Интегрированное игровое занятие в подготовительной логопедической группе "Откуда хлеб пришёл?"
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) на тему

Итоговое занятие по теме "Хлеб". Содержит экспериментальную и трудовую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_igrovoe_zanyatie_otkuda_hleb_prishol.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  игровое занятие в подготовительной логопедической группе:

«Откуда хлеб пришёл?»

Цели: 1. Актуализировать словарь детей по теме «Хлеб».

           2. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых   предложений с противопоставлением.

           3. Развивать связную речь, общие речевые навыки; общую и мелкую моторику; зрительное и слуховое внимание.

           4. Расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида злаков и способах получения муки.

           5. Познакомить детей с процессом изготовления теста из муки и с выпечкой печенья.

            6. Учить детей готовить рабочее место, удобно располагать материал, пользоваться скалкой, формочками, раскатывать тесто.

            7. Развивать интерес к труду, желание трудиться.

            8. Воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу.

            9. Доставить радость от необычной деятельности и угощения младших детей укреплять проявление добрых чувств и отношений.

Оборудование: ноутбук, презентация  «Выращивание хлеба в старину и в наше время» или дидактический материал;

колосья, зерно пшеницы и ржи, мука пшеничная;

лупы, тарелочки, дощечки, камни, пестики, кофемолка-меленка, электрическая кофемолка;

маргарин, яйца, сахарный песок, мука;

кастрюля для приготовления теста и венчик для взбивания;

доски для разделывания теста, скалки, формочки, противни;

фартучки, косынки или колпачки.

   

Ход занятия:

1. Организация начала занятия:

Логопед: Ребята, сегодня на занятии мы будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, составлять предложения с союзом «а», проводить исследования как настоящие учёные рассматривая и сравнивая зерно хлебных растений, молоть зерно старинными и современными способами, играть в очень вкусную игру.

2. Игра «Сравни».

Перед детьми ноутбук.

Логопед: В какое время года колхозники начинают готовиться к севу?

Дети: Весной (слайд «Время года - весна»).

Логопед: Как подготавливают землю?

Дети: Вспахивают, боронят, удобряют.

Логопед: Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?

Дети: В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг (слайд «Пахота»).

Логопед: Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?

Дети: Раньше самый опытный член семьи – дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время  зерно сеют сеялками (слайд «Посев»).

Логопед: В какое время года начинается жатва?

Дети: Осенью (слайд «Время года – осень).

Логопед: Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас?

Дети: В старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны (слайд «Жатва»).

Логопед: Какое орудие труда помогало выбивать зерно из колосьев и как это происходит в наше время?

Дети: Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн (слайд «Молотьба»)

Логопед: Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?

Дети: Наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе (слайд «Мельницы», «Мукомольный завод»).

Логопед: Какие приспособления для помола были до мельниц?

Дети: Камни с дощечками, ступа и пестик, ручные жернова (слайд «Первые приспособления для помола»).

Логопед: Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?

Дети: В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе (слайд «Изба с русской печью», «Хлебозавод»).

Логопед: Ребята, как вы думаете,  в наше время стало легче выращивать хлеб?

Дети: Да. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.

Логопед: Молодцы, а сейчас вставайте в круг, будем печь вкусные калачики.

3. Игра «Молотьба» (дети встают в круг).

Не гром грохочет, не пальба,

Гремит - грохочет молотьба.

Чу-чу-чу – я зерно молочу

Удары кулачками друг о друга

Чу-чу-чу – жернова кручу

Круговые вращения сложенных ладоней

Чу-чу-чу – муку получу

Пальцы рук сжимаются - разжимаются

Ач-ач-ач –  испеку калач

«пекут»

Чо-чо-чо – в печке горячо

Вытягивание рук вперёд и прижимание к груди

Ачики-ачики – вкусные калачики

Хлопки в ладоши

4. Экспериментальная деятельность.

Логопед: В начале занятия я вам обещала, что мы будем проводить исследования как настоящие учёные. Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Садитесь за столы и отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.  

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи.                    

Дети: Колосья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на колоски пшеницы и ржи. Чем они отличаются?

Дети: Зерном, усиками.

Воспитатель: Посмотрите сколько зерна в одном колоске. Возьмите по одному зерну с тарелочек.  Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Определите где пшеничное зерно, а где ржаное. Чем отличается зерно пшеницы и ржи?

Дети: Размером и формой - ржаное зерно более длинное и тонкое; цветом – пшеничное зерно светлое, а ржаное тёмное.

Воспитатель: Теперь сравните зерно и  муку. 

Дети: Зерно крупное и твёрдое, а мука – мелкая и мягкая.

Игра «Найди колосок»

Воспитатель: Положите каждое зёрнышко к его колоску.

Воспитатель: Как вы думаете, чем люди растирали зерно, когда у них не было никаких приспособлений для этого?

Дети: Зубами.

Воспитатель: Потом чем?

Дети: Камнем.

Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем растереть зерно камнем, как это у нас получится?

Дети растирают зерно с помощью дощечки и камня.

Воспитатель: Удобно растирать такими приспособлениями?

Дети: Нет, нужно потратить много времени и сил.

Воспитатель: Спустя какое - то время люди придумали ступку и пестик. Дети толкут зерно с помощью пестика.

Воспитатель: Потом появились ручные жернова, а после них мельница.

Дети рассматривают жернова в кофемолке-меленке.  Засыпают зерно пшеницы и мелют. Сравнивают полученную муку. Обсуждают, какой способ легче.

Воспитатель: В наше время людям везде помогает техника.

Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней. Рассматривают полученную муку и сравнивают с предыдущей мукой. Делают вывод, что мука получилась мельче, пышнее.

Воспитатель: Это самый качественный, лёгкий и быстрый способ помола.

Теперь вы сами знаете, каким способом и как лучше молоть муку.

А знаете ли вы что нужно для того, чтобы приготовить тесто?

Дети: Яйцо, соль, сахар, мука, дрожжи, молоко или вода.

Воспитатель: Молодцы. Нас ждёт «Вкусная игра».

5. «Вкусная игра».

Воспитатель: Вы уже знаете, откуда приходит хлеб: как из зёрен вырастают колосья, потом их убирают комбайнами, мелют на мельнице, получается мука, а из муки делают хлеб, булочки, крендельки, печенье. Устроим пекарню. Мы все будем пекари. Что нужно сделать пекарям перед работой?

Дети: Вымыть руки.

Воспитатель: Идите, пекари, мыть руки.

(дети моют руки)

Воспитатель: Наденем фартучки и колпачки.

(дети и воспитатель надевают фартуки и колпачки)

Какие продукты нужны для того, чтобы приготовить тесто?

Дети: Мука, яйца, сахарный песок, маргарин.

Воспитатель и дети обсуждают процесс приготовления теста: Сначала мы разомнём маргарин, затем взобьём яйца вместе с сахаром. Соединим взбитые яйца с маргарином и перемешаем. После этого положим муку и замесим тесто.

(дети вместе с воспитателем готовят тесто)

Воспитатель: Вот и получилось у нас тесто. Теперь разделим его на кусочки (воспитатель раздаёт детям кусочки теста). Потрогайте и скажите, какое оно?

Дети: Густое, липкое, тягучее, мягкое, белое, гладкое, ароматное.

Воспитатель: Сейчас возьмём доску, скалку, кусочек теста и равномерно раскатаем его во все стороны. Должен получиться тонкий слой теста. Затем вдавим формочку и вырежем из теста фигурки, а оставшееся тесто опять раскатаем.

(дети раскатывают тесто, вырезают формочками печенье)

Воспитатель: Готовое печенье положим на противни и понесём на кухню для выпечки. Повара помогут нам поставить противни в духовку. Когда печенье будет готово, мальчики принесут его в группу.

(противни с печеньем дети вместе уносят на кухню для выпечки)

Воспитатель: После работы нужно обязательно прибрать своё рабочее место.

6. Организация окончания занятия.

Когда будет убрано рабочее место и дети приведут себя в порядок, воспитатель предлагает детям подумать, кого они хотят угостить печеньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Путешествие в осенний парк»

Конспект интегрированного занятия  в  подготовительной логопедической группе «Путешествие в осенний парк»...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: "Чудесный мир красок"

Формирование умения использовать цвет, как средство выразительности, при создании художественного образа....

Конспект интегрированного игрового занятия в подготовительной группе на тему «Ранняя весна, в поисках сокровища»

Цель: обобщение знаний о ранней веснеЗадачи:Обучающие: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем, формировать умение решать познавательные задачи, путём проведения опыт...