Культура современного урока
статья по логопедии по теме

Лавриненко Ольга Борисовна

Требования к современному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dronova_lavrinenko-statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Культура современного урока

М.В. Дронова

О.Б. Лавриненко

Урок родился около 400 лет назад. Я.А. Коменский считается отцом его и учредителем. Существуя несколько столетий, урок не мог не трансформироваться. Он, находясь в контексте современной ему культуры, приобретая черты этой культуры, будучи, таким образом, сам продуктом культуры и, одновременно, носителем культуры. С этой точки зрения, всякий урок обладает культурой.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством за определенный период своей истории.

Урок - культурологическое явление человеческими усилиями, педагогической мыслью, это продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания мира. Урок является составной частью процесса воспитания ребенка, поэтому необходимо четко представлять современный воспитательный процесс.

Одной из задач образования является приобщение человека к культурным ценностям, т.е. превращение природного человека в человека культурного. В.А.Ситаров рассматривает образование «как освоение и сохранение культурных норм с ориентацией на будущее, в основе которого должно лежать культурное самоопределение человека» [4, с.8].

Культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов построения учебного плана, расширяет культурные основы и содержание обучения и образования, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность взрослого и ребенка.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.

Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким и трудом  освоения нового, познания окружающего мира. За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

Культура проявляется глубинно. Культура непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка. Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни. Поэтому школа, если она истинно культуросообразна, должна не подталкивать к усвоению готовых знаний, а ставить ребенка в условия, когда он сам начинает действовать культурно, творчески используя выбираемые им ценности, нормы, знания и образцы.

Культура не единый монолит, а динамическое образование, результат самых разнообразных достижений человечества: материально-технических, духовных, гигиенических, социальных, индивидуально-психологических.

Все эти достижения вбирает в себя и воспроизводит урок: в речи, внешнем виде, логике построения урока, воспитательных средствах, культуре мышления, в мимике, пластике, жестах и т.д.

Каждый новый урок-это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

Что значит современный? Это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребёнка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе.

Любой урок: развивающий, личностно-ориентированный, и традиционный в том числе, имеет потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием. Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот устаревший.

Важно другое – нужно понять:

- что происходит с современным уроком;

- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;

- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;

- как меняется позиция учителя и другие вопросы.

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование, дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.

На сегодняшний день существует множество определений урока, но мы в своей работе опираемся на определения П.И.Пидкасистого: «Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно – урочной системе обучения – это урок» [5, с.327], и М.Н.Скаткина: «Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени» [2, с.226]. 

Ю.А.Конаржевский выделяет восемь существенных признаков  понятия «современный урок». Урок – это:

1) основная форма организации учебной работы;

2) динамическая, совершенствующаяся, процессуальная система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;

3) социальная система;

4) основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;

5) действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;

6) элементарная, структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;

7) звено в системе уроков;

8) аспект взаимодействия семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье ученика[1, c.32].

Под культурой урока следует понимать характеристику, которая бы свидетельствовала о высоком уровне организуемой педагогом групповой познавательной деятельности, позволяющему говорить, что урок протекает в контексте современной культуры. Таким образом, урок – культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями, он создан педагогической мыслью, он продукт восхождения человека к бесконечному процессу познания и осмысления мира [3,c.53]. 

Для успешного проведения современного урока выделяют следующие принципы  его организации:

- принцип сотрудничества – базируется  на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся;

- оказание педагогической поддержки как процесса понимания и принятия особенностей саморазвития ребенка, как реализации его потребностей в защищенности и заботе, в свободном восхождении своего Я;

 -   принцип ценностного отношения к детству;

 -  учащийся обладает своей субъективностью, поэтому взаимодействие учителя и ученика должно строиться как диалогичный и целостный учебный процесс;

 - принцип соразвития, т.е. цель развития ребенка – прогрессирующая гармонизация внутреннего и внешнего Я, также как и учителя;

 - принцип свободы – важнейшей задачей образовательной среды является обеспечение возможности для каждого ученика открывать себя в различных видах деятельности;

 - принцип терпимости – способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия;

 - принцип принятия – способность любить ребенка таким, какой он есть, безотносительно внешних эталонов.

Дидактическая ситуация современного урока, по мнению О.Мацкайловой, – это не просто совокупность, но и система дидактических условий становления ученика, сознательно конструируемая и используемая учителем в целях обучения и воспитания [4, с.23]. Подобное понимание урока дает возможность определить его как специально организованную среду с обязательным сопровождением любого его элемента условиями, благоприятными для успешной учебной деятельности школьника.

В уроке должно содержательно просматриваться пространство дидактической ситуации через ситуацию открытости, ситуацию успеха, ситуацию поддержки, коммуникативную ситуацию.

Ситуация открытости – ситуация, в которой ученик имеет возможность быть успешным настолько, насколько он может быть успешным.

Ситуация успеха – это залог положительного отношения к учению, это дополнительный импульс к активной работе.

Ситуация поддержки – исключение нарочитой информационной направленности урока, индивидуальное проецирование конкретных мер по оказании поддержки в эмоциональном, волевом, интеллектуальном, деятельном аспектах познания.

Коммуникативная ситуация – продуктивное общение, направленное на субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика.

Разумеется, учитель сам должен быть носителем высоких ценностей, чтобы справиться с выдвигаемыми перед ним задачами, потому что его задачи - воспитание человека и нет ничего важнее. Еще мудрые греки сказали: «Человек - мера всех вещей».

Таким образом, можно сделать вывод, что современный урок – это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, представить человеку максимум свободы для индивидуального развития. Именно в процессе такого урока постигаются образцы высокой культуры отношений, обеспечивается возможность свободного умственного труда, радость общения и интенсивного духовного развития каждого ребенка.

Литература

1.Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия // Методист. – 2003. - № 1. – С.30-39.

2.Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982.

3.Крылова Н.Б. Культурология образования. – М., 2000.

4.Культурология образования: современный урок. Коллективная монография. Выпуск 2 /Под ред. Л.П.Качаловой, Е.В.Телеевой. – Шадринск, 2004. – 148с.

5.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж. Корпоративная культура современного ДОУ, его имидж.

На небольшой промежуток времени обращения к этому феномену еще не накоплено достаточной информации о содержании и специфике корпоративной культуры предприятий, а тем более корпоративной культуры в обр...

Современный урок: проблемы и перспективы

« Урок – это зеркало общей и  педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский...

Конспект занятия для участие в городском Интернет-фестивале педагогических идей «Современный урок» Речевое развитие, старшая группа. Тема: «Моя мама лучшая на свете» Воспитатель: Фомичева Лариса Валентиновна г. Ачинск, МБДОУ «Д/с № 40».

Цель: развивать связную речь детей; развивать познавательные способности детей, воспитывать уважительное и внимательное отношение к людям, желание помогать маме....

Современный урок

Современный урок...

Современный урок изобразительного искусства

Художественное образование в основной школе ориентировано, прежде всего, на воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать...

Конкурс педагогических инициатив «Современный урок-2013». Физкультурное занятие в подготовительной к школе группе «Путешествие на машине времени»

Цель занятия: приобщение детей к здоровому образу жизни и пониманию ценности   занятий спортом, расширение кругозора детей через сообщение доступных возрасту знаний.Задачи.Оздоровительные:* ...

Современный урок -  каким ему быть? Н.И. Шевченко, к. пед. наук, доцент, ГАОУ ВО МГПУ

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.Главной задачей школьного образования становится предоставление обу...