми.

Одним из важных моментов этих игр является то, что картинки с ребенком предварительно проговариваются.

Игра «Города».

Все мы прекрасно помним игру из детства, в которой нужно было придумать город, начинающийся с той же буквы, на какую заканчивался придуманный другим игроком город.

Эта игра хорошо подходит для развития навыка фонематического анализа. Тема игры может быть любая. 

Игра  «Расставь цветы по вазам».

При повторении цветов и оттенков можно поиграть в игру «Расставь цветы по вазам». Например, занятие по дифференциации звуков «р» и «л». У Вас 2 вазы: голубая и красная. В красную вазу ребенок должен поставить: розовые, серые, черные, оранжевые и пр. цветы. А в голубую вазу: белые, алые, желтые, золотые и пр. цветы. 

Игра «Найди пару».

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ : предметные картинки: коза — коса, мишка — мышка, кит — кот, трава — дрова, крыша — крыса, усы — осы, катушка — кадушка, каска — маска, ком — сом, уточка — удочка, мак — рак, дом — дым.

Ход игры: Детям раздаются картинки, по очереди они называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовет пару той или иной картинке.

Игра « Грузовик».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра «Узелки».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: шнур.

Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра «Пуговки».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.

Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра «Лошадки».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.

Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра «Подуй на вертушку».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.

Оборудование: вертушка для развития дыхания.

Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра «Колокольчик».

Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: дети становятся в круг.

Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик  по кругу.

Игра « Гаражи».

Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].

Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.

Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.

Игра «Птички на дереве».

Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].

Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.

Игра «Три медведя».

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят : “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

Игра « Выложи домик».

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук. Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

Игра «Силуэты».

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие. Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.

Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrotrening_dlya_vospitateley.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34.

Игротренинг для воспитателей.

Подготовила учитель-логопед:

Шовковская М.В.

    Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.

   Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.

   Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.

  Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое и  недоразвитие речи. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.

  Личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.

  Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка. Во время игры формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.

  Представляю несколько дидактических игр, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников,  которые  могут использоваться на занятиях по развитию речи.


Игра «День – ночь».

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие произвольного внимания, развитие мимической мускулатуры. 

Инструкция: Если я говорю слоги со звуком «…», то наступает ночь – вы закрываете глаза, а если я говорю слоги со звуком  «…», то наступает день – вы открываете глаза.

Возможные варианты игры: Вы можете просить детей расслабить глазки и их  зажмурить, нахмурить лоб (пасмурная погода) и расслабить его (ясная погода) и т.п. 

Игра «Эхо».

Вариации этой игры: «повторялки», «попугаи», «шпионы».

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Смысл игры в том, что обычную инструкцию «Повтори за мной: Шла Саша по шоссе и сосала сушку» можно заменить  на игру в «эхо», «повторялок», «попугаев» и т.д. 

Игра «Рассели по домикам».

Цель: развитие фонематического восприятия, развитие 4 степени обобщения (слово: вещь).

Задание: Звуки О и У в одном доме и все время путают свои вещи. Хотя это так просто запомнить: вещи со звуком У – это вещи звука У, а вещи со звуком О – это вещи  звука О. Называй, пожалуйста, их вещи и раскладывай: вещи со звуком У в эту горку, а со звуком О в эту (можно усложнить инструкцию: раскладывать вправо и влево). Можно сделать обозначение горок в виде букв.

Материал: букет, бубен,  кактус, капуста, кубик,   бусы, туфли

Материал: бочка, венок, зонт,  кость, сапог, лимон.

Расселять в домик можно,  сочетая эту игру  с любой темой: можно расселять домашних и диких животных, фрукты и овощи и пр. 

При этом расселяемые звуки также могут быть любыми.

Одним из важных моментов этих игр является то, что картинки с ребенком предварительно проговариваются.

Игра «Города».

Все мы прекрасно помним игру из детства, в которой нужно было придумать город, начинающийся с той же буквы, на какую заканчивался придуманный другим игроком город.

Эта игра хорошо подходит для развития навыка фонематического анализа. Тема игры может быть любая. 

Игра  «Расставь цветы по вазам».

При повторении цветов и оттенков можно поиграть в игру «Расставь цветы по вазам». Например, занятие по дифференциации звуков «р» и «л». У Вас 2 вазы: голубая и красная. В красную вазу ребенок должен поставить: розовые, серые, черные, оранжевые и пр. цветы. А в голубую вазу: белые, алые, желтые, золотые и пр. цветы. 

Игра «Найди пару».

ЦЕЛЬ: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ : предметные картинки: коза — коса, мишка — мышка, кит — кот, трава — дрова, крыша — крыса, усы — осы, катушка — кадушка, каска — маска, ком — сом, уточка — удочка, мак — рак, дом — дым.

Ход игры: Детям раздаются картинки, по очереди они называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовет пару той или иной картинке.

Игра « Грузовик».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра «Узелки».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: шнур.

Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра « Пуговки».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.

Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра « Лошадки».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.

Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра « Подуй на вертушку».

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.

Оборудование: вертушка для развития дыхания.

Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.

Игра « Колокольчик».

Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.

Ход игры: дети становятся в круг.

Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик  по кругу.

Игра « Гаражи».

Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].

Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.

Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.

Игра « Птички на дереве».

Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].

Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.

Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.

Игра «Три медведя».

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.

Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.

Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят : “Спасибо!”, соответствующими им голосами.

Игра « Выложи домик».

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук. Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

Игра « Силуэты».

Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие. Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.

Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Авторская дидактическая игра, для развития фонематических процессов.

С помощью  индивидуальных  карточек ребенок учится определять место звука в слове, давать характеристику звука, определять количество слогов в слове....

Авторская дидактическая игра для развития фонематических процессов. (Гласные звуки)

Индивидуальные карточки для развития фонематических процессов  у детей старшего дошкольного возраста. В одной карточке две игры: "Где спрятался  звук?" и " Сколько в слове слогов? "...

Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников

Дидактические игры:1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.Задание: загрузи в кузов...

Олейник Н.А. Подборка дидактических игр по развитию фонематических процессов

В подборкеимеются  игры и упражнения по развитию фонематических процессов для каждого этапа работы....

Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи

Предлагаю вашему вниманию варианты игр для развития фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи....