Некоторые направления коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Кудреватова Ольга Викторовна

В работе раскрывается коррекционная работа над слоговой структурой  слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

     Проблема коррекции слоговой структуры слова является одной из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.

Теоретические данные  в области изучения онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что для нормативного восприятия и произношения структуры лексических единиц необходимо наличие определенного уровня сформированности ряда неречевых процессов, а именно, оптико-пространственной ориентации, сложных параметров движений и действий (динамического и ритмического), а так же возможностей построения двигательных серий.

Определяющим принципом построения этапов коррекционного воздействия является учет обязательного опережающего формирования базовых предпосылок с их последующим параллельным совершенствованием в процессе работы над восприятием и воспроизведением слов различной слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

 Рассмотрим некоторые из направлений коррекции слоговой структуры слова у детей.

 1. Совершенствование темпо-ритмической организации общих движений.  

 2.Совершенствование  статической и динамической координации движений пальцев рук.

 3. Тренировки  статической  и динамической организации движений пальцев рук и органов артикуляционного аппарата.

Подробнее остановимся на каждом из направлений.

Серия игр и упражнений для совершенствования темпо-ритмической организации общих движений.

Задачи: 

-совершенствовать координацию общих движений;

 -формировать умение различать и воспроизводить заданные темп и ритм на основе восприятия разных модальностей;

 -формировать зрительное отслеживание в заданных направлениях.

«Делай как я, продолжай сам».

Вариант 1. Воспроизведение серий движений руками. Логопед

становится спиной к детям и осуществляет показ серий: а) из двух движений, б) из трех движений.

А) руки в стороны, на пояс, в стороны, на пояс...; руки за голову, в стороны, за голову, в стороны...; руки на пояс, вверх, на пояс, вверх...; руки на пояс, на плечи, на пояс, на плечи... и т.д..

Б) руки на пояс, на плечи, вверх, на пояс, на плечи, верх...; руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз... и т.д..

Вариант 2. Воспроизведение серий движений ногами. Логопед становится спиной к детям и осуществляет показ серий а) из двух движений, б) из трех движений.

А) нога вперед, назад, вперед, назад ...; нога в сторону, на место, в сторону, на место...; нога назад, на место, назад, на место... и т.д..

Б) нога вперед, назад, на место, вперед, назад, на место...; нога в сторону, назад, на место, в сторону, назад, на место... и т.д..

«Загадки от зверят».

Вариант 1. Перед ребенком на столе расположены три игрушки (медведь, лошадь, заяц). Логопед показывает определенный темп передвижения игрушки по столу, соответствующий характеру определенного персонажа (мишка - медленно, вразвалку; заяц - быстро, подскоками; лошадь - в умеренном темпе). Ребенок берет игрушку и воспроизводит заданный темп и характер движений в процессе изображения ходьбы или бега игрушечного зверя.

Вопросы логопеда: «Скажи, как двигается мишка (лошадка, зайка)? Кто двигался быстрее (медленнее, одинаково)?»

Вариант 2. Ребенок воспроизводит движение животного по инструкции: «Покажи сам».

«Веселые инструменты».

Ход игры. Логопед воспроизводит на музыкальном инструменте (барабане, бубне, пианино, металлофоне) определенное количество ударов в заданном темпе (определенный ритмический рисунок). Ребенок выполняет хлопки или удары ладонью в заданном темпе (или ритме; и темпе, и ритме).

Вопросы логопеда: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан? Отхлопай так же. Сыграй так же на пианино и т.д.»

«Танцующие снежинки».

Ход игры. На фланеллеграфе  изображение снежинок в ряд. Ребенок хлопает (топает, постукивает) воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов).

 Ребенок определяет темп, затем воспроизводит «танец».

«Бабочки и цветы».

Вариант 1. На фланелеграфе - изображение цветка, на котором сидит бабочка. Этот символ обозначается сильным ударом (хлопком). Цветок без бабочки - слабым ударом. Изображения появляются по одному, дети угадывают, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести, затем выполняют задание.

Вариант 2. На фланелеграфе появляется ряд, состоящий из разных цветков - с бабочками и без бабочек. Логопед осуществляет показ. Дети следят взором, хлопают.

Инструкция: а) «Следи за указкой. Сильно хлопай, если я покажу на цветок с бабочкой»; б) «Следи за указкой. Слабо хлопай, если я укажу на цветок без бабочки».

Вариант 3. На фланелеграфе появляется ряд, состоящий из разных цветов (изображающий определенный ритмический рисунок).

Инструкция: «Прохлопай (протопай, сыграй) так же».

Вариант 4. А) Каждый ребенок выкладывает свой ряд из цветков и воспроизводит свою «песенку». Б) Воспроизводит «песенку» соседа по столу.

Примечание. Варианты символических изображений для игры № 5:

А) Для воспроизведения силы удара предъявляются елочки с шишкой, камешки с лягушками, они сигнализируются сильным ударом или хлопком; елочки без шишек, камешки без лягушек -слабым ударом или хлопком.

Б) Для усвоения долготы звука детям даются цветы на длинных ножках, высокие елочки, высокий заборчик (долгий звук дудочки), цветы на коротких ножках, низкие елочки и заборчики (короткий звук дудочки).

Серия упражнений по совершенствованию статической и динамической координации движений пальцев рук.

Задачи:

 -развивать возможности плавного переключения с одного движения на другое,

- воспроизведение заданного темпа и ритма,

- пространственной организации движений пальцев рук.

Упражнение 1. Поочередное единичное прикосновение большим пальцем к указательному пальцу, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе (правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно).

Упражнение 2. Выполнение по два (по три, по четыре и т.д.) поочередных прикосновений большого пальца к указательному, среднему, безымянному, мизинцу в умеренном, медленном, быстром темпе (правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно).

Упражнение 3. Чередование разного количества поочередных прикосновений (два прикосновения большого пальца к указательному, одно прикосновение большого пальца к среднему, два прикосновения большого пальца к безымянному, одно прикосновение большого пальца к мизинцу) выполняется правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно в разном темпе.

Упражнение 4. Поочередное прикосновение большого пальца к другим пальцам за исключением одного запретного.

Упражнение 5. Поочередное прикосновение пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 6. Выполнение по два (по три, по четыре и т.д.) поочередных прикосновений пальцев правой руки к одноименным пальцам левой руки в умеренном, медленном, быстром темпе.

Упражнение 7. Поочередное прикосновение пальцев рук к столу - «игра на рояле» - в направлениях слева направо, справа налево, во встречных направлениях (двух рук одновременно).

Упражнение 8. Поочередное сгибание в кулак и разгибание пальцев правой (левой) руки, двух рук одновременно.

Серия игровых упражнений для  тренировки  статической  и

динамической организации движений пальцев рук и органов артикуляционного аппарата.

Задачи:

 - развивать кинестетическую и кинетическую основы движений;

 - совершенствовать плавность и переключаемость движений;      

 - совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.

Упражнение 1. «Качели».

Вариант 1. Рот широко открыт, язык приподнимается вверх, затем опускается вниз. Прямые руки двигаются одновременно с языком в тех же направлениях.

Вариант 2. Язык производит те же движения, руки двигаются в противоположных направлениях.

Упражнение 2. «Часики».

Вариант 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик языка попеременно касается уголков рта. Указательные пальцы рук выполняют синхронные движения «влево-вправо», направление движений пальцев совпадает с движениями языка.

Вариант 2. Органы артикуляции производят те же движения. Указательные пальцы рук синхронно двигаются в противоположном направлении.

Упражнение 3. «Чистим зубки».

Вариант 1. Рот широко открыт, зубы обнажены, язык выполняет движения из стороны в сторону, имитирующие чистку зубов (верхних, затем нижних). Указа тельный палец руки двигается синхронно с языком (в тех же направлениях).

Вариант 2. Органы артикуляции выполняют те же движения и находятся в тех же положениях. Указательный палец двигается синхронно в противоположном направлении.

Упражнение 4. «Вкусное варенье».

Вариант 1. Рот открыт, широкий язык облизывает верхнюю, затем нижнюю губы, двигаясь сверху вниз. Указательные пальцы рук выполняют  движения в тех же направлениях.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в тех же положениях и выполняют те же движения. Указательные пальцы рук двигаются в противоположных направлениях.

Упражнение 5. «Гармошка».

Рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, возвращается в исходное положение. Руки имитируют игру на гармошке.

Упражнение 6. «Лошадка».

Вариант 1. Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).

Вариант 2. А) руки и язык выполняют заданное количество движений. Б) руки и язык выполняют движения в заданном ритме.

Упражнение 7.  «Барабанщики».

Рот широко открыт, кончик языка «стучит» в альвеолы ([д-д-д-д]). Одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).

Упражнение 8. «Гудит самолет».

Губы растянуты, кончик языка зажат между зубами, длительно произносится [ы]. Руки выполняют вращательные движения, имитирующие работу пропеллера.

Упражнение 9. «Гудит пароход».

Органы артикуляции выполняют движения, аналогичные предыдущему  упражнению . Кисти рук сложены «лодочкой», большие пальцы подняты вверх, руки выполняют колебательные движения влево и вправо.

Упражнение 10.  «Маляр».

Вариант 1. Рот широко открыт, язык выполняет движения по небу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки - кисточку, которая двигается синхронно движениям языка.

Вариант 2. Органы артикуляции находятся в том же положении и выполняют те же движения. Руки двигаются в направлениях, противоположных движениям языка.

Ориентация логопедической работы на развитие и совершенствование значимых неречевых процессов (оптико-пространственной ориентации, возможностей динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации) помогает создать базу для овладения ребенком слоговой структуры слова и оптимизировать весь коррекционный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1.Ахутина Т.В., Курганский А.В. Ритмический темпинг у взрослых и детей. Зависимость от структуры сложности // Первая международная конференция памяти А.Р. Лурия.-М., 1998.-с. 166-177.

2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. - М., 2005.

    3.Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М., 1987.

    4.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1964.

    5.Кроткова O.K. Количественная оценка проявлений доминантности полушарий в сложных параметрах двигательной сферы // Нейропсихология сегодня. / Под ред. Е.Д. Хомской.-М.,1995. -с. 198-208.

    6.Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей / Специальная школа. М. - АПН РСФСР. -1959.-Вып. 4.-с. 86-89.

   7.Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности. - М., 1965.

   8.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. - М., 2000.

   9.Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1963.

10.Ю.Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием. -М., 1989.

11.И.Орфинская В.К. Типы моторной оптической алалии.-Л., 1959.

    12.Семенович А.В., Умрихин СО. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - М., 1997.

    13.Сикорский И.А. О развитии речи у детей / Собрание сочинений. - Кн. 2. - Киев. - 1899.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития....

«Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с речевой патологией»

Итак, нарушение слоговой структуры слова представляет значительную сложность для логопедической работы.   Самым распространённым дефектом произношения слов различной  слоговой структуры...

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для воспитателей: "Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста"Познакомить педагогов с системой приёмов и методов коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей ...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

При подготовке ребенка  с ТНР к школе необходимо  поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

«КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР"

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с общим недоразвитием речи, у которых нарушено формирование всех сторон речи. (слайд 2) Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возрас...

Коррекция слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

направление работы по коррекциии слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста...

Альбомы по коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР

Материал предназначен для практикующих логопедов. Альбомы представляют собой тренажер для коррекции ССС 1 типа....