методическая разработка "В гости к дымковской игрушке".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ольга Николаевна Антонова

совместная комплексная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_dymkovskim_igrushkam.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация  комплексной совместной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет

«В гости к Дымковским игрушкам»

Цель деятельности:  Закрепить и систематизировать представления детей о дымковском народном промысле.

Коррекционно-образовательные задачи: 

Закрепить и систематизировать у детей знания о происхождении  дымковского  народного  промысла, элементах дымковского узора, приемах, которые используются при изображении дымковского узора, внешнем виде дымковских игрушек.

Закрепить такие технические приемы владения кистью как: примакивание, рисование кончиком кисти, роспись по глиняной игрушке.

Обогащение и активизация словаря качественными прилагательными

Закрепление навыка составления простого распространенного предложения, предложения  с однородными членами,  сложного предложения.

Совершенствование навыка составления и чтения слов

Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие задачи: 

 Развитие творческих способностей, мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, памяти.

Развитие связной речи

Развитие навыка звукового и слогового анализа и синтеза

Коррекционно-воспитательные задачи: 

Развитие эмоциональной отзывчивости при восприятии дымковских игрушек

Воспитание патриотических чувств через интерес к русским  народным   промыслам.

Оборудование: кукла «Барыня-сударыня», клубок шерсти, панно «Дымково», буквы, расписанные в дымковском стиле, «волшебный» карандаш, слоговые кубики.

Часть

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

Вводная часть

Основная

часть

Заключительная часть

Звучит русская народная музыка, дети проходят в группу

Логопед. - Ребята, посмотрите, как много гостей собралось в нашем зале. Давайте поздороваемся с ними.

- Теперь посмотрите на меня,  к нам пришла необычная гостья. Это барыня-сударыня.

Логопед вносит куклу в русском народном костюме.

Барыня

Вот  Барыня-сударыня!

В  гости к вам пришла

Вас с дымковской игрушкой

Знакомить, детвора!

- Барыня-сударыня приглашает вас отправиться в путешествие на север нашей страны в далекое старинное село, где живут замечательные мастера-умельцы, которые изготавливают  забавные игрушки и украшают их яркими узорами.

- Примем приглашение Барыни-сударыни, отправимся в путешествие?

- Давайте с вами пофантазируем, на чем  можно путешествовать?

- Мы поскачем с вами на лошадях. Садитесь  на  лошадей.

- Чтобы найти дорогу в село Барыня-сударыня принесла волшебный клубочек.

      Клубочек мой волшебный,

      Покажешь путь нам верный!

      Вот тебе задание:

      Где добудем знания?

Логопед достает клубок и катит его в другой конец групповой комнаты, туда, где стоит  панно «Дымково».

-  Теперь можно отправляться в путь.

Не забудьте, что вы всадники, держите спину прямо.

Да, отправимся

Путешествовать можно на машине, на поезде, на самолете.

Дети садятся на лошадей (стулья, с нарисованными изображениями  лошадей)

Здоровье-сберегающие технологии - игровое упражнение «Скачем на лошадках»

- Лошадки стоят на старте

- Лошадки скачут

- Лошадки перепрыгивают через барьер.

- Лошадки перепрыгивают через двойной барьер.

- Лошадки скачут по песочку

-  Лошадки скачут по камушкам

- Лошадки скачут по болоту

- Лошадки скачут мимо барышень

- Лошадки скачут  мимо кавалеров

- Лошадки приближаются к селу

- Лошадки прибыли в село

-Мы все вместе прискакали в село. Поставьте своих лошадей в стойло, пусть они отдохнут, а нам с вами предстоит узнать название этого старинного села. Для этого  нужно выполнить задание, которое приготовила вам Барыня-сударыня.

Игра «Составь слово»

-Перед нами красивые, расписные лежат буквы. Нужно убрать одинаковые согласные буквы, а из оставшихся букв сложить слово. У вас получится название села.

- Давайте прочитаем, как называется это село.

- Мы в селе Дымково. Давайте вспомним, что мы о нем знаем.

Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях

Дети хлопают ладонями по коленям и щелкают языком

-«Ап!» - один хлопок по коленям обеими руками

-«Ап! Ап!»- два хлопка по коленям обеими руками

 - потирают руки и произносят «Шур! Шур! Шур!»

- «А -а-а»!- кулачками стучат по груди

-«Чвак! Чвак! Чвак!» - хлопки ладонями по коленям

-- «А -а -а»!- кричат девочки и машут рукой

- «А -а-а»!- кричат мальчики и машут рукой

 - Дети хлопают ладонями по коленям и щелкают языком с убыстрением темпа

 «Ух!» - выдохнуть воздух

Дети составляют слово.

Дымково

Логопед и дети подходят к панно «Дымково» и останавливаются у панно

- Что мы  видим?

- Для кого мастера-умельцы расписывали крыши?

 Что видишь, ты, Гриша?

- Откуда взялись дымковские игрушки?

- Из чего они делают эти игрушки?

- Как называем игрушки из глины?

- Как начался этот промысел?

- Правильно, сначала лепили только барышень самых разных и очень красивых. Как поступили с кавалерами?

- Молодцы, ребята, как интересно вы рассказали о селе Дымково. Теперь Барыня-сударыня хочет с  вами поиграть. У нее в корзине лежат необычные кубики.

-Посмотрите на них внимательно. На кубиках нарисованы картинки с изображением дымковских игрушек.

Игра «Слоговые кубики»

Логопед раздает детям одинаковое количество кубиков. Каждый кубик имеет шесть изображений дымковских игрушек: названия каждого из двух изображений состоят из одного слога,  двух  слогов, трех  слогов.

- По моему сигналу (хлопок в ладоши) вам надо найти на кубиках картинку, в названии которой  два слога и назвать её.

- Один, два, три: «Картинку назови!»

- Стеша, назови свою картинку. Логопед обращается с этим  вопросом к остальным детям.

  Дети поочередно произносят названия дымковских игрушек, делят слова на слоги, называют первый слог, второй слог.

- Вы замечательно играли, назвали много дымковских игрушек.

- Барыня-сударыня принесла  не только необычные кубики, но и чудо-карандаш. Он поможет вам подобрать   красивые слова про дымковские игрушки.

Игра «Стоп Чудо-карандаш! Остановись!»

 -Дымковские игрушки (какие?) – блестящие

Логопед передает карандаш ребенку. Ребенок подбирает определение к заданному словосочетанию и передает карандаш следующему. Услышав слова: «Стоп Чудо-карандаш! Остановись» игра заканчивается.

Ребята, Барыне-сударыне понравилось, как вы играли, и она приготовила для вас сюрприз – волшебные кисточки. С помощью этих  кисточек вы сами превратитесь в мастеров-умельцев и изготовите дымковские игрушки.

Сначала давайте немного отдохнём. Напомните мне, какие русские народные игры  вы знаете?

Мы будем играть в игру «Баба Яга»

Играющие выбирают «Бабу-Ягу». «Баба-Яга» должна поймать детей, которые убегают от неё, скача на одной ноге. Выигрывает тот ребенок, которого поймали позже других.

Вы замечательно играли пора украшать наши игрушки, которые вы налепили из глины в прошлый раз. Давайте вспомним, как мы это делали.

Упражнение «Глина»

А мы глину жали, жали

А мы глину мяли, мяли

Шарики катали, шарики катали.

А мы глину жали, жали

А мы глину мяли, мяли

Колбаски раскатали, колбаски раскатали.

Гладили, щипали, все соединяли.

И фигурки разные все мы получали.

- Давайте распишем  наши фигурки как дымковские мастера.

- Какой узор мы можем изобразить на наших фигурках?

- Какие цвета мы можем использовать?

- Какие приемы мы можем использовать для украшения?

Дети расписывают фигурки, воспитатель подходит к каждому, помогает советом, хвалит, поощряет.  

Проводится анализ детских работ, Барыня-сударыня прощается с ребятами, обещает  еще прийти  к ним в гости

- Мы видим большую, красивую церковь.

- Мы видим бревенчатые избы с                                        разноцветными крышами.

 - Крыши расписывали для купцов, которые приезжали за товаром.

- Я вижу глубокий деревянный колодец.

- Я вижу дымковские игрушки.

- Дымковские игрушки изготавливают в этом селе мастера-умельцы.

- Игрушки делают из красной вятской глины.

- Игрушки из глины называем глиняные.

- Барышни-девушки в красивых юбках ходили за водой к колодцу, а женихи-кавалеры стояли и смотрели на них, выбирали ту, которая краше.

- Кавалеров тоже стали лепить из глины, но в шуточном, смешном виде.

- У меня индюк.

-Нарядные, яркие, расписные, узорчатые, праздничные, радостные, разноцветные, веселые, смешные, красивые, забавные, глиняные, потешные.

«У медведя во бору», «Волки и овцы», «Гуси-лебеди»,  «Баба Яга» «Казаки и работники», «Разбойники»

Сжимают и разжимают кулаки

Соединяют и сжимают ладони

Скатывающие движения ладонями

Сжимают и разжимают кулаки

Соединяют и сжимают ладони

Раскатывающие движения ладонями

Имитируют движения обеими руками

Разводят руки в стороны

Мы можем изобразить кольца, волнистую линию, полоски, клеточку, точки, круги разного размера …

Мы можем использовать все яркие цвета: ярко красный, ярко голубой, ярко желтый, ярко оранжевый, ярко зеленый…

Мы можем использовать примакивание, рисование кончиком кисти…

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "В гости к дымковским игрушкам"

Цель: воспитать у детей любовь к русской народной игрушке, чувство прекрасного, эстетический вкус, аккуратность....

Методическая разработка " В гости к дымковской игрушке"

Совместное занятие логопеда и воспитателя с использованием здоровьесберегающих технологий...

Методическая разработка «Знакомство с Дымковской игрушкой, элементами росписи» (в помощь воспитателям)

Для познавательного развития дошкольников важное значение меет приобщение к истокам русской народной культуры, в частности, знакомство с русскими народными промыслами. Наиболее привлекательной и ...

Знакомство с народной игрушкой. «В гости к дымковской игрушке»

Задачи:Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом, элементами.Развивать чувство ритма, симметрии.Воспитывать чувство цвета, знакомство с формой....

Методическая разработка по ДПИ «Дымковская игрушка».

Методическая разработка по ДПИ конспект нод "Дымковская игрушка"....