Мнемотехника в работе по развитию связной речи у детей.
статья по логопедии по теме

Эта статья познакомит с проблемами русского языка и, как

с помощью мнемотехники я ищу пути решения этих проблем.

Ведь очень часто сейчас можно встретить взрослых людей,

которые, к сожалению, не умеют выражать свои мысли

грамотно и красиво. 

 

 

Современный русский язык переживает кризис. Достаточно прислушаться

к тому, как разговаривает молодежь, и можно понять, что русский язык уже не так «богат» и «могуч».  Больно и обидно становится за нашу Россию, за  великий русский язык! Наш язык засорен огромным  количеством иностранных  слов. Из речи русских людей непонятным образом исчезают эпитеты, сравнения, образные выражения, прилагательные, которые всегда  делали  нашу речь ярче и богаче. Речь наших детей больше  напоминает речь Эллочки  из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».  «Круто», «жесть», «клёво»  и другая игра непереводимых слов режет ухо, заставляет оглянуться и посмотреть в лицо тем, кто это говорит.

         Наша речь является не только средством общения, но и формой человеческого мышления. Именно поэтому развитию речи детей уделяют такое внимание в дошкольных учреждениях. Самой трудоемкой и сложной является работа по развитию у детей связной речи. Нелегко научить детей красиво и правильно говорить, составлять рассказы, чтобы, придя в школу, они могли  не только пересказать то, что прочитали в учебнике, но и написать сочинение. Надо сказать, что задания на составление рассказов вызывают у детей трудности. Рассказы у них получаются неинтересные, бедные, похожие один на другой, как близнецы.

         Я попыталась помочь детям: превратила трудное, неинтересное занятие в игру. Используя приемы мнемотехники, я учу детей составлять небольшие рассказы. Эта методика помогает нам с детьми решать одновременно целый комплекс задач:

1.     Развитие связной речи.

2.     Обогащение словаря.

3.     Формирование грамматически правильной речи.

4.     Развитие кругозора.

5.     Развитие образного и логического мышления.

6.     Умение устанавливать причинно-следственные связи

7.     Развитие памяти.

Детям такая форма работы нравится. Они спокойны и уверенны, так как

всегда справляются с трудным заданием.

       Работу по этой методике я разделила на несколько этапов по принципу «от простого  к сложному».

       На первом этапе я знакомлю детей с символами. Мы учимся «находить слова, спрятавшиеся в картинках», а также образовывать новые слова.

       На втором этапе дети учатся «читать» готовые предложения. Сначала предложения даются простые, из 2-х - 3-х слов, затем количество слов увеличивается, добавляются предлоги.

      Следующий этап – составление предложений из карточек-символов.

      На четвертом этапе дети учатся составлять рассказы из готовых предложений. В начале этапа составление рассказа дается по картинке.

Здесь же   я предлагаю детям собирать пазлы, в которых  «спрятан» рассказ.

К пазлам, вначале этапа, лучше тоже иметь картинку.

     Пятый этап дает возможность детям научиться составлять рассказ из предложений, составленных из отдельных карточек-символов.

     Последние три этапа работы я всегда начинаю со знакомого для детей материала (знакомые предложения и рассказы).

     Детям очень нравятся такие задания с карточками, тем более что задания легко превращаются в игру.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи дошкольников"

В презентации отражены задачи, направления работы по развитию связной речи, особенности методики....

Методические рекомендации «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи»

Речь – одна из важных линий развития ребенка.Ведущим принципом системы развития речи детей является взаимосвязь разных речевых задач, содержание которых на каждом возрастном этапе выглядит по-разному,...

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

Использование технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

знакомство педагогов с использованием технологии «Мнемотехника» в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию «Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста». 2021-2022 год

Цель: выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование...

Статья "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность использования приёмов мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Ребёнку легче запомнить то, что подкреплено...

Перспективный план по самообразованию: "Использование приёмов мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей с ТНР»

Перспективный план по самообразованию учителя-логопеда по теме :"Использование приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи у тетей с ТНР"...