Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей
творческая работа учащихся по логопедии (старшая группа) по теме

Использование коллекционирования для формирования психических процессов и развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollekcionirovanie.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей.

Для того, чтобы сделать жизнь ребенка более яркой, разнообразной, насыщенной, а также помочь, родителям научиться взаимодействовать с детьми я предлагаю найти общее дело - например собирать коллекцию, и самый простой, доступный, не требующий особых затрат вид коллекционирования - это коллекционирование фантиков. И практически у каждого ребёнка хранится несколько фантиков от конфет. Они с удовольствием их рассматривают. Последнее время кондитерские фабрики начали выпускать конфеты и карамель в очень ярких красочных и тематически продуманных обертках. Детям жалко с ними расставаться, многие начинаю их копить. Временами интерес пропадает, но может возникнуть вновь. Я решила использовать эту склонность детей к собиранию фантиков, и упорядочить эту хаотичность созданием коллекций. Тем более что собирание фантиков в условиях детского сада полностью отвечает следующим принципам:

  1. доступность.
  1. эстетичность.
  2. динамичность (расширение тематики).

В процессе коллекционирования развиваются следующие психические процессы:

  1. восприятие.
  2. память (произвольная, зрительная).
  3. мышление.

Восприятие - это сложная деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир, исследует воспринимаемые объекты. Важные составные части деятельности восприятия:

-        движения глаза, рассматривающего предмет.

-        движения руки, манипулирующей предметом и ощупывающем его.

Восприятие ребёнка дошкольного возраста, конечно, ещё очень несовершенно. Воспринимая целое, ребёнок часто плохо схватывает детали. В процессе коллекционирования мы воспитываем у детей наблюдательность. Сам процесс коллекционирования создаёт установку обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.

Например, предлагается вклеить в альбом самый красивый фантик из нескольких таких же самых, имеющих какие-либо незначительные отличия:

  1. лучше нанесённая окраска.
  2. целостность рисунка.
  3. эстетичный вид (помятость) и т.п.

В процессе коллекционирования развивается произвольная зрительная память. Ребёнок запоминает фантики в своей коллекции и при рассматривании коллекции товарища, может сказать, какие фантики имеются в его коллекции. При этом ребёнок может поставить цель найти и получить в свою коллекцию недостающие экземпляры, что побуждает его в дальнейшем к более активному поведению, и, в конечном счете, активному общению.

В процессе коллекционирования особое значение отводится развитию мышления. Мыслительная деятельность человека совершается при помощи мыслительных операций, одной из которых является СРАВНЕНИЕ ─ основа понимания. Дети, занимаясь коллекционированием, сравнивают фантики, находят сходства и различия между ними. Успешное сравнивание предметов возможно тогда, когда оно значимо для ребёнка и целенаправленно. В процессе рассматривания фантиков ребёнок анализирует их отдельные части. Ребёнок учится хаотично собранные фантики объединять в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования.

Я предлагаю объединять фантики в следующие разделы:

  1. фрукты-ягоды.
  2. животные:

  1. дикие,
  2. домашние.
  3. жарких стран.
  4. животных севера.
  5. птицы.
  6. насекомые.
  7. обитатели морей;

  1. игрушки.
  2. транспорт.
  3. профессии.
  4. растения:

  1. цветы.
  2. деревья;

  1. времена года.
  2. школа.
  3. праздник.
  4. космос.
  5. части суток,
  6. сказочные герои.
  7. города.

Ставя цель развития психических процессов, я предлагаю следующие игры с фантиками:

  1. "четвёртый — лишний",
  2. чего не стало.
  3. что изменилось.
  4. распредели фантики по темам.
  5. найди ошибку.
  6. подбери фантики с названием на определённый звук, с постепенным усложнением задания определением позиции звука.
  7. сколько слов в названии.
  8. сколько слогов в названии.
  1. распредели по преобладанию цвета.
  2. договаривании слов (произносится первый слог, а ребёнок должен договорить его и показать соответствующий фантик).

В процессе коллекционирования развивается речь детей. Прежде всего, формируется словарь. В коррекционных группах для детей с общим недоразвитием речи всегда наблюдается недостаточность словарного запаса. В процессе коррекционной работы ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми. успешно обучаться в школе. понимать литературу, телевизионные передачи и т.д.

Поэтому коррекционная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трёх следующих направлениях:

  1. Расширение словаря ребёнка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
  2. Введение слов, обозначающих качества и свойства на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место в процессе собирания коллекций фантиков. Детям называют явления, предметы и их части, закрепляют названия цветов и их оттенков, вводятся слова обозначающие материалы: бумага, целлофан, фольга.

Проводятся соответствующие игры:

  1. угадай, про какой фантик я рассказываю.
  2. расскажи, а я покажу.
  3. выбери только " такие " фантики.
  4. четвёртый лишний (докажи).

В процессе игр формируется грамматический строй речи, упражняет детей в употреблении слов в единственном и множественном числе. Игра " Угадай, чего не стало? " упражняет в употреблении слов в родительном падеже.

Игры "Домино", "Подбери по темам" - в употреблении дательного падежа. Проводя игру "Кто, чем питается" - упражнять в употреблении существительных в творительном падеже.

Большую помощь оказывают фантики в процессе автоматизации звуков. Можно подобрать большое количество фантиков с заданным звуком в разных позициях, фантики с различной слоговой структурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме "Дидактическая игра как средство развития психических процессов детей дошкольного возраста"

В данной работе представлены дидактические игры, напрвленные на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, а также игры с дидактическим материалом, таким как "Блоки Дьенеша", "Занимательные...

Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...

Учебно - методическое пособие "ИКТ как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ"

Сегодня в систему дошкольного воспитания и обучения, а именно психологического сопровождения детей с ОВЗ необходимо внедрять новые информационные технологии,    ориентированные на лично...

"Лего-игралочка, как средство развития психических процессов у детей с ОВЗ".

В данной презентации представлена картотека Лего-игр, способствующих развитию психических процесов у детей с ОВЗ...

Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...

Тема:"Роль экологического центра как средства развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".

МБДОУ "Детский сад № 52 "Аленький цветочек" города СмоленскаПодготовила:старший воспитатель и инструктор по физической культуре Титова Ольга Игоревна Смоленск, 2023 год....