Консультация для педагогов "Применение компьютерных технологий с целью оптимизации логопедической работы по коррекции ОНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_pedagogov.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужен ли компьютер специалистам, работающим с дошкольниками. Сама жизнь поставила учителя-логопеда перед внедрением компьютерных технологий в систему коррекционной работы. Чем же это обусловлено?

Занятия с использованием компьютера очень интересны дошкольниками. Они с большим удовольствием осваивают специальные компьютерные программы, добиваясь правильного решения игровых задач. Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения поставленной перед ним задачи, что позволяет рассматривать их как особое средство развития творчества детей.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерных игр позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторов в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Совместная скоординированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы позволяет активизировать компенсаторные механизмы ребенка на основе зрительного восприятия. Поскольку у дошкольников с нарушениями речи хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном для ребенка виде, вызывает особый интерес. В связи с этим применение игровых компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет детям информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.

Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей этим занятиям. А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

За прошедшее время на основе результатов проведенных научных исследований разработано немало интересных и полезных компьютерных технологий и игр развивающего и обучающего характера для детей, методик их применения в детских садах.

Для работы с детьми в нашей группе мы приобрели несколько компьютерных логопедических программ, которые используем в своей работе.

Компьютерная технология «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей. Программа построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Она позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:

- длительности силы и речевого выдоха;

- громкости (интенсивности) голоса;

- темпо-ритмической организации;

- звукового анализа и синтеза;

- структуры значения слова;

- лексических связей слов;

- грамматического значения слова;

- коммуникативных навыков детей.

Компакт диск издательства «Учитель» «Логопедические упражнения» содержит занимательный презентационный материал для закрепления правильного произношения дефектных звуков детьми, их общего и речевого развития. Анимированные картинки облегчают усвоение и запоминание материала.

Аудиодиск «Учимся говорить правильно» включает в себя более 1000 различных чистоговорок, скороговорок и стихотворений на звуки, нарушенные в произношении у детей: свистящие, шипящие, сонорные. Имеется возможность самостоятельной работы ребенка с диском: диктор произносит чистоговорку и предлагает ребенку ее повторить – далее следует пауза, в течение которой должен говорить ребенок.

Все эти игры и программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют построить работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

В своей работе с детьми используем также такие игры: «Лунтик. Подготовка к школе», «Развитие речи» из серии «Поиграйка», «Маленький гений. Учимся читать», «Большая энциклопедия развивающих игр», «Пальчиковые игры с физкультминуткой», «Алик - скоро в школу», «Веселая азбука», «Баба Яга учится читать», «Букварик. Смешарик» и другие.

Но надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно, что данные психические процессы являются психологической базой для развития речи и поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Прежде, чем предложить игру детям, необходимо хорошо знать ее цели и недоразвитие речи. А так как развивающих компьютерных программ много и каждая программа имеет ряд игр, был составлен каталог с аннотациями игр, чтобы было удобно их использовать при планировании коррекционной работы с ребенком.

В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы. Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

  1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
  2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного»  ребенка.
  3. Делать «видимым» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные  проблемы в специальные задачи обучения.
  4. Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
  5. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
  6. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

  1. Компьютерные технологии обеспечивает занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификация сравнения.
  2. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
  3. Ребенок учится говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
  4. Во время логопедических занятий с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
  5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
  6. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
  7. В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого ребенка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона, чтобы картина на экране двигалась только при определенной голосоподаче.
  8. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением.

Организация работы и ее содержание

Решение учебных и коррекционных задач с помощью развивающих компьютерных игр встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка. Каждое занятие с использованием компьютерных игр является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения.

Индивидуализация учебно-коррекционного процесса осуществляется за счет выбора уровня сложности заданий, соответствующего уровню развития ребенка. Работа с данной игровой программой происходит при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: логопед – компьютер – ребенок. В рамках этого подхода учитель-логопед составляет программу занятий и производит отбор коррекционных задач, решение которых с применением компьютерных технологий является наиболее эффективным. Занятие проводится со старшими дошкольниками 1-2 раза в неделю, предельное нахождение у дисплея – 10-25 минут. Для предупреждения утомления после 5-минутной работы с экраном монитора необходим перерыв для выполнения специальных упражнений. В процессе занятия обязательно используются игры и пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики. Ритмичные движения пальцами детям очень нравятся, и таким образом они подготавливают пальчики малыша к работе с мышкой. У игр с пальчиками есть и другие преимущества, они помогают в обучении понятиям «Вниз» и «Вверх». По окончании занятия проводится комплекс упражнений для снятия зрительного и эмоционального напряжения.

Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Конечно, существуют определенные правила, требования безопасности при работе с компьютером.

В том случае, если эти рекомендации выполняются, то можно быть совершенно спокойным за здоровье детей – компьютер вреда не принесет им.

Таким образом, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Вот уже 6 лет коллектив МАДОУ ЦРР детский сад №13 "Петрушка" работает в инновационном режиме по программе О.А. Куревиной "Синтез исскусств в эстетическом воспитании дошкольников"...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОНР

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужен ли компьютер специалистам, работающим с дошкольниками. Сама жизнь поставила учителя-логопеда перед внедрением компьютерных технологий в систему коррекционной...

проект по теме: «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы».

Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы. Цель:повышение мотивации и активности ребенка и эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и...

проект «Интеграция компьютерных технологий в процесс коррекционной логопедической работы»

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию. Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательно...

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ТНР

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ТНР...

Консультация «Особенности современных образовательных технологий с целью совершенствования образовательной работы с детьми по развитию речи»

В этой статье говорится о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении....