ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья по логопедии по теме

В статье рассмотрены особенности проведения фронтальных логопедических занятий,направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.Даются конкретные методические рекомендации по использованию комплексных методов,соединяющих различные виды деятельности: рисование,речь,игру,специально разработанные и подобранные упражнения,задания, которые способствуют не только развитию лексико-грамматического строя данной категории детей,но и равзитию речи в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olga_veretennikova_formirovanie.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

О.И.Веретенникова МДОУ «Детский сад № 43 комбинированного вида»,

г. Саранск

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Дошкольное образование на современном этапе представляет собой личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивающий развитие всех сторон личности обучаемого, раскрытие и реализацию его способностей. Развитие лексико-грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей, и особенно для детей, имеющих нарушения речи, так как в повседневной жизни им постоянно приходится находиться и ориентироваться в мире людей, вещей, предметов.

Развитие лексико-грамматического строя речи в дошкольном возрасте имеет исключительную практическую значимость для детей. Процесс развития лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи осложняется специфическим характером их речевого недостатка. Вследствие чего возникает необходимость специальной логопедической работы с данной категорией детей. На логопедических занятиях организуется специальное обучение. При этом обучение выступает как средство познания окружающего мира, предметов, явлений, событий и, следовательно, протекает более успешно тогда, когда основывается на непосредственном наблюдении и изучении этих предметов, явлений и событий [2, 3].

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мной было разработано и проведено экспериментальное исследование. Целью экспериментального исследования являлось изучение лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Эксперимент проходил в МДОУ «Детский сад № 43 комбинированного вида» г. Саранска. Исследование проводилось в логопедической группе детей 5-6 лет, в которой 12 детей с диагнозом ПМПК «Общее недоразвитие речи III уровня».

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, при этом учитывалась такая особенность мышления дошкольника, как предметность, в связи с чем исследование проводилось со стимульным материалом (картинки, предметы). Методики исследования были подобраны для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи констатирующего эксперимента:

1.        Выявить особенности лексики детей с ОНР.

  1. Определить уровень сформированности грамматического строя речи детей с ОНР.
  2. Выявить особенности построения связного рассказа, при произвольном предъявлении серии картинок.

Для экспериментального исследования мной была выбрана методика исследования лексико-грамматического строя речи дошкольников Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой и структурированна в 2 этапа [1,2].

I        этап. Обследование лексики детей с ОНР.

II        этап. Обследование грамматического строя языка детей с ОНР.

При анализе результатов я выделила три уровня развития лексико-грамматического строя речи.

  1. Высокий: богатство содержания высказываний, наличие композиции при составлении предложений, высказываний (четко выраженные структурные части), выразительность речи, наличие типов связи между предложениями и внутри их, грамматическая правильность речи, разнообразие лексических средств.
  2. Средний: содержание, соответствие названия содержанию, некоторые средства выразительности, наличие некоторых типов связи между предложениями и внутри их, грамматическая правильность речи, словарь.
  3. Низкий: содержание, названия рассказа, отсутствие типов связи между предложениями или их незначительное проявление, грамматическая правильность речи, словарь.

Эксперимент показал, что у дошкольников с ОНР выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей. Наиболее важными причинами бедности словарного запаса у этих детей является ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в речевых и социальных контактах, а также слабость вербальной памяти.

Учитывая данные анализа психолого-педагогической литературы, и данные экспериментального исследования я организовала и провела экспериментальное обучение, направленное на разработку методических рекомендаций по проведению фронтальных логопедических занятий по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. При этом я решала следующие задачи:

  • расширение запаса конкретных представлений дошкольников;
  • развитие пассивного и активного словаря;
  • формирование обобщающих понятий;
  • формирование навыков понимания и употребления словоизменительных форм и словообразовательных моделей;

-        формирование умений употреблять различные типы синтаксических
структур.

При разработке методики экспериментального обучения были использованы приемы и методы, описанные Т. В. Волосовец, Л. Н. Ефименковой , Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Н. В. Нищевой и др.

В ходе обучающего эксперимента работа по развитию лексико-грамматического строя речи на логопедических занятиях велась по 3

направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

В качестве ведущих задач обучения на логопедических занятиях выделялись следующие: 1) практическое усвоение лексико-грамматических средств языка; 2) дальнейшее развитие связной речи; 3) формирование полноценной фонетической стороны языка: совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры; 4) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза; 5) овладение элементами грамоты.

Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводились мной 3 раза в неделю в течение 2011 г.

Коррекционную работу по накоплению словарного запаса я проводила на фронтальных логопедических занятиях и начинала ее с развития у детей умения вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям, поэтому работа проводилась в рамках лексических тем: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Профессии» и т. д.

Таким образом, словарный запас детей постепенно расширился, обогатился за счет новых слов.

Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, на логопедических занятиях предлагались задания на словообразование, целью которых являлось уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

В ходе экспериментального обучения я на фронтальных занятиях использовала разнообразный речевой материал, игры и упражнения. Дети научились различать одушевленные и неодушевленные предметы, женский и мужской род существительных в единственном и множественном числе, глаголы настоящего и прошедшего времени, изменять форму лица глагола. Постепенно дошкольники усвоили, и стали практически употреблять в своей речи существительные единственного и множественного числа и глаголы настоящего и прошедшего времени.

После усвоения детьми предшествующего материала и многократного закрепления его, я учила детей применять грамматические конструкции в простых и сложных предложениях.

Таким образом, на логопедических занятиях со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня использовались комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности: рисование, речь, игру, специально разработанные и подобранные упражнения, задания, что способствовало не только развитию лексико-грамматического строя данной категории детей, но и развитию речи в целом.

После экспериментального обучения мной был организован и проведен контрольный эксперимент, с целью выявления эффективности разработанной

методики по развитию лексико-грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня.

Для экспериментального исследования мной была выбрана методика исследования лексико-грамматического строя речи дошкольников Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, которая использовалась в ходе констатирующего эксперимента, но при этом был подобран другой речевой и наглядный материал.

После экспериментального обучения произошло увеличение числа детей с высоким (на 8,4%) и средним (на 16,6%) уровнями развития лексической стороны речи, число детей с низким уровнем уменьшилось (на 25%).

Произошли изменения и в количественных данных, характеризующих уровни развития грамматического строя речи. Увеличилось число детей с высоким (на 8,3%) и средним (на 25%) уровнями развития грамматического строя речи, число детей с низким уровнем уменьшилось (на 33,3%).

Контрольный эксперимент показал, что в результате целенаправленной логопедической работы, включающей комплексные методы, соединяющие различные виды деятельности (рисование, речь, игру, специально разработанные и подобранные упражнения, задания), возможно развитие лексико-грамматического строя речи детей с ОНР.

Литература

  1. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. -СПб.: СОЮЗ, 1999.-160 с.
  2. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р. И. Лалаева. - М. : Просвещение, 2004. - 236 с.
  3. Серебрякова Н. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломаха. - СПб. : Детство-пресс, 2001 - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка

В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников

В работе с детьми старшего возраста по формирования лексико-грамматического строя речи в нашей группе используются различные дидактические игры и игровые приемы, создаются различные игровые ситуации, ...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Формирование грамматического строя речи младших дошкольников в процессе сюжетно-дидактической игры

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы....