Мастер-класс обучение с развлечением для детей и родителей. Игра "Алфавит"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ковалёва Марина Алексеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_s_razvlecheniem_dlya_detey_i_roditeley.doc322.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение с развлечением для детей и родителей.

Игра «Алфавит»

Учитель – логопед:

Ковалева М. А.

Цель:

Расширять кругозор и эрудицию детей;

Побуждать познавательный интерес, целеустремлённость;

Развивать речевую коммуникацию, внимание, память, словесно – логическое мышление;

Совершенствовать просодическую и лексико-грамматическую стороны речи;

Закрепить правильное звукопроизношение;

Обогащение словарного запаса определениями;

Развитие общей и мелкой моторики;

Формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

Закрепить умение проводить звукобуквенный анализ и синтез слов;

Развивать диалогическую речь;

Научить выслушивать своих товарищей, не перебивать их речь;

Формировать такие качества, как сочувствие, готовность прийти на помощь, умение прощать, чувство коллективизма.

Оборудование:

 медальки, сектора с буквами, игры «Узнай по описанию», «Вывески», «Цепочка слов», «Составь предложение», «Собери цепочку», «Волшебный коврик», «Что из чего?», «Шифровщик», «Ребусы», «Что лишнее», «Подбери слово», «Слова перевёртыши», «Слоговое домино», «Что лишнее?», иллюстрации к сказкам, мяч,  предметные картинки, разноцветные цветы из картона, разноцветные геометрические фигуры, пустые коврики, веточка сирени.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые!  Ребята, вы любите играть?

Дети. Да.

Логопед. А вы, уважаемые взрослые?

Родители. Да.

Логопед. Тогда я приглашаю вас на игру «Алфавит».

Посмотрите внимательно: игровое поле разделено на цветные сектора, каждый из которых определяет тип вопроса:

 

        - «Почемучка»

        - «Говорушки»

        - «Игралочка»

        - «АБВГДейка»

        - «В гостях у сказки».

       

       Есть ещё и другие сектора

        - «Семья»

             

        - «Весёлые ребята»

Данная информация зрительно представлена на планшете.

Ребёнок называет букву, берёт её, передаёт мне, а затем выполняется задание. Правила игры всем понятны?

Дети и родители. Да.

Логопед. Тогда начинаем!

Буква «А»

Игра «Загадочное слово»  - с мячом

Цель: Развитие скорости мышления, расширение словарного запаса.

(Взрослый называет  только первый слог, а дети должны назвать слово. Например. се (но), за (ноза) и т.д.)

Буква «Б»

Игра «Узнай по описанию»

Цель: Упражнять детей в образовании прилагательных при назывании частей тела знакомых животных; упражнять в анализе изображения животных

(например, домашнее животное, ловкое, гибкое…и т.д.)

Буква «В»

Игра «Вывески»

(Логопед сообщает игровую ситуацию: «Представьте, что мы идём по улице нашего города. В домах вдоль улицы располагаются магазины, а над ними вывески. Город зелёный, в нём много деревьев, которые прикрывают ветками вывески. догадайтесь, что на них написано». Варианты вывесок: «Цв…ты», «…вощи», «Рыб…»)

Буква «Г»

Игра «Угадай сказку»

Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения.

У какого сказочного героя на спине был моторчик?

 У Карлсона.

Как  называется эта книга?

«Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

У кого скорлупа грецкого ореха была колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом?

У Дюймовочки.

Как  называется эта книга?

Дюймовочка.

Буква «Д»

Как вы понимаете слова?

Цель: развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.

Водой не разольешь.

Как воды в рот набрал.

Тише воды, ниже травы.

Буква «Е, Ё» 

Повтори скороговорку.

Цель: Развитие воображения ребёнка, умения понять забавную ситуацию, и передать её выразительно и чётко, развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.

Жутко жуку жить на суку

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Буква «Ж»

Игра: «Цепочка слов»

Цель: упражнять детей в определении последнего звука в словах, и выкладывания цепочки слов по последнему звуку.

(Собрать цепочку слов по последнему звуку в названии картинок).

Буква «З»

Игра: «Составь предложение»

Цель: развитие воображения,  связной речи.

Составить предложения по картинкам.

Буква «И, Й»

Речь с движением.

Цель: вырабатывать правильный темп речи, ритм дыхания, развивать речевой слух, речевую память.

Динь – дон, динь – дон –                (Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе).

Гномы строят новый дом.                (Кулак на кулак)

Красят стены крышу, пол,        (Руками, словно кистями, «красим», сбоку,

вверху, внизу).

Прибирают всё кругом.                («Метём» метлой).

Мы к ним в гости придем                (Шаги на месте).

И подарки принесём.                (Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх)

На пол мягкую дорожку,                (Наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)

Расстелив её к порожку.                (Попятиться назад)

Две подушки на диван,        (Руки сложить ладонями вместе – сначала под одну щёку, затем под другую).

Мёду липового жбан.                (Руки округлить, вытянуть перед собой).

Релаксация «Спящий котёнок»

Цель: снять напряжение, возбуждение, учить детей перевоплощаться, входя в заданный образ.

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали, начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2-3 раза)

Буква «К»

Игра «Закончи предложение»

Цель: активизация речевой деятельности, обогащение словарного запаса, формирование грамматически правильной речи.

(По кругу передаётся веточка сирени, и, тот, у кого он в руках, должен закончить предложение логопеда. Например: «Я надела тёплую шубу, чтобы… Мы зажгли свет, чтобы… Мы полили цветы, чтобы…» и т.д.)

 

Буква «Л»

Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.

Вспомни и расскажи выразительно чистоговорку со звуком «Ш».

Буква «М»

Игра «Волшебный коврик»

Цель: развивать фонематический слух, закреплять умение проводить звуковой анализ слов, расширять словарный запас детей.

(Детям  раздаются  цветные фишки и пустые коврики. Логопед предлагает детям сделать коврики красивыми, разноцветными. для этого логопед называет словосочетание, а дети берут геометрическую фигуру  такого цвета, начальные буквы названия цвета и названия фигуры которой должны соответствовать начальным буквам слов в словосочетании. Коврик закрывают по горизонтали).

Буква «Н»

Игра «Угадай сказку»

Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения 

Чашки три и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь, в самом деле

Проживает ровно три…                        («Три медведя»)

Маша в коробе сидит,

Далеко она глядит.

Кто несёт её, ответь

Быстрыми шагами?

А несёт её медведь

Вместе с пирогами.                                («Маша и медведь»)

Буква «О»

Цель: развивать логическое мышление, познавательные способности детей, умение высказывать аргументированные суждения. Учить понимать и объяснять смысл фразеологических оборотов, употреблять их в речи. Расширять представления о взаимосвязи природы и человека.

Как вы понимаете слова?

Много воды утекло.

Как две капли.

Буря в стакане воды.

Буква «П».

Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.

Вспомнить и рассказать выразительно чистоговорки со звуком «Л»

Буква «Р»

Игра «Что из чего».

 Цель: развивать память, внимание, воображение, речь, анализ, синтез и сравнение

(На ковре в свободном порядке лежат картинки в виде цветов изображением вниз. Логопед предлагает детям собрать букет для мам. Дети берут цветок, переворачивают его изображением вверх и по очереди отвечают. Например, на картинке мороженое, оно сделано из молока)

Буква «С»

Игра «Шифровщик»

НАПРИМЕР.

        


        

Буква «Т»

Игра «Собери ассоциативную цепочку»

Цель: развивать память, внимание, воображение, речь, анализ, синтез и сравнение, мелкую моторику рук.

(С помощью разрезных карточек (пазлов) собирается ассоциативная цепочка, например, корова-молоко сыр).

Буква «У»

Игра «Угадай сказку»

Цель: развить интерес и любовь к книге, умение отгадывать знакомые художественные произведения 

Из муки его слепили,

После в печку посадили,

На окошке он студился,

По дорожке покатился.                  («Колобок»)

Жили – были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Мама очень их любила,

Молочком детей поила.

Тут, зубами щёлк да щёлк,

Появился серый волк.  

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел.                («Волк и семеро козлят»)

Буква «Ф»

Цель: Совершенствование диалогической речи, грамматического строя речи, речевого слуха, развивать тактильные ощущения, глагольный словарь, словарь прилагательных.

(Ребёнок  и мама обыгрывают диалог. С помощью кукол они составляют описательный рассказ про овощи. Например. Картошка и огурец).

Буква «Х»

Пальчиковый игротренинг.

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, увеличивать объем и точность движений пальцев.

У кошки было пять котят,   (Показать 5 пальцев на правой руке, сделать из них         «кошку»)

А у гусыни - пять гусят       (Показать 5 пальцев на левой руке, сделать из них «гуся»)

Детишки резвые в саду        (Кистями рук «перепрыгивать» одна через другую несколько раз).

Сыграть решили в чехарду.

У гусят – то – крылышки        (Кисти рук скрестить, машем крыльями)

У котяток – лапки.        (Показываем коготки)

На крылышках – то – пёрышки, (Пошевелить пальцами обеих рук).

На лапочках – царапки.        (Показываем коготки)

Пёрышки – то – мягкие,        (Погладить каждый палец сначала на правой, потом на левой руке)

Лёгкие пушинки.        

Коготки – то острые        (Коготками поскрести по рукам)

Больно ранят спинки.

Буквы «Ц»

 Словесная игра «Подбери слово»

Цель: развитие словесно – логического мышления.

 (Логопед называет детям определение, к которому надо подобрать слова таким образом, чтобы получилось правильное словосочетание. Например: Вкусный (пирог, компот, помидор)

Солнечный (день, зайчик, луч) и т. д.

Буква «Ч»

Игра «Что лишнее»

Цель: совершенствовать умение обобщать и исключать лишний предмет.

(Детям раздаются карточки, на которых один из предметов лишний, дети должны назвать его и сказать, почему он лишний).

Буква «Ш»

Игра «Слова перевёртыши»

Цель: закреплять умения проводить звукобуквенный анализ и синтез слов.

(например, на – лу (луна), мы – ра (рамы) и т.д.)

Буква «Щ»

Словесная игра «Я тоже»

Логопед: Я дрессирую животных.

Ребёнок: Я тоже дрессировщик.

Логопед: Я играю в футбол.

Ребёнок: Я тоже футболист и т. д.

Буква «Ъ, Ь»

Цель: вырабатывать правильный темп речи, ритм дыхания, развивать речевой слух, речевую память.

Релаксация «Холодно - жарко»

Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились… Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2-3 раза)

Буква «Ы»

Цель: закреплять правильное звукопроизношение в чистоговорках.

Вспомнить и выразительно рассказать чистоговорку со звуком «С».

Буква «Э»

Игра «Слоговое домино»

Цель: упражнять детей в определении последнего слога в словах, и выкладывания цепочки слов по последнему слогу.

(Собрать цепочку слов по последнему слогу).

Буква «Ю»

Словесная игра «Хитрые задачи»

Цель: Развитие мышления, уверенности в себе.

Мальчик говорит: «Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?»

Чего в лесу больше – деревьев или берёз?

На Олином платьице были нарисованы три яблока и две вишенки.

Одну вишню и два яблока съели. Сколько яблок и вишен на Олином платьице осталось?

На столе лежат два яблока и одна груша. Сколько овощей лежит на столе?

У собаки Микки родились котята: три беленьких и один чёрненький. Сколько всего котят родилось у Микки?

Буква «Я»

Игра: «Чем отличаются?»

Цель: развивать словесно – логическое и наглядно – образное мышление, расширять возможности ассоциативной памяти, развитие связной речи.

Взрослый: У каждого из вас по две картинки. Расскажите, чем эти два предмета на картинках отличаются.

Пары картинок: Дверь – окно

Грабли – расчёска

Самолёт – птица

Зонт – крыша

Метла – букет

Пирожок – подушка.

3. Итог занятия.

Логопед. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Вот и подошла к концу наша игра «Алфавит». Скажите, что больше всего понравилось вам?

Ответы детей и родителей.

Логопед. Спасибо за внимание!

Сюрпризный момент.

 

Ы

С

Н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»

Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада....

Мастер – класс с использованием здоровьесберегающих технологий для детей и родителей средней группы

Мастер – класс с  использованием здоровьесберегающих технологийдля детей и родителей средней группы  Тема: «Здравствуй, Зимушка - зима»...

Мастер-класс «В гости к пальчикам» (для детей и родителей второй младшей группы)

Цель: познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.Задачи:Вызвать у детей и родителей желание заниматься с ребёнком по развитию мелк...

Мастер-класс " Организация физкультурно-познавательного досуга для детей и родителей.

В рамках Программы Педагогического марафона , по теме "Активные формы взаимодействия ДОУ с семьёй", представлен конспект интегрированного досуга специалистов ДОУ с семьёй....

Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста.

Познакомить педагогов с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....

Мастер – класс «Приемы обучения игре в футбол детей дошкольного возраста»

Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Упражнения должны быть разнообразными, инт...

Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста.

Мастер класс по обучению игре в шашки детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шашки - игровые ситуации для дошкольников»....