Открытое занятие "Клёпа в гостях у детей"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шагалина Наталья Викторовна

Открытое занятие "Клёпа в гостях у детей" было проведено в рамках конкурса "Педагог года". Его целью было показать способы, приёмы в работе учителя−логопеда  над постановкой звука, этапы проведения логопедического занятия. В организационный момент включено знакомство с детьми, поскольку занятие проводилось на базе другого ДОУ, с незнакомыми детьми. В данном конспекте представлена последовательность работы над постановкой звука [P], начало его автоматизации в слогах (игра "Договори словечко").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытое подгрупповое занятие42.2 КБ

Предварительный просмотр:

КЛЁПА В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ

(подгрупповое занятие)

Коррекционно-развивающие цели: развитие артикуляционной и тонкой моторики, зрительного внимания, мышления, памяти, фонематических представлений;    координация речи с движением; развитие чувства ритма и рифмы; подготовка к постановке и автоматизации звука «Р».

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний о цвете.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Оборудование: эмблемы с именами детей – кружки разного цвета, такие же кружки на каждом столике для занятий; ширма, игрушка-клоун  и кресло для него; картинки к артикуляционным упражнениям: «Парус», «Барабанчик», «Лошадка скачет», «Моторчик», артикуляционная игра «Путешествие Лошадки»; фрагменты «колючего» коврика по числу детей, картинки для раскрашивания  «Шарик» по числу детей, цветные карандаши по числу детей, «пальчиковые бассейны» с наполнителем горох по числу детей, магнитофон.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(дети входят в зал, логопед их встречает)

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются

Мне очень приятно быть у вас в гостях, видеть вас красивых, нарядных.

Я – логопед, меня зовут Наталья Викторовна, а чтобы познакомиться с вами предлагаю поиграть в игру «Прохлопай своё имя».

Я сейчас покажу, как это сделать. Будьте внимательны.

Моё имя  Наташа (прохлопывает по слогам).

Все запомнили, как меня зовут?

 Прохлопаем мое имя вместе(хлопают).

А как тебя зовут?

1-ый ребенок называет своё имя.

Логопед повторяет и одновременно прохлопывает имя ребенка по слогам, затем прохлопывают это имя все вместе.

Каждый ребенок называет своё имя, логопед и дети прохлопывают его.

Логопед: Теперь я запомнила ваши имена. (Логопед крепит эмблемы разного цвета, называя каждого ребенка по имени)

Эти эмблемы не случайны, они помогут вам найти свое место. Догадались где чьё место? (Дети рассаживаются по местам, сопоставляя цвет своей эмблемы с цветом кружка, прикрепленного к столику)

Слышится стук.

Логопед: Ребята разве не все здесь собрались. Кто же это? (логопед помогает клоуну появиться из-за ширмы).

 Здравствуй, Клёпа. Ребята, это мой знакомый клоун. Как ты здесь очутился? (Клоун что-то шепчет на ухо логопеду)

Ребята, мы так громко хлопали, что Клёпа подумал – это цирк, где он мечтает выступать, но у него не получается, потому что не может произнести звук «Р».

 Клёпа, это не беда, оставайся на нашем занятии,  мы тебя постараемся  научить, правда, ребята?

Дети: Да!

Логопед: Присаживайся, внимательно слушай и запоминай, что будут делать дети.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Для того, чтобы помочь нашему гостю, вспомним те упражнения, которые нам помогают научиться правильно произносить звук «Р».

Итак, приступим. На ваших столиках – зеркала, придвиньте их к себе.

Первое упражнение – «Парус». (логопед показывает карточку – картинку с изображением паруса)

Я напомню его правильное выполнение:

Рот широко открыт, губы в улыбке, зубы видны, широкий язык поднимается вверх и упирается в бугорки за верхними зубками. Следите, чтобы язык был прямым и не провисал.

(логопед демонстрирует упражнение, затем дети повторяют.  Логопед контролирует выполнение упражнения каждым ребенком, хвалит детей)

Логопед: Клепа, ты запоминаешь? Следующее упражнение – «Барабанчик».

(логопед показывает карточку – картинку с изображением барабана)

Рот также широко открыт, зубы видны, прямой широкий язык поднимается за верхние зубы и начинает постукивать по бугоркам, произнося «д-д-д-д». Следите за тем, чтобы кончик языка не опускался вниз и не высовывался вперед. Нижняя челюсть неподвижна. Помните: губы в улыбке, зубы видны.

(логопед демонстрирует упражнение, затем дети выполняют вместе с ним)

Молодцы, у вас получилось и теперь можем перейти к следующему упражнению – «Лошадка скачет».

(логопед показывает карточку – картинку с изображением лошадки)

Рот широко открыт, зубы видны, язычком цокаем как лошадка. Молодцы, ребятки! А теперь наша лошадка решила отправиться в путешествие. Под ногами у нее – ровная дорожка. Легко ли по ней скакать лошадке? Как ты думаешь, …?

(логопед обращается к 1-ому ребенку)

1-ый ребенок: Да, легко.

Логопед: Правильно, ведь дорожка ровная! Покажем все вместе, как легко и быстро скачет лошадка!

(дети выполняют это упражнение в быстром темпе)

Логопед: Скакала, лошадка, скакала, на пути оказалось поле с высокой травой, ноги путаются в траве. Легко ли по полю скакать лошадке? Как ты думаешь, …?

(логопед обращается ко 2-ому ребенку)

2-ой ребенок: Трудно.

Логопед: Правильно. Быстро или медленно она будет идти по полю, как ты думаешь, …? (логопед обращается к 3-ему ребенку)

3-ий ребенок: Медленно.

Логопед: Представьте, как медленно идет по полю лошадка и покажите.

(дети выполняют это упражнение в медленном темпе)

Но вот на ее пути – болото. Ножки вязнут, еле-еле пробирается через него наша лошадка. (логопед демонстрирует это упражнение в очень медленном темпе. Дети присоединяются к выполнению упражнения)

Логопед: Вот болото осталось позади, и она снова может резво скакать по дорожке.

(дети выполняют это упражнение в быстром темпе)

Клёпа, ты не отвлекайся!

Следующее упражнение удобнее выполнять стоя. Оно называется – «Моторчик». (логопед показывает карточку – картинку с изображением моторчика)

Сожмите ладошки в кулачки, руки согните в локтях перед грудью. Рот открыт, широкий язык за верхними зубами, сильно дуем на кончик языка. Начинаем выполнять: «ррр…».

Клёпа, ты все «моторчики» услышал? Нет? Давайте ребята еще раз повторим.

(Дети повторяют упражнение "Моторчик" с одновременным вращением рук перед грудью)

 Молодцы! Занимайте свои места. Отложите зеркала на край стола, они нам больше не понадобятся.

Вот видишь, Клёпа, какие трудные упражнения, но они тебе обязательно помогут, если будешь повторять их каждый день.

  1. Массаж кистей рук.

Логопед: Наши язычки поработали, теперь поработают ручки.

Клёпа, всё запоминай!

(логопед берет фрагменты «колючего» коврика),

Я покажу тебе и ребяткам новое задание.

(показывает массаж кистей и пальцев рук)

На представленье артисты спешат

(пальчики шагают по коврику)

У них в чемоданах игрушки лежат

(кисти уложить ладошками, затем тыльной стороной

на коврик с небольшим надавливанием)

Счастливей артистов, наверное, нет

 (прокатывать ладони от основания к кончикам пальцев)

Ведь в куклы играют они много лет!

("прыгать" всеми пальцами по коврику)

Логопед: Теперь вы возьмите коврики, и мы вместе выполним это упражнение.

(дети выполняют это упражнение вместе с логопедом)

Клёпа, ты запомнил? Нет? Мы еще раз повторим!

(дети выполняют это упражнение вместе с логопедом еще раз)

Молодцы! Отложите коврики на край стола.

  1. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Ребята, я думаю, играть вы любите в разные игры. Следующая игра – «Доскажи словечко». Играть в нее несложно: я начинаю слово, а вы заканчивайте его, договаривая подходящий слог со звуком [P].

(дети договаривают последний слог):

Ра-ра, ра-ра, собирайся детво(ра)!

Ор-ор, ор-ор, выходи скорей во дв(ор)!

Ра-ра, ра-ра, есть веселая иг(ра)!

Ры-ры, ры-ры, надуваем мы ша(ры)!

  1. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: В цирке тоже бывает много разных шаров, ты согласен со мной, Клёпа?

Ребята, я вас научу надувать необычные шарики. Встаньте, пожалуйста, около своих стульчиков  поудобнее, смотрите, слушайте  и запоминайте.

                        И.п. – пальцы и ладони соединить, поставив перед грудью.

Надувайся, шарик, больше,

(сомкнутые пальцы развести в стороны)

Лучше щечки раздувай,

(не размыкая пальчиков, ладони развести)

Поиграй ты с нами дольше!

Катись, прыгай, (покачивать «шариком» в разные стороны) 

улетай. (руки разомкнуть)

                (упражнение выполнить 2 раза)

Логопед: А теперь надуваем много шаров, помогайте, дети.

(логопед и дети выполняют упражнение вместе)

Молодцы! Здорово у вас получилось! Сядьте  на стульчики.

Логопед: Ребята, Клёпе очень понравились ваши шарики, но они улетели и он расстроился. Не переживай, Клёпа, будут и у тебя шарики.

  1. Работа с раскрасками.

Логопед: Ребятки, возьмите рисунок, карандаши и раскрасьте  шарики. Мы их подарим Клёпе.

(логопед включает музыку. Дети раскрашивают шары под музыку)

Логопед: Я вижу, ваши шарики готовы! Какие они красивые! Покажите их Клёпе и скажите, какого они цвета.

(логопед собирает рисунки, дарит их Клёпе)

Посмотри, Клёпа, как много теперь у тебя разноцветных шариков!

  1. Окончание занятия.

Логопед: Пришла пора попрощаться, но прежде надо напомнить  Клёпе, чем мы сегодня занимались.

Дети: Прохлопывали своё имя, выполняли разные упражнения для язычка, занимались с пальчиками, раскрашивали.

Логопед: Вы молодцы! Всё запомнили! Клёпа мне хочет чтото сказать… Ты подготовил детям сюрприз?... А где же он?

(клоун чтото "шепчет" логопеду) Ах, вот оно что!

Ребятки, придвиньте к себе "пальчиковые бассейны" , опустите  в них руку и посмотрите, все ли горошины одинаковые? Работайте пальчиками активно, до самого донышка перебирайте горошины.

(дети находят среди горошин сюрприз  конфеты "Чупачупс")

Клёпа, да ты настоящий фокусник: горошины превратил в конфеты! Поапплодируем ему, ребятки и поблагодарим  Клёпу за угощение?

Дети: Спасибо, Клёпа!

Логопед: Теперь мы можем попрощаться с клоуном Клёпой и гостями. Мне было очень приятно с вами познакомиться и поиграть.  До свидания!

(дети прощаются и уходят)  


ЛИТЕРАТУРА

  1. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.  СПб.: ЛИТЕРА, 2005.
  2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.  СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Лесные гости у детей"

Обогащение словаря, работа над  грамматическим строем речи....

Открытое занятие "Лесные гости у детей"

Обогащение словаря, работа над  грамматическим строем речи....

Сценарий квест праздника на открытом воздухе ко дню защиты детей «Акварелькин в гостях у ребят» (для детей 3-5 лет)

Данный материал подойдет музыкальным руководителям, воспитателям детских садов....

Сценарий квест-праздника на открытом воздухе ко Дню защиты детей «Акварелькин в гостях у ребят» для детей 3–5 лет

Наступило лето! И теплом июньским вся земля согрета. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отмечаем праздник. Этот день посвящен международному Дню Защиты детей и сохранению м...

Открытое занятие по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе "Ученый Кот в гостях у детей"

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Ученый кот в гостях у детей»Данное занятие было разработано с целью  закрепления имеющихся знаний у...

Конспект открытого мероприятия по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения в форме квест-игры в средней группе на тему: «В гостях у детей инспектор ГИБДД».

Программное содержание: Формировать у детей знания правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге. Расширять знания детей о разных видах транспорта. Развивать умение анализиров...

Конспект открытого мероприятия по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения в форме квест-игры в средней группе на тему: «В гостях у детей инспектор ГИБДД».

Программное содержание: Формировать у детей знания правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге. Расширять знания детей о разных видах транспорта. Развивать умение анализир...