Характеристика лексики пятилетних детей с ОНР.
статья по логопедии по теме

Статья, раскрывающая особенности развития лексико - грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика лексики пятилетних детей с ОНР.

Ряд авторов: Волкова Л.С., Лапаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. отмечают, что, несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Речь этих детей мало понятна, наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без  специального обучения, резко падает.

Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Психическое развитие детей с общим недоразвитием речи, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи.

По данным Воробьёвой В.К., Спиридоновой Л.Д.  у детей пяти лет с ОНР наблюдается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности и характеризуется следующими лексическими проявлениями:

  1. Ограниченным словарным запасом;
  2. Наличием многочисленных словесных замен;
  3. Использованием слов в ограниченных речевых ситуациях без учёта кон текстуальных связей.

Разговорная речь малословна, тесно связана с определенной ситуацией. Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребле ние слов в речевом контексте.

Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при исследовании активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточка, обложка). Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – дом) или действия: они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает – пишет).

По данным Жуковой Н. С., в словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет синонимов, мало антонимов. Так, характеризуя величину пред мета, дети используют только два понятия: большой и маленький. Это обуславли вает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.

Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (гла голов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в называ нии многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающих ся сверстников (узкий, кислый, гладкий, пушистый и др.).

В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.

Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлечённого харак тера, слова, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, нарушении актуализации пассивного словаря.

Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность упот ребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях.

Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось-олень, тигр-лев, весна-осень, сахарница-чайник, сквореч ник-гнездо, ресницы-брови и др.).

В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифферен цировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт-идёт, воркует-по ёт, чирикает-поёт и т.д.).

Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям также наблюдаются:

  1. замены слов на основе других семантических признаков: миска-тарелка, лейка-чайник, графин-бутылка;
  1. замены слов, обозначающие предметы, внешне сходные: майка-рубашка, фонтан-душ;
  1. замены слов, обозначающих предметы, объединённые общностью ситуа ции: каток-лед, вешалка-пальто;
  2. смешение слов, обозначающих части, целое: воротник-платье, кузов-машина, локоть-рука;
  1. замена обобщающих понятий словами конкретного значения: обувь - бо тинки, цветы - ромашки, одежда - кофта;
  2. использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать - чтобы спать, щётка - чистить зубы, плита - газ горит,
  3. замены слов, обозначающих действия или предметы, словами существи тельными: открывать - дверь, играть - кукла.

Или наоборот, замена существительных глаголом: лекарство - болеть, кровать – спать.

При подборе синонимов также допускаются ошибки или отказываются от ответа.

Т. Е. Левиной в 1969 году была разработана периодизация проявлений об щего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и её предметно - смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона

Первый уровень речевого развития.

Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей со стоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов звукоподражаний: собака, коза, корова, баран – ава; машина, корабль, ракета, велосипед ту - ту.

Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними.

Например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает». Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребёнок говорит «да» и сопровождает сложное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «нитя» отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы  и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы.

В речи преобладают корневые части слова, при этом грубо нарушается звуко-слоговая структура слова. «Фраза» состоит из лепетных элементов, каждое такое слово имеет многообразную структуру, соотнесённость, и вне конкретной ситуации понятно быть не может.

Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на»,  «под»).

Пассивный словарь детей шире активного.

Отличительной стороной речевого развития этого уровня является ограни ченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова

Вывод. Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жёсткую ситуативную привязанность.

Второй уровень речевого развития.

Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребёнка.          

Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя всё еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдель ных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Речевая недостаточ ность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2 - 3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детей, одежды, мебели, профессий.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного сло варя, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. В речи опускают предлоги или заменяют их. Частицы и союзы употребляются редко.

Понимание обращенной речи развивается за счёт различения некоторых грамматических форм, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.

Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки  общеупотребительной речи» (15, с. 6). Наблюдается заметное улучшение со стояния словарного запаса не только по количественным, но и качественным пара метрам; расширяется объём употребляемых существительных, глаголов, прилага тельных; появляются некоторые числительные, наречия (15, с. 7).  Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» - «не налил»), относительных и притяжательных прилагательных  со значением действующего лица («молочница» - «где пьют молоко» и т.д.). Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлечённых понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречаются многозначное употребление слов и их семантические замены.

Вывод. У детей со вторым уровнем ОНР активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического  и  фонетико-фонематического недоразвития.

1.3. На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребле ние многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные пред ложения; почти не употребляются сложные конструкции.

Ребёнок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим ребёнок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка» - «горшочный»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «лисья» - «лисник»). *

Очень часто попытки ребёнка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко–слоговой организации вновь образованного слова (вместо «нарисовал» - «саявал»).

Типичным для этого уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлечённым значением, а также слов с переносным значением.  

По данным Г. А. Ткаченко, у детей третьего уровня в пятилетнем возрасте словарный запас составляет примерно 2500.. .3000 слов. В нём отсутствуют или же наличествуют в искаженном виде менее употребительные слова, обозначающие на звания предметов, объектов, действий, их признаки.

Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и названия:

  1. частей предметов и объектов;
  2. существительных среднего рода;
  3. глаголов, выряжающих уточнённость действий;
  4. приставочных глаголов;
  5. глаголов будущего времени;
  6. антонимов;
  7. воспроизведения слов и фраз сложной слоговой структуры;
  8. синонимов;
  9. согласование существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах;
  10. относительных прилагательных

Вывод. У детей с третьим уровнем речевого недоразвития активная речь служит средством общения, но в ней преобладают слова, обозначающие действия, предметы, встречающиеся ребёнку повседневно. Слова же менее употребительные отсутствуют. Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития, свойственный нормальным детям. Полноценная речь ребёнка, имеющего общее недоразвитие речи, может быть развита только при целенаправленной коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательное развитие пятилетних детей

консультация для родителей...

Речевое развитие пятилетних детей.

Консультация для родителей....

Развитие пятилетних детей

Развитие пятилетних детей...

Консультация для родителей «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»

Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выя...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Я себя испытываю –Родителей воспитываю«Сиди!» — а я встаю,«Не пой!» – а я пою,«Молчи» – а я кричу,«Нельзя!» – а я ХОЧУ!!!П...

Статья: «Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития»

Возраст пять лет, в настоящее время, как правило, является последней ступенью дошкольного периода развития: ведь многие дети уже в шесть лет переступают порог школы. В этой связи чрезвычайно важно выя...

Современные пятилетние дети: особенности игры, общения и психического развития.

Пятилетний возраст - хронологическая граница перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В этом возрасте отмечается существенное изменение в психическом развитии ребенка. В общих чертах их с...