Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Наймушина Любовь Владимировна

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_razvitiem_rechevogo_dyhaniya.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

            Работа над развитием речевого дыхания, как одно из            

                 направлений  в профилактике речевых нарушений.

  Речь - важное условие и средство коммуникации. Совершенная речь особенно необходима педагогам и людям разных профессий, связанных с общением.

  Культура речи включает дикцию - четкость произношения, орфоэпию - правильность (нормы) произношения, владение голосом, умение стилистически и логически строить высказывание.

  Наиболее часто речевые нарушения встречаются в детском и подростковом возрасте. Они появляются под влиянием различных неблагоприятных воздействий: подражания старшим, заболевания, отрицательных наследственных факторов, плохих социально - бытовых условий, дефицита общения, психических травм. Однако, дефекты речи могут формироваться и в зрелом возрасте как следствие физического и психического переутомления, продолжительных голосовых нагрузок, различных заболеваний.

  Как правило, люди редко имеют идеальные речевые данные .

  Согласно статистике , количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличе-нию. Поэтому работе по коррекции речи нужно уделять большое внимание.

  Устная речь является сложным процессом взаимодействия между центральной нерв-ной системой, голосовым, дыхательным и артикуляционным аппаратом .

Наиболее часто встречающиеся в практике недостатки произношения можно объеди-нить в определенные группы.  В частности -

- однотонность или монотонность речи , связанная с неумением различать высотные изменения голоса и пользоваться ими;

- вялость, прерывистость голоса из-за неправильного речевого дыхания;

- зажатость голоса в ротовой полости,

- отсутствие плавных переходов от нижних нот к верхним, и наоборот, из-за неумения пользоваться средним регистром, неумение пользоваться природными резонаторами, в голосе отсутствует сила, хотя человек напрягается, кричит.

Без поставленного речевого дыхания не бывает хорошего голоса.

  Как одно из направлений в работе воспитателя по профилактике речевых нарушений является работа над развитием речевого дыхания

  Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости, четкого соблюдения пауз, сохране-ния плавности речи и интонационной выразительности.

  Нарушения речевого дыхания может быть следствием общей ослабленности организ-ма, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д.

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запасов воздуха и др. отрицательно влияют на развитие речи детей, и могут быть обусловлены неправильным воспитани-ем, недостаточным вниманием со стороны взрослых к речи детей.

Характер дыхания накладывает особый отпечаток на речь ребенка.

   У маленьких детей дыхание слабое поверхностное, короткое, частое. Малыши, име-ющие ослабленный вдох и выдох, как правило говорят тихо, затрудняются в произне-сении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плав-ность речи, т.к. дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

  Для того чтобы речь звучала плавно, надо уметь быстро и достаточно глубоко вдохнуть воздух и медленно без резких толчков выдыхать его, пока произносится одно или несколько слов подряд.

Но у малыша не хватает выдоха даже на 1 слово: скажет часть слова и остановится, чтобы вдохнуть новую порцию воздуха, а иногда при этом вдохе продолжает говорить захлебываясь, из-за чего речь становится очень тихой,что бывает трудно понять ее, а иные звуки искажаются и даже совсем не выговариваются  что делает речь еще более непонятной.

При толчкообразном выдохе речь звучит то тихо, то громко.

  Цель тренировки правильного речевого дыхания  - выработка длительного правильного выдоха, а не умения вдохнуть побольше воздуха.

   ечевое дыхание во многом управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения . Если говорящий обращается к человеку, стоящему далеко от него, то он, «посылая звук», удлиняет выдох и тем самым усиливает работу голосовых связок.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являют-ся основой и для звучного голоса.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется начинать работу с непроизвольных и таких забавных для ребенка  игровых упражнений :

Младшая группа

*  дутье на одуванчики весной и летом

*  дуя на легкие шарики, катать их по столу;.

*  пускать в тазу с водой уток, лебедей, лодки, кораблики, дуть на них;

*  дутье на разноцветные вертушки;

*  приводить в движение крылья мельницы;

*  звукоподражание домашним птицам или животным. Например: произнесение

    3-4 слогов на одном выдохе:  ко-ко-ко, га-га-га и т.д.(игра «Птицеферма»)

*  игра на духовых инструментах (дудочках, губных гармошках);

*  дутье на привязанные комки ваты, снежинки, легкие бумажные разноцветные  

    птички, бабочки;

*  пускание мыльных пузырей;

*  Игра «Чей пароход гудит лучше?»

В средней группе рекомендуется проводить игру «Ныряльщики»:

*  дутье через соломинку в стакан с водой;.

*  надувать воздушные шарики; резиновые игрушки;

*  дуть вверх, не давая упасть мыльному пузырю, пушинке, ватке, перышку.

*  а еще интересно тянуть гласные звуки на выдохе : кто дольше?

*  или свистящие и шипящие согласные ( игра «Насос», «Пароход»,)

*  произносить на одном выдохе слова,  постепенно наращивая их количество : сначала 1слово, потом 2, 3,4 и т. д., не доводя количество слов до перенапряжения. Нельзя допускать одышки, покраснения лица.

В таком же роде проговаривать предложения, постепенно увеличивая количество слов в предложении.

Перед игрой обязательно ставится определенная задача, цель, вводится элемент соревнования: например: «Мой пароход направляется в Москву, а твой в

 Киев. Чей скорее прибудет?» - это повышает интерес ребенка к игре.

  Такие игры полезно проводить ежедневно , в зависимости от возраста , от  2 до 6 минут.

    При всех этих забавах ребенок непроизвольно учится делать вдох через нос, а выдох через рот.

  Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведете ребенка к осознанию акта дыхания .

Читая детям сказку, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой , не торопясь, вдыхать через рот. Фраза не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3 - 5 слов для 3 - 4 лет, 4 - 6 слов - для более старших детей.

  Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием.

Подражая взрослым, ребенок, вместе с ним поет песенки, декламирует стихи под маршировку с соблюдением правильного дыхания ( перед фразой  довольно быстрый  вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения ).

Поэтому , развитие этих способностей у ребенка тоже требует пристального внимания родителей , педагогов.

При хриплом , глухом , визгливом , грубом или гнусавом, слишком тихом или чрезмерно громком голосе страдает внятность и приятность речи.

  С ребенком , который говорит слишком тихо , лучше разговаривать на большем расстоянии  - не заметно для себя он будет усиливать голос, то же надо делать при чтении стихов или рассказывании.

   Детей в возрасте 5-6 лет полезно приучать к пению сольному и хоровому  таких песен , которые соответствуют его возрастным  голосовым и умственным возможнос-тям, но не переутомляют его.

  Решающую роль в формировании правильной речи ребенка играет речь окружающих его людей. Взрослые должны говорить с ребенком простым понятным ему языком, правильно, четко произнося каждый звук, правильно ставя ударение. Следует выбирать простые по построению предложения, делая между ними небольшие оста-новки, говорить не спеша, в умеренном темпе, выразительно, подчеркивая голосом нужные слова и ярко выражая в речи свои чувства, приятным, мелодичным голосом.

Нельзя упускать из виду того, что маленький ребенок нередко с удовольствием слушает взрослых не потому , что заинтересован, о чем ему говорят, а потому что наслаждается музыкой речи.

  Разнообразные недостатки речи у малышей (крикливый грубый голос, слишком быстрый или медленный темп, заикание, неправильное произношение звуков ) с течением времени закрепляются и их бывает очень трудно исправить. Поэтому надо вовремя предупредить всякого рода речевые дефекты.

 Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов, с помощью которых она осуществляется.

  Очень важно оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла. Но нельзя их изнеживать укутыванием, т. к. снижается сопротивляемость организма неблагопри-ятным условиям.

  Надо щадить слух ребенка, оберегать его от слишком резких и громких звуков, от постоянного шума. Слишком сильные раздражители притупляют слух ребенка.

Если ребенок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов, к тому же плохо говорит, смешивает глухие и звонкие согласные, путает слова, надо обязательно обратиться к врачу- отоларингологу. Возможно, у вашего ребенка снижение слуха.

В случае искривления у ребенка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу - стоматологу.

   Важно своевременно лечить и удалять разросшиеся аденоиды, лечить болезни, затрудняющие дыхание; они не только мешают развитию нормального произношения, но могут вызывать ночные страхи, приводящие к заиканию.

Избавление ребенка от анатомических дефектов не только улучшает его речь, процессы питания (глотания, жевания ), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.

  Чтобы предупредить расстройства голоса у детей , надо следить , чтобы дети не напрягали голосовые  связки - не кричали, не пели слишком громко, особенно на очень высоком тоне, не выходили разгоряченными на мороз, не пели на холоде. Надо также помнить, что пыльный прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, из мелодичного звонкого голос ребенка становится сиплым, глуховатым, маловыразительным.

  Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Нервная система у детей находится в стадии развития, нежная, хрупкая, она не выдерживает сильных нагрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка  необходимо проявлять о ней заботу: оберегать от физических и психических травм, неудержимо бурных проявлений гнева и радости, пребывания среди нервных , беспокойных или  заикающихся детей .

Список используемой литературы:

1. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина  «Основы логопедии», М, «Просвещение»1989г.

2. В. А Киселева «Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии», М., Школьная пресса , 2007г.

3. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», М, «Просвешение» , 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....

Предметно- развивающая среда для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предметно-развивающая среда  для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

                 Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями

Развитие дыхания  - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей - логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Необходимо научиться парвильному дыханию....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Развитие дыхания– один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия ...

Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.В чем отличие речевого дыхания от обычного? Д...