Конспект фронтального логопедического занятия "Звуки [Т] - [Ть] и буква "Т".
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме

Андреева Мария Владимировна

Занятие посвящено развитию фонетико - фонематических представлений детей старшей логопедической группы для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_t-t.doc380 КБ

Предварительный просмотр:


 Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе №2 для детей с ОНР (1 год обучения),ГБОУ №2360.

Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т.

Цели:

Коррекционно-образовательная:

1.Научить  детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении, познакомить детей с глухими согласными звуками.

Коррекционно-развивающие:

2.Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим.

3.Продолжать учить детей определять место звука в слове.

4.Закреплять умение составлять слоговую схему слов и схему предложения.

Коррекционно-воспитательная:

5.Учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные), зеркала, пособие «Домики для звуков» (авторское), символы звуков (Агранович З.Е.).

Ход занятия:

1.Поисковая деятельность: дети встали за стульчики.

 Логопед: Мы уже познакомились с двумя звуками Т,ТЬ

Измените слово так, чтобы вместо звука Т в нём появился ТЬ:

Кот – котик, рот – ротик, лист – листик, винт – винтик, бинт – бинтик, бант – бантик, зонт – зонтик, куст – кустик, мост – мостик, салат – салатик, жакет – жакетик, пакет – пакетик, крот – кротик, плот – плотик.

Игра «Угадай-ка»:

Логопед: Вот стоит дом, отгадайте, кто в нём.  (кот Том и котёнок Тим): (загадка) Усище, хвостище, а моется всех чище (кот). А маленький? (котик, котёнок)

2.Введение в  тему занятия. Логопед: с какими звуками мы называли слова?

- Т и ТЬ.

- Сегодня мы сравним эти звуки.

3.Сравнение и характеристика двух звуков: согласные, глухие. Т – твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. В домики (синий и зелёный) поселили звуковые аналогии («стучит молот: Т-Т-Т», «стучит маленький молоточек ТЬ-ТЬ-ТЬ»).

4.Раздадим подарки Тому и Тиму: у детей  на столах картинки, со звуком Т – Тому, ТЬ – Тиму.

Определение места звука (Т или ТЬ) в слове (используются карточки «Начало, середина, конец слова», а также синие и зелёные квадратики).

Дети вкладывают свою картинку в соответствующий домик (зелёный или синий), определяя место звука Т (или ТЬ) в слове.

5.Выкладывание схемы слов Тим и Том – игра «Подпишем домики», анализ схемы (количество звуков, гласных и согласных, их последовательность, количество слогов).

- Чем схемы похожи и чем отличаются?

Дети замечают, что в слове «Том» первый звук твёрдый согласный (Т), а в слове «Тим» - мягкий согласный (ТЬ).

6.Динамическая пауза.

Координация речи с движением

Руки вверх мы поднимаем –

Раз примерно целых пять.

А подняв, не забываем

Опускать их вниз опять.

Поворачиваем тело

Так – направо, так – налево.

Логопед: Какие слова со звуками Т, ТЬ услышали?

Дети отвечают (пять, опускать, опять, тело, так).

Игра «Мы будем говорить чётко и внятно, чтобы всё стало понятно», «доскажи словечко»: закончи слово слогом ТА или ТЯ:  лопа…, Ви…, Нас…, конфе…, моне…, Ка…, Ми…, газе…, пала…, Кос…,воро…, котле…, Ники…, сви… .

7.Анализ предложения (задание от Тима в конверте, он прислал свои фотографии, попросил придумать предложение) – игра «Живое предложение»: Котёнок играет клубками. Котёнок лежит на траве.

Дети берут символы слов предложения («предмет», «действие», «маленькое слово» - предлог) и встают в порядке расположения слов в предложении, затем по очереди проговаривают его.

Когда сели на места – составили эту же схему из индивидуальных наборов (белые прямоугольники – «предметы», красные – «признаки», синие – «действия», чёрные – предлоги).

8.Слоговой анализ слов (на доске схемы (домики с разным количеством окошек) и картинки, названия которых включают звуки Т и ТЬ, детям нужно подобрать слово к схеме): самолёт, топор, зонт (задание от Тома).

9.Составление схемы слова из букв ТИМ,ТОМ (подпишем домики для кота и котёнка).

10.Итог занятия: что вам понравилось, что было особенно интересно?

Список использованной литературы:

1.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей  с нарушениями речи. – М.: «Просвещение», 2009

2.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – Спб.: «Детство – Пресс», 2005

3.Лопухина И.С. Звуки, буквы, слова. – Спб.: «Корона принт», 2004

4.Ткаченко Т.А. Обучение грамоте: начальный этап. – М.: «Книголюб», 2007

5.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения . – М.: «Институт практической психологии», 1997

Источники иллюстраций в конспекте:

1. http://detirisuyut.ru

2. http://hummerplus.ru

3. http://yabaowood.ru

ГБОУ №2360 г. Москвы

2012 г.

Звуки [Т],[Т,] и буква «Т»

Занятие по развитию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе (для детей с ОНР)

Учитель – логопед группы Андреева Мария Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе....

Конспект фронтального логопедического занятия «В сказочном осеннем лесу» (с использованием передовых логопедических и коррекционных технологий и методик)

Конспект подготовлен к районному методическому объединению учителей-логопедов. На занятии использованы телесно-ориентированная техника, мнемотехника, арт-терапия, хромотерапия, кинезиотерапия, музыкот...

Конспект фронтального логопедического занятия по звукопроизношению в старшей логопедической группе. Тема: «Как мы встречали гостей! Звуки [П] [П’] и буква П»

Задачи:          Коррекционно-образовательные:- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков  [П] [П’];- закрепить навыки различени...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...