«Путешествие в лес»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Садыкова Ольга Владимировна

 

 

Развитие мотивационной стороны речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через личностно - значимую деятельность, организованную с применением на занятиях нетрадиционных приемов обучения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dikie_zhivotnye.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности (занятия) с детьми 7-го года жизни группы компенсирующей направленности  для детей с нарушением речи

по формированию лексико-грамматических средств языка

                   Тема: «Путешествие в лес»

                                                       Учитель-логопед

                                                                     МБДОУ ДСКВ № 86 «Былинушка»

                                                                     Садыкова Ольга Владимировна

г. Нижневартовск.

Тема: «Путешествие в лес»

    Коррекционно-образовательные задачи.

 Актуализация и систематизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, притяжательных прилагательных; употребление простых и сложных предлогов; употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже). Совершенствование умения словоизменения и словообразования. Совершенствование навыка звукового анализа и синтеза. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков.

    Коррекционно-развивающие задачи Развитие длинного плавного выдоха, связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.  

   Коррекционно - воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия,  инициативности, самостоятельности, творческой активности, доброжелательности; воспитание любви и бережного отношения к природе.  

   Оборудование.  Мольберт, магнитная доска,  разрезные картинки с изображением животных, мультимедиа, три емкости и котельные трубочки (на каждого ребенка), контейнеры с горохом, фасолью, карточки с ребусами, плоскостные изображения диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, рысь, олень, белка)

   Предварительная работа. Просмотр слайдов, диафильмов, видеофильмов, энциклопедий по теме «Дикие животные». Прослушивание CD с записью голосов диких животных. Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Листопадничек», рассказов Е. Чарушина «Кабан – секач, «Рысь», из книги «Моя первая зоология», сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка». Разучивание подвижной игры «На водопой».

Ход занятия

1. Организационный момент. Сюрпризный момент. ( Сообщение темы занятия. Создание эмоционального положительного фона. Автоматизация  правильного произношения и дифференциации сонорных звуков в загадках.)

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними,

Раздается стук в дверь, вносит посылку ребенок от животных леса, в ней задания, которые они просят выполнить, чтобы расколдовать лес и иго жителей от колдовства Бабы Яги.

Разгадывание ребусов.  (Совершенствование навыков звукового  анализа. Развитие мышления.)

- В лес не войти, дорога зашифрована, только после того, как решите ребусы, вы можете войти в лес.

Логопед предлагает детям выбрать ребусы и объяснить, что зашифровано и как он его отгадали.

Логопед. Что нарисовано на первой картинке?

Дети.  Белка.

Логопед. Если зачеркнута буква Е, рядом буква У, то…?

Дети. Вместо Е говорим У и получается – Булка и т.д.

(Животные не могут узнать  друг друга.)

Логопед читает загадки.

                                                  Строгий, быстрый,

                                                  Рога ветвисты.

                                                  Пасется весь день.

           Кто же это?..........(Олень)

Дети.  …олень. У него ветвистые рога. Он стройный и быстрый.

                                                  Лесники её котят

        Взять домой не захотят,

                         Ей не крикнешь: «Мурка, брысь!»

Потому что это…..

Дети. ……рысь. Это дикая лесная кошка. У неё есть котята.

     Он живет вблизи воды,

      Строит дамбы и мосты.

                                                 Отгадать уже пора.

                                                  Говорю я про……

Дети. …..бобра. Это он строит на лесных речках запруды.

Посмотрите-ка, какая:

  Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе золотой,

          Хвост пушистый и большой,

На увёртки мастерица,

                                               А зовут её…..

Дети. ……лисица. У неё красивая шуба и пушистый хвост. Она хитрая и изворотливая.

    Удивительный портной.

Нитки нету ни одной,

      И машинки швейной нет,

                                                И утюг не разогрет.

                                                Но зато иголки есть.

         Сколько их? Не перечесть.

Дети. …..еж. Он колючий, потому что весь в иголках. Когда сердится – шипит.

                                                      Сама мала,

Шубка пышна,

В дупле живёт,

Орехи грызет.

Дети.  ….белка. Она рыжая, быстрая, скачет по веткам, любит грибы и орешки.

Возле дуба острым рылом,

                                           Деловито землю рыл он.

                                           Видно желуди искал,

                                           Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

                                            Очень грозен был…..

Дети….кабан. Он свирепый, опасный, сильный.

     С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось.

                                            Знайте дети, это ….

Дети. ….лось. Он огромный, у него длинные ноги и большие рога. Любит он листья и траву.

       Логопед. Молодцы! Сумели отгадать загадки и дали правильные объяснения, красиво говорили.

      3. Игра «В лесной глуши». (Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные». Автоматизация в игровой деятельности произношения и дифференциация сонорных звуков. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложные предложения).)

    Логопед открывает магнитную доску, на которой прикреплено плоскостное изображение дуба,  из-за которого видны части тел диких животных.

     Логопед. В лесной глуши Баба Яга спрятала диких животных. Посмотрите внимательно, кто прячется за дубом. Расскажите, кого вы видите. Составьте предложение со словом значит.

  1-й ребенок. Я вижу лосиные рога, значит, за деревом прячется лось.

Логопед достаёт изображение лося.

  2-й ребёнок. Я вижу беличий хвост, значит, за деревом прячется белка.

Логопед достаёт изображение лося.

  3-й ребёнок. Я вижу лисью мордочку, значит,  за деревом прячется лиса.

Логопед достаёт изображение лисы.

  4-й ребенок. Я вижу оленьи рога, значит, за деревом прячется олень.

Логопед достаёт изображение оленя.

  5-й ребёнок. Я вижу медвежью голову, значит, за деревом прячется медведь.

Логопед достаёт изображение медведя.

  6-й ребёнок. Я вижу заячьи уши, значит,  за деревом прячется заяц.

Логопед достаёт изображение зайца.

  7-й ребёнок. Я вижу спинку ежа, значит, за деревом прячется ёж.

Логопед достаёт изображение ежа.

  8-й ребёнок. Я вижу пасть волка, значит,  за деревом прячется волк.

Логопед достаёт изображение волка.

Логопед. Молодцы! Вы угадали, кто спрятался в лесной глуши.

    4. Упражнение «Фантастические животные» (Совершенствование умения образовывать одно слово из двух)

Логопед открывает другую часть магнитной доски, на ней прикреплены животные с перепутанными задними и передними частями туловища ( Баба Яга нарочно перепутала части тел животных).

-  Вы только посмотрите, какие животные и как их можно назвать? (белколис, лисобелка, ёжемедведь, лосеволк, медвоволк, тигрозаяц и т.д.).

    5. Упражнение «Собери картинку». (Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса)

Логопед: -  Вспомните, найдите и сложите тех животных, которые живут в наших лесах.

Дети.  Собирают из частей животных.

Логопед: - Ребята, какие животные у вас получились? Как их можно назвать одним словом?

Дети. – Дикие.

     6.  Игра «Найди маму». (Развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики.)

    - Баба Яга спрятала малышей от их мам.

   Логопед предлагает детям отыскать в контейнерах, с разным наполнителем,   детёнышей  диких животных, которых они только что собрали и прикрепить рядом с их родителями.

   7. Подвижная игра «На водопой». (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи, образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -их-, -иц-.)

  Звучит аудиозапись «Звуки леса».

    Логопед приглашает детей пройти на ковёр и предлагает выполнить знакомое упражнение.

Жарким днем лесной тропой                                   Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой - лосихой топал лосёнок,        Идут, громко топают.

За мамой - лисицей крался лисёнок,        Идет крадучись.

За мамой – ежихой катился ежонок,        Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой – медведицей шел медвежонок,        Идут вперевалочку.

За мамой – белкой скакали бельчата,           Скачут на носочках, согнув реки перед грудью.

За мамой – зайчихой – косые зайчата,        Скачут, сделав ушки из ладоней.

Волчица вела за собою волчат.        Идут на четвереньках.

Все мамы и дети напиться хотят.         Останавливаются, делают лакательные движения.

  Логопед: - Дети, а какое сейчас время года в лесу? Как вы догадались? (Лето)

 -  А реально за окном? (Зима)

- Баба Яга растопила снег, в лесу лето, плачет зайцы.

 - Почему они плачут? (Они белые, а снега нет, их видно)

Логопед предлагает детям выдуть сугробы.

 8. Дыхательная гимнастика «Мыльные пузыри». (Развитие длинного плавного выдоха (выдувание мыльных пузырей, через соломинку.))

    Логопед просит одного из детей напомнить правила при надувании мыльных пузырей.

 Ребёнок. - Опустить трубочку и пенную жидкость, набрать, через нос воздух и длинным-длинным выдохом вдувать его в трубочку.

9.   Игра «Есть - нет».  (Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже).)

  Логопед кладет на ковёр картинками вниз стопку карточек с изображением диких животных.

  Логопед. Вы берёте одну карточку, рассматриваете и говорите, кто на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть те, которые изображены у него на карточке и так далее.

   Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

1-й ребёнок. У меня есть волки.

2-й ребёнок. У меня нет волков, но зато есть бобры.

3-й ребёнок. У меня нет бобров, но зато есть лисы.

4-й ребёнок. У меня нет лис, но зато есть зайцы.

5-й ребёнок. У меня нет зайцев, но зато есть лоси.

6-й ребёнок. У меня нет лосей, но зато есть медведи.

7-й ребёнок. У меня нет медведей, но зато есть олени.

8-й ребёнок. У меня нет оленей, но зато есть белки.

И последний ребёнок. У меня нет белок, но зато есть волки.

    10. Итог занятия. Поощрение детей. 

«Река» - ребус  «Молодцы!»

     Дети высказывают впечатления от занятия, о чём сегодня говорили и что делали, что понравилось, что показалось трудным, во что еще хотелось бы поиграть. Логопед положительно оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»

Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....

ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»

Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».

Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в страну "Здоровье" имитационная игра- путешествие

Предлагаю разработку имитатационной игры-путешествия с подготовительной  группой дошкольников компенсирующей направленности. Используемая технология доступна и целесообразна для восприятия детьми...