Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и автоматизации звука Ш.
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Лобачева Елена Валерьевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и автоматизации звука Ш. (подготовительная к школе группа) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zan._puteshestvie_po_osennemu_parku.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Путешествие по осеннему парку»

Автор: учитель-логопед I квалификационной категории

МБДОУ детский сад  «Ёлочка» Лобачева Елена Валерьевна

Свердловская область, г. Нижняя Тура, п. Ис

Направление:

 - Познавательно – речевое развитие;

 - Социально-личностное развитие.

Ведущая образовательная область:

 - Коммуникация

Решаемые задачи:

Область «Коммуникация»

Образовательные цели:

 - Продолжать закрепить слуховой и моторный образ звука [Ш];

 - Продолжать автоматизировать звука [Ш] изолированно, в словах;

 - Продолжать активизировать словарь по теме «Деревья».

Коррекционные цели:

 - Продолжать работать над развитием артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику и самомассаж лица;

 - Продолжать работать над развитием мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковую гимнастику;

 - Продолжать развивать фонематический слух;

 - Продолжать учить согласовывать существительные мужского, женского и среднего рода с числительными.

Область «Познание»

 - Совершенствовать навыки порядкового счета;

 - Расширять и уточнять знания детей о деревьях и листьях этих деревьев;

 - Закреплять умения обобщать и систематизировать представления о осени.

Область «Социализация»

 - воспитывать желание говорить правильно и красиво;

 - воспитывать активность и внимание на занятиях.

Оборудование:

  - Картинки с изображением осенних месяцев;

  - Ветки березы, символизирующие дерево с минимальным количеством листьев;

 - Игрушка паучок;

 - Осенние листья;

-Картинки деревьев по 10 штук (береза, тополь, сосна, дуб, ель);

 - План города «Красивой речи»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Если на деревьях пожелтели листья,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года…  Как оно зовется?    (осень)

Осень пришла и в город Красивой речи.

- Сегодня мы с вами пойдем на прогулку в парк города Красивой речи.

В город Красивой речи тот войдет,

Кто любой осенний месяц

Мне сейчас же назовет!

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

 - Какие изменения происходят в природе  в этот период?

( - Трава пожелтела.

 - Листья пожелтели и опадают.

 - Птицы улетают в теплые страны.

 - Часто идет дождь.

 - Дует сильный ветер.)

 - Дети посмотрите, и на этом дереве почти не осталось листьев.

 - Вы уже сказали, что осенью дует сильный ветер. Вот и сейчас…

2. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок».

А ветер щеки толстые                     Дети делают глубокий вдох,

Надул, надул, надул                        надувают щеки и  с силой 

И на деревья пестрые                      выпускают воздух, через 

Подул, подул, подул.                      сомкнутые губы.

Красный, желтый, золотой             Поднять руки вверх,

Облетел весь лист цветной.            качаются из стороны в сторону.

Как обидно, как обидно,

Листьев нет – лишь ветки видно.

 - Вот и облетели последние листочки.

 - Посмотрите, кто это сидит на веточке?

 - Паучок.

 - Он еще не успел спрятаться в свой домик.

3. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая игра «Паучок».

На изогнутый сучок,             Правую кисть, шевеля пальцами

Сломанный, осенний,            опускают сверху на левую кисть.

Опустился паучок

С крестиком на спинке.          Кладут указательные пальцы

                                                   Друг на друга «крестиком»

Свил уютный гамачок,           Пальцы правой руки складывают

                                                  в щепоть и опускают сверху в

                                                   левую ладонь сложенную

                                                    «лодочкой».

Сам – в сторонку                     Пальцы правой руки «пробегают»

                                                   по левой  руке от кисти до локтя.

И молчок.                                 Правый указательный палец

                                                  прикладывают к губам.

 - Давайте расскажем, что мы еще знаем об осени, и какая она бывает.

4. Самомассаж  лица.

Осень.

Осень в гости к нам пришла,       Поглаживание лица по основным

Краски яркие взяла.                        массажным направлениям6 от лба к вискам,

Стала желтою трава,        от крыльев носа к ушной раковине,

Разноцветною – листва.        от середины подбородка к мочке уха.

 

Осень в гости к нам пришла,        Спиралевидное растирание лица по

Сильный ветер принесла.                основным массажным направлениям.

Листья пестрые летят…

Осень любит листопад!

Осень в гости к нам пришла,        Вибрация – пунктирование лица

Дождь холодный принесла.        подушечками пальцев по основным 

Мелкий дождик моросит,        массажным направлениям.

У деревьев грустный вид.

5. Артикуляционная гимнастика.

 - Осенью в парке холодно. Что-то я замерзла. Давайте погреемся. Сделаем зарядку, но не простую, а для губ, языка и челюсти.

Челюсть: Рот откроем широко

               И прикроем рот легко,

                А потом откроем снова,

                Это нам уже знакомо.

Губы:      Подражаем мы лягушкам

               Губы тянем прямо к ушкам.

                Подражаю я слону

               Губы хоботом тяну.

Зубы:     Зубы крепче мы сожмем

               А потом их разожмем.

Язык:    Пригласили маляра

              Зубы красить нам пора.

               На качелях мы качались,

               Все друг другу улыбались.

               По дорожке гладкой

               Цокает лошадка.

Воздушная струя:   Ветерок по парку гуляет

                                  Последние листочки разгоняет.

6. Длительное произношение звука [Ш].

 - Посмотрите, листья, которые сдул наш ветерок, лежат на дорожках парка.

 - Покажите, как они шуршат.

Ш – Ш – Ш……

(громко, тихо, длительно, коротко)

7. Автоматизация звука  [Ш] в словах.

 - Давайте соберем из листьев осенний букет. (дети собирают листья)

 - Посмотрите на листочках картинки, назовите их.

 - А сейчас давайте поставим наши листочки в вазу.

 - В эту вазу поставим листочки, где в словах есть песенка «шуршащих листьев», а в эту, где нет.

  (шина, шуба, шапка, подушка, кошка, пушка, душ, камыш, ковш)

 - Замечательный, яркий букет из листьев  у нас получился.

8. Согласование существительных мужского, женского и среднего рода с числительными.

 - Сейчас, я вам предлагаю вспомнить, какие деревья растут в парке.

(береза, тополь, дуб, сосна, ель)

 - В парке растет много разных деревьев.

 - Вот березовая аллея. Посчитаем, сколько березок тут растет.

 - А вот дубовая аллея. Посчитаем и дубы.

 - На этой аллее растут тополя. Посчитаем тополя.

 (считают елочки и сосны)

9. Итог.

Ну, вот и все. Пора нам возвращаться в детский сад из города Красивой речи.

Ненадолго мы уходим,

Скоро мы придем сюда опять.

Прекрасный город до свиданья,

С тобой мы встречи будем ждать.

 - Давайте вспомним, какую песенку поют листочки, которые ветерок гонит по дорожкам парка.

 (Ш – Ш – Ш…)

 - Вам хочется еще побывать в городе Красивой речи? А для чего?

(Чтобы научиться правильно и красиво говорить).

10. Домашнее задание.

 - Пока мы гуляли по парку, я собрала листочки разных деревьев. Я хочу вам их подарить. Дома из этих листочков вы составите осеннюю картину. Принесите на следующее занятие и покажите, что у вас получится.

 - Всем большое спасибо.

 - До свидания.

Используемая литература.

Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЙ Сфера, 2004.

Репина З.А., Буйко В. И. «Уроки логопедии» Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.

Ярош Е. А. «Путешествие по городу красивой речи» Екатеринбург: Издательство «Центр Проблем Детства», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и изучению нового материала с детьми 5,5 – 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать н...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе детей с ОНР Тема «Зимующие птицы»

Цели:коррекционно-образовательные:- формировать навыки словоизменения и словообразования;коррекционно-развивающие:- уточнять и расширять словарь детей в рамках лексической темы «Зимующие птицы&r...