Развитие речи детей 3-4 лет
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Блинкова Светлана Петровна

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики дошкольников

Давно доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев  является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое влияние функций руки на развитие головного мозга.

Значительную роль на коррекцию речевого развития дошкольников оказывает  занятия по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях. Для их успешного проведения мы создали предметно – развивающую среду. Занятия  стали проводить со второй младшей группы.  Сегодня в  литературе  имеется богатый выбор материала, который, мы используем в своей работе. Это упражнения без речевого сопровождения, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, упражнения с использованием различных предметов (орехи, крупа, фасоль, горох, крышки от пластиковых бутылок, резиновые колючие мячи,  шнурки, проволока, солёное тесто, пластилин, счётные палочки и т.д.), разнообразная мозаика, игры - шнуровки, игры - конструкторы, сухие бассейны,  заполненные манкой, песком,  горохом, фасолью, деревянными бусами т.д.  Несмотря на то, что дети с ОНР, ФФНР к поступлению в подготовительную группу осваивают много пальчиковых  игр, уровень их мелкой моторики  оказывается, недостаточно сформирован.  Зачастую требуется дальнейшее продолжение работы по коррекции звукопроизношения, по развитию пальцевой моторики. Возникает необходимость в поиске новых, незнакомых детям, интересных способов воздействия в решении данного вопроса.

Одним из приоритетных направлений работы  нашего детского сада является сохранение и укрепление здоровья детей. Поэтому передо мной возникла задача, как наиболее эффективно организовать логопедическое воздействие так, чтобы каждое  занятие было оптимальным по времени, регулярным, интересным, разнообразным, сочетало работу над речевыми компонентами, мелкой моторикой, психическими функциями, способствовало укреплению здоровья детей.

Целью моей работы является достижение высокой результативности в развитии речи дошкольников при создании комфортных условий для детей, с использованием традиционных  и  нетрадиционных методов и приёмов работы по формированию мелкой моторики.  Исходя из этого, мною определены следующие задачи:

Изучение научно - методической литературы по развитию мелкой моторики дошкольников.

Разработка авторских новых технологий по данной теме.

Создание перспективного плана работы на учебный год по лексическим темам с использованием традиционных и инновационных техник по развитию мелкой моторики логопатов.

Практическое применение традиционных и инновационных технологий по развитию мелкой моторики у детей в логопедической практике: в режимные моменты, на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.

Проведение практикума для родителей по применению данных технологий  для использования дома.

Размещение консультаций для родителей в речевом информационном уголке.

Обобщение опыта работы для воспитателей и специалистов ДОУ для использования  предложенного материала на  занятиях.

Сотрудничество в работе узких специалистов учреждения по формированию мелкой моторики дошкольников.

Отслеживание результатов диагностики формирования мелкой моторики и в целом речевого развития детей.



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ (3-4 ГОДА)


Каковы возрастные показатели развития речи ребенка четвёртого года жизни?

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 г. достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

На четвертом году дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой).

В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама «окны» моет»).

Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию.

На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого «сянки».

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как ы, э, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц .

У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с («суба» вместо шуба), ж — з («заба» вместо жаба), ч — ц («цасы» вместо часы), щ — с или съ («сенок» вместо щенок, «савель» вместо щавель). Сонорные звуки р, ръ, л дети заменяют звуком й или ль («йак», «ляк» вместо рак, «лека», «йодка» вместо река, лодка).
С появлением у некоторых детей шипящих звуков наблюдается обратная замена, когда вновь появившиеся звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например там, где надо произносить свистящие звуки («капушта» вместо капуста, «клизовник» вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.
Совершенствуется речевой слух ребенка.  

К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей — звуки л, р. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков л, р), что еще не является патологией в речевом развитии ребенка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.
У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Литература: Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок – М.: Просвещение, 1988.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...